Слова

«Николай Васенин показал нам пример настоящей воинской закалки»

Режиссер-документалист Андрей Григорьев рассказал tvkinoradio.ru о съемках «Васенина»: как 94-летней ветеран справился с поставленной задачей и что помогло группе продолжить производство после отказа в господдержке

  • 11 мая 2015
  • 721
Родион Чемонин

Андрей Григорьев
Андрей Григорьев

О документальном фильме «Васенин»  Андрея Григорьева говорили еще до его съемок. История на миллион: единственный русский военный, получивший орден Почетного легиона за участие в Движении Сопротивления. Человек, переживший два плена: в немецком фильтрационном лагере и в советской ссылке. Невероятная история любви русского воина Николя и француженки Жанны Моно, которую Васенин искал 70 лет после их разлуки.
 
Кажется трудно объяснимым, что этот сюжет нашел своего постановщика только сейчас. И это не художественный фильм, а честно сделанное документальное кино, в котором нашлось место и подвигу нашего солдата, и любви. Еще удивительнее, что его сняла относительно молодая команда. При этом помощь с финансированием предлагали многие, но только не государство.
 
Андрей Григорьев и Николай Васенин
Андрей Григорьев и Николай Васенин
 
- Андрей, как, по-вашему, является ли это этически верным: взять 90-летнего реального персонажа и делать про него кино?

- Да, вы знаете, когда мы ехали во Францию, перед нами стояла трудно подъемная задача: 94-летнего ветерана провести по местам боевой славы. Это было не так просто. Начнем с того, что в те дни в Европе были температурные рекорды. Потом, бастовали французские рабочие, били стекла на поездах. И мы в последний момент приняли решение ехать на машине. Николай Максимович ехал с нами все шестьсот километров, сидя на заднем сидении. Так вот, с его стороны не было никаких остановок по требованию, никакого плохого самочувствия. Это человек старой закалки, который показывает нам, как надо справляться с любыми испытаниями. Мы много чему научились от него и очень гордимся тому, что его дело живет, что память о нем увековечена.
 
 Николай Васенин и его сын в Сен-Сорлене
Николай Васенин и его сын в Сен-Сорлене
 
- Как вы работаете с актерами на площадке? Жестко?

- Можно ли обращаться с актерами жестко? Ну, вы же знаете, что «Васенин» – это реальная история. Это не постановка. Никакого жестокого обращения с актерами у нас не было. Я не верю в то, что строгая дисциплина – это залог успеха. (смеется) Надо же наоборот – погрузить артиста в атмосферу, чтобы он отдался полностью. Чтобы он мысленно и физически, как хамелеон, перевоплотился.
 
Это вообще главная задача – погрузить всех членов съемочной группы в одну идею, в один процесс.
 
- Расскажите про краудфандинг…

- Народное финансирование? Когда нам было отказано в поддержке от руководства области, конкретно от министра культуры Свердловской области, мы сконцентрировались и привлекли тех людей, которые имели определённое влияние и смогли привлечь к нашему проекту спонсоров. Вот на сегодняшний день нашим фильмом заинтересовалась генеральный партнер «Русская медная компания». Мы этому факту рады. И даже больше: гордимся. С их помощью мы смогли закончить фильм в срок, смогли повысить качество производства. Я считаю это не просто удачей, а большой победой всей съемочной группы.
 
Андрей Григорьев и Павел Саблин, кинооператор, соавтор и сопродюсер фильма
Андрей Григорьев и Павел Саблин, кинооператор, соавтор и сопродюсер фильма
 
- Вы можете в процентном соотношении сказать, сколько в «Васенине» народных денег, сколько личных, сколько инвесторских? Мы не лезем в карман, просто очень важно понимать, как сейчас живет российская документалистика.

- Если говорить в процентном соотношении, то народное финансирование – это порядка 30%.  Моих личных средств было задействовано около 15%. Средства моих друзей – около 20% (это еще и деньги съемочной группы). Всё остальное – это генеральный партнер, с помощью которого мы повышали и повышали качество.
 
Николай Васенин  его правнук в Париже
Николай Васенин  его правнук в Париже
 
- Не секрет, что режиссер с самого начала производства находится на грани отчаяния, не понимая, правильно ли он все делает. На каком этапе вы вдруг поняли, что проект получается?

- Получился или получается?
 
- Получается.

- Мы поняли это, наверное, тогда, когда наш фильм поддержали люди. Когда они начали передавать эту историю из уст в уста. Это было очень приятно просто наблюдать, как совершенно не знакомые тебе люди всячески стараются поддержать твою идею. Это здорово, это очень вдохновляет, ты чувствуешь ответственность перед людьми, чтобы не подвести их.
 
- Вы рассказывали, что Николай Максимович успел увидеть фильм до своей смерти. Как он отнесся к материалу?

- Замечательно. Я вообще думаю, что он все еще с нами. И он так же, как и мы, переживает. Мне даже кажется, что он гордится результатом.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6018
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 5644
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 2679
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2659
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2453
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2032
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее