Слова

Конкурс фильмов о победе … над собой

Канал «Россия 2» подвел итоги конкурса «Победа за нами». Жюри и режиссер одного из выигравших фильмов рассказали корреспонденту tvkinoradio.ru о том, как готовился проект, о чем рассказывали картины конкурсантов и почему о Великой Отечественной Войне важно помнить не только 9 мая

  • 12 мая 2015
  • 1036
Юлия Лаптева

Великая Отечественная Война стала благодатным материалом для творчества писателей, музыкантов, режиссеров. Для новых проектов, вдохновленных этой темой, канал «Россия 2» объявил конкурс «Победа за нами». В конкурсе было всего две номинации: музыкальный клип и фильм хронометражем до 20 минут. Сюжет работ не обязательно было связывать с Великой Войной или Победой, время и место действия авторы тоже могли выбрать по своему усмотрению. Главным условием было через главного героя картины показать суть национального духа. 
 

Лучшая работа в номинации «Музыкальный клип»

Жюри конкурса «России 2» предстояло оценить 300 работ. Их присылали режиссеры и студии со всей страны. Одни надеялись стать лучшими, другим было просто интересно узнать экспертное мнение. В жюри, кстати, было кого послушать: писатель Захар Прилепин, музыкант Александр Ф. Скляр, продюсер канала «Россия 2» Игорь Лебедев и режиссер Дмитрий Грачев. Председателем стал режиссер Павел Лунгин. 


«Меня большего всего интересует талант, неожиданные решения, оригинальность мышления, нестандартность, небанальность. Желание не спрятаться за какими-то наработанными идеологическими лозунгами, а попробовать сказать что-то личное, уникальное о себе, о своем поколении, о своем времени», – рассуждает он о конкурсе и его участниках.



«То, что я увидел в работах конкурсантов, меня лично очень удивило. Такая энергетика. Столько идей, столько режиссуры… такая самоотдача. И, самое важное, что благодаря нашему конкурсу «Победа за нами», эти работы сможет увидеть любой зритель. Это не где-то там, в интернете, где надо искать, нет. Мне кажется, для любого кинематографиста это самое важное – найти своего зрителя. Благодаря конкурсу эти работы своего зрителя нашли», – говорит режиссер Дмитрий Грачев.


Из 300 работ были отобраны 18 клипов и 11 короткометражек. Эти работы были сформированы в несколько блоков, которые транслировались на канале «Россия 2» с 5 по 8 мая. В День Победы канал показал их вместе, объединив в общий выпуск длиной 1 час 42 минуты. 
 
Одной из самых интересных работ конкурса жюри признало фильм «Бритва» выпускника ВГИКа Алексея Белякова, снятого по мотивам одноименного рассказа Владимира Набокова. Эта лента стала его дипломной работой (а также – оператора и звукорежиссера, работавших над проектом). Главный герой картины, бывший узник концлагеря, служит парикмахером. Однажды в кресле оказывается немецкий офицер, в котором тот узнает своего надзирателя. Соблазн полоснуть бритвой по горлу и разом расквитаться за все обиды велик, сумеет ли герой его победить?


Алексей Беляков, фото из Instagram режиссера

В интервью tvkinoradio.ru Беляков рассказал о том, как создавалась лента. На вопрос, о чем, собственно, фильм, Беляков отвечает просто: «О войне. О мести. О прощении. Прощать умеют только сильные люди. Главный герой фильма именно такой человек». Для Алексея проект начался с разговора с его преподавателем из ВГИКа Владимиром Поддубицким. «Он пересказал мне своими словами рассказ Набокова. И пересказ этот меня сильно зацепил», – признается Алексей. Этого разговора оказалось вполне достаточно для того, чтобы появилась идея фильма.

Дело оставалось за сценарием. «Сценарий писался достаточно быстро, так как у него была железобетонная литературная основа. Я только адаптировал историю под себя, поменял время и место действия, так, чтобы мне самому было еще интереснее». А вот когда пришло время выбирать, кому доверить роли – работа немного застопорилась. «С актерами было сложно. Изначально сценарий писался под других людей. Но на деле оказалось, что актеры, которых я хотел снимать значительно старше, чем я ожидал, – рассказывает Алексей. –  Несколько уважаемых актеров мне отказали: кому-то не нравился сценарий, с кем-то мы не смогли договориться по срокам съемочных дней. А с Игорем Савочкиным (капитан Иванов) и Николаем Дроздовским (немецкий офицер) как-то сразу нашли общий язык и все сложилось». 

Поскольку творческая группа очень не хотела, чтобы наблюдательный зритель заметил какие-нибудь исторические ляпы, большое внимание уделялось деталям. «Реквизитом мы занимались долго, вместе с замечательным художником Ольгой Максаковой. На нашем фильме Оля была и художником-постановщиком, и художником по костюмам. Большая часть реквизита и костюмов была арендована на Мосфильме, кое-что подбирали дома и по друзьям. Парикмахерский стол был изготовлен специально для нашего фильма. Исторических консультантов у нас не было, но мы скрупулезно отнеслись к этому делу». 


Короткометражный фильм «Бритва» – лучшая работа в номинации «Короткометражный фильм»
 
Съемки 20-минутной картины заняли 8 дней: 6 смен в павильоне, 1 смена в подвале, 1 смена на натуре. Съемочное оборудование предоставил ВГИК. Снимали на камеру ARRI Alexa.
 
Сложностей на съемках хватало. И большинство из них было связано отнюдь не с творческими, а с вполне материальными, даже бюрократическими вопросами. «Могу рассказать маленькую историю, связанную с последним кадром нашего фильма, – говорит Алексей. – Это должен был быть кадр с витриной парикмахерской, на которой бы появлялось название фильма. Изначально мы закладывали в смету деньги на витрину, но сроки поджимали, дело было под новый год, короткие, предпраздничные рабочие дни – в общем, мы не успели оформить договор на аренду витрины у Мосфильма. Наш оператор Максим Хоменко на свои деньги построил эту витрину. Мы ее покрасили, вставили стекло, заполнили ее всяческими парикмахерскими штучками (деревянные головы под парики, ножницы, расчески, и т. д.), проложили рельсы для телеги с камерой, оставалось только нажать на кнопочку и прокатить телегу. Но тут пришел ВГИКовский охранник и объявил, что смена окончена, и начал нас выгонять. Никакие уговоры и объяснения, что это наша крайняя смена и кадр на него не подействовали. Так фильм лишился этого кадра». 

«Монтаж занял около месяца или даже больше. Монтировали вместе с продюсером Сергеем Васильевым, который еще и делал компьютерную графику в фильме», – говорит Беляков об этапе постпродакшна. Отдельная история – музыкальное оформление, которое является очень важной частью любой картины. Здесь в авторский замысел снова вмешались обстоятельства совсем не творческого свойства. «Изначально я планировал сотрудничать с композитором, и написать оригинальный саундтрек, но сроки поджимали, нужно было торопиться, чтобы успеть к защите диплома, и мы со звукорежиссером Ириной Вихаревой приняли решение подобрать уже готовую музыку, – поясняет Алексей. – Я сразу решил, что нам обязательно нужен аккордеон, ведь это первая ассоциация с французской музыкой. Ира нашла эти прекрасные композиции, чему я очень рад – они прекрасно подошли к нашему фильму». 


Кадр из фильма «Бритва»

Если Вам стало интересно, чем все-таки закончится история, и вы не хотите раскрывать интригу раньше времени, лучше сначала посмотрите фильм, а после продолжите чтение этого текста. Для всех остальных приоткроем тайну: главный герой картины все-таки отпускает своего мучителя, война закончилась. 

Тема Великой отечественной войны близка режиссеру. «Оба мои деда воевали: один дошел до Праги, другой был ранен в Литве», – рассказывает он. – Война – это самая главная ошибка человечества!  А на ошибках, как известно надо учиться! И забывать об этом ни в коем случае нельзя!»

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также