Слова

«Николай Васенин показал нам пример настоящей воинской закалки»

Режиссер-документалист Андрей Григорьев рассказал tvkinoradio.ru о съемках «Васенина»: как 94-летней ветеран справился с поставленной задачей и что помогло группе продолжить производство после отказа в господдержке

  • 11 мая 2015
  • 727
Родион Чемонин

Андрей Григорьев
Андрей Григорьев

О документальном фильме «Васенин»  Андрея Григорьева говорили еще до его съемок. История на миллион: единственный русский военный, получивший орден Почетного легиона за участие в Движении Сопротивления. Человек, переживший два плена: в немецком фильтрационном лагере и в советской ссылке. Невероятная история любви русского воина Николя и француженки Жанны Моно, которую Васенин искал 70 лет после их разлуки.
 
Кажется трудно объяснимым, что этот сюжет нашел своего постановщика только сейчас. И это не художественный фильм, а честно сделанное документальное кино, в котором нашлось место и подвигу нашего солдата, и любви. Еще удивительнее, что его сняла относительно молодая команда. При этом помощь с финансированием предлагали многие, но только не государство.
 
Андрей Григорьев и Николай Васенин
Андрей Григорьев и Николай Васенин
 
- Андрей, как, по-вашему, является ли это этически верным: взять 90-летнего реального персонажа и делать про него кино?

- Да, вы знаете, когда мы ехали во Францию, перед нами стояла трудно подъемная задача: 94-летнего ветерана провести по местам боевой славы. Это было не так просто. Начнем с того, что в те дни в Европе были температурные рекорды. Потом, бастовали французские рабочие, били стекла на поездах. И мы в последний момент приняли решение ехать на машине. Николай Максимович ехал с нами все шестьсот километров, сидя на заднем сидении. Так вот, с его стороны не было никаких остановок по требованию, никакого плохого самочувствия. Это человек старой закалки, который показывает нам, как надо справляться с любыми испытаниями. Мы много чему научились от него и очень гордимся тому, что его дело живет, что память о нем увековечена.
 
 Николай Васенин и его сын в Сен-Сорлене
Николай Васенин и его сын в Сен-Сорлене
 
- Как вы работаете с актерами на площадке? Жестко?

- Можно ли обращаться с актерами жестко? Ну, вы же знаете, что «Васенин» – это реальная история. Это не постановка. Никакого жестокого обращения с актерами у нас не было. Я не верю в то, что строгая дисциплина – это залог успеха. (смеется) Надо же наоборот – погрузить артиста в атмосферу, чтобы он отдался полностью. Чтобы он мысленно и физически, как хамелеон, перевоплотился.
 
Это вообще главная задача – погрузить всех членов съемочной группы в одну идею, в один процесс.
 
- Расскажите про краудфандинг…

- Народное финансирование? Когда нам было отказано в поддержке от руководства области, конкретно от министра культуры Свердловской области, мы сконцентрировались и привлекли тех людей, которые имели определённое влияние и смогли привлечь к нашему проекту спонсоров. Вот на сегодняшний день нашим фильмом заинтересовалась генеральный партнер «Русская медная компания». Мы этому факту рады. И даже больше: гордимся. С их помощью мы смогли закончить фильм в срок, смогли повысить качество производства. Я считаю это не просто удачей, а большой победой всей съемочной группы.
 
Андрей Григорьев и Павел Саблин, кинооператор, соавтор и сопродюсер фильма
Андрей Григорьев и Павел Саблин, кинооператор, соавтор и сопродюсер фильма
 
- Вы можете в процентном соотношении сказать, сколько в «Васенине» народных денег, сколько личных, сколько инвесторских? Мы не лезем в карман, просто очень важно понимать, как сейчас живет российская документалистика.

- Если говорить в процентном соотношении, то народное финансирование – это порядка 30%.  Моих личных средств было задействовано около 15%. Средства моих друзей – около 20% (это еще и деньги съемочной группы). Всё остальное – это генеральный партнер, с помощью которого мы повышали и повышали качество.
 
Николай Васенин  его правнук в Париже
Николай Васенин  его правнук в Париже
 
- Не секрет, что режиссер с самого начала производства находится на грани отчаяния, не понимая, правильно ли он все делает. На каком этапе вы вдруг поняли, что проект получается?

- Получился или получается?
 
- Получается.

- Мы поняли это, наверное, тогда, когда наш фильм поддержали люди. Когда они начали передавать эту историю из уст в уста. Это было очень приятно просто наблюдать, как совершенно не знакомые тебе люди всячески стараются поддержать твою идею. Это здорово, это очень вдохновляет, ты чувствуешь ответственность перед людьми, чтобы не подвести их.
 
- Вы рассказывали, что Николай Максимович успел увидеть фильм до своей смерти. Как он отнесся к материалу?

- Замечательно. Я вообще думаю, что он все еще с нами. И он так же, как и мы, переживает. Мне даже кажется, что он гордится результатом.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 4367
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 2519
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2213
Репортаж

Как написать и продать пилот сериала

Почему пилотная серия лучше обычной заявки, какие герои и истории интересны ТВ-продюсерам, как успешно презентовать свой сценарий крупной студии — о тенденциях индустрии узнали на лекции сценариста Дмитрия Абезяева

  • 12 апреля
  • 1719
Практика

Визуальный стиль «Игры престолов»

Стартовал последний сезон «Игры престолов». Сериал запомнится в том числе и характерным мрачным визуальным стилем, в особенностях которого мы и предлагаем разобраться: операторская команда, крупные планы, полумрак, батальные эпизоды и «взгляд Бога»

  • 21 апреля
  • 1464
Профессия

«В кино не существует слова "нет"»: тезисы мастер-класса Константина Шатова

За что второго режиссера называют «серым кардиналом», можно ли снимать, если нет актеров и не написан сценарий, почему 80 смен подряд — это все-таки перебор: Константин Шатов о сложностях профессии

  • 15 апреля
  • 1293
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее