Слова

«Николай Васенин показал нам пример настоящей воинской закалки»

Режиссер-документалист Андрей Григорьев рассказал tvkinoradio.ru о съемках «Васенина»: как 94-летней ветеран справился с поставленной задачей и что помогло группе продолжить производство после отказа в господдержке

  • 11 мая 2015
  • 731
Родион Чемонин

Андрей Григорьев
Андрей Григорьев

О документальном фильме «Васенин»  Андрея Григорьева говорили еще до его съемок. История на миллион: единственный русский военный, получивший орден Почетного легиона за участие в Движении Сопротивления. Человек, переживший два плена: в немецком фильтрационном лагере и в советской ссылке. Невероятная история любви русского воина Николя и француженки Жанны Моно, которую Васенин искал 70 лет после их разлуки.
 
Кажется трудно объяснимым, что этот сюжет нашел своего постановщика только сейчас. И это не художественный фильм, а честно сделанное документальное кино, в котором нашлось место и подвигу нашего солдата, и любви. Еще удивительнее, что его сняла относительно молодая команда. При этом помощь с финансированием предлагали многие, но только не государство.
 
Андрей Григорьев и Николай Васенин
Андрей Григорьев и Николай Васенин
 
- Андрей, как, по-вашему, является ли это этически верным: взять 90-летнего реального персонажа и делать про него кино?

- Да, вы знаете, когда мы ехали во Францию, перед нами стояла трудно подъемная задача: 94-летнего ветерана провести по местам боевой славы. Это было не так просто. Начнем с того, что в те дни в Европе были температурные рекорды. Потом, бастовали французские рабочие, били стекла на поездах. И мы в последний момент приняли решение ехать на машине. Николай Максимович ехал с нами все шестьсот километров, сидя на заднем сидении. Так вот, с его стороны не было никаких остановок по требованию, никакого плохого самочувствия. Это человек старой закалки, который показывает нам, как надо справляться с любыми испытаниями. Мы много чему научились от него и очень гордимся тому, что его дело живет, что память о нем увековечена.
 
 Николай Васенин и его сын в Сен-Сорлене
Николай Васенин и его сын в Сен-Сорлене
 
- Как вы работаете с актерами на площадке? Жестко?

- Можно ли обращаться с актерами жестко? Ну, вы же знаете, что «Васенин» – это реальная история. Это не постановка. Никакого жестокого обращения с актерами у нас не было. Я не верю в то, что строгая дисциплина – это залог успеха. (смеется) Надо же наоборот – погрузить артиста в атмосферу, чтобы он отдался полностью. Чтобы он мысленно и физически, как хамелеон, перевоплотился.
 
Это вообще главная задача – погрузить всех членов съемочной группы в одну идею, в один процесс.
 
- Расскажите про краудфандинг…

- Народное финансирование? Когда нам было отказано в поддержке от руководства области, конкретно от министра культуры Свердловской области, мы сконцентрировались и привлекли тех людей, которые имели определённое влияние и смогли привлечь к нашему проекту спонсоров. Вот на сегодняшний день нашим фильмом заинтересовалась генеральный партнер «Русская медная компания». Мы этому факту рады. И даже больше: гордимся. С их помощью мы смогли закончить фильм в срок, смогли повысить качество производства. Я считаю это не просто удачей, а большой победой всей съемочной группы.
 
Андрей Григорьев и Павел Саблин, кинооператор, соавтор и сопродюсер фильма
Андрей Григорьев и Павел Саблин, кинооператор, соавтор и сопродюсер фильма
 
- Вы можете в процентном соотношении сказать, сколько в «Васенине» народных денег, сколько личных, сколько инвесторских? Мы не лезем в карман, просто очень важно понимать, как сейчас живет российская документалистика.

- Если говорить в процентном соотношении, то народное финансирование – это порядка 30%.  Моих личных средств было задействовано около 15%. Средства моих друзей – около 20% (это еще и деньги съемочной группы). Всё остальное – это генеральный партнер, с помощью которого мы повышали и повышали качество.
 
Николай Васенин  его правнук в Париже
Николай Васенин  его правнук в Париже
 
- Не секрет, что режиссер с самого начала производства находится на грани отчаяния, не понимая, правильно ли он все делает. На каком этапе вы вдруг поняли, что проект получается?

- Получился или получается?
 
- Получается.

- Мы поняли это, наверное, тогда, когда наш фильм поддержали люди. Когда они начали передавать эту историю из уст в уста. Это было очень приятно просто наблюдать, как совершенно не знакомые тебе люди всячески стараются поддержать твою идею. Это здорово, это очень вдохновляет, ты чувствуешь ответственность перед людьми, чтобы не подвести их.
 
- Вы рассказывали, что Николай Максимович успел увидеть фильм до своей смерти. Как он отнесся к материалу?

- Замечательно. Я вообще думаю, что он все еще с нами. И он так же, как и мы, переживает. Мне даже кажется, что он гордится результатом.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 3093
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2560
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 2423
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 2205
Практика

Как это снято: «Гарри Поттер и узник Азкабана»

«Узника Азкабана» часто называют не только переломной, но и лучшей частью поттерианы. На днях фильму исполняется пятнадцать лет, в честь чего разбираем, как Альфонсо Куарон снимал «Гарри Поттера» и в чем его новаторство для франшизы

  • 23 мая
  • 2155
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Лукаса

Создатель «Звездных войн» и один из крупнейших мировых кинематографистов на днях отметил 75-летний юбилей, в честь чего предлагаем познакомиться с его списком must see картин

  • 19 мая
  • 1993
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее