Обзоры

Надо видеть: любимые военные фильмы российских режиссеров

Мы попросили нескольких режиссеров назвать свои любимые картины о войне и рассказать, почему именно они попали в список избранного

  • 10 мая 2015
  • 1018
Павел Орлов , Евгений Белов

Борис Хлебников («Пока ночь не разлучит», «Долгая счастливая жизнь»):
Мой любимый фильм про войну — «Белорусский вокзал». Его действие происходит почти через 30 лет после Второй мировой. Мне кажется, самое важное – понять «призрак войны». Попытаться разобраться в том, почему произошли те или иные военные события. Посмотреть на ветеранов – людей, которые пережили войну, что с ними происходит в нормальной мирной жизни. Если вообще можно вести какие-то разговоры об осмысленности войны, то общение с людьми, пережившими войну, дает понимание осмысленности их действий во время их военной жизни. Становится понятно, что израненные психологически ребята, вернувшиеся из Чечни или Афганистана, очень похожи на американцев, которые прошли войну во Вьетнаме, так и не поняв, что они там делали. А у ветеранов Второй мировой войны огромное количество своих проблем и переживаний.


Константин Буслов («Бабло», «Авантюристы»):
Один из любимых моих фильмов про Великую Отечественную – «Проверка на дорогах» Алексея Германа. В этой картине я с первого и до последнего кадра чувствую дыхание войны, правду про нее, проживаю ее вместе с персонажами, сопереживаю им и безоговорочно верю каждой реплике, сказанной героями фильма. Проваливаясь полностью в созданный великим мастером «мир жестокой войны», я всякий раз после просмотра ловлю себя на мысли, что совсем не думал ни про постановку сцен с точки зрения режиссера, ни про то, как живут в кадре актеры, вообще ни про что-либо, что имеет отношение к профессии, к тому, как это кино сделано. «Проверка на дорогах» один из немногих фильмов, который целиком засасывает меня как обычного зрителя в свою историю, держит и не отпускает до самого финала. Для меня это главный критерий при оценке качества художественного произведения.

Иван И. Твердовский («Класс коррекции»):
Фильм «Иди и смотри» мне показал папа, когда мне было лет, наверное, десять. Это было чудовищно. Как это получилось? В школе у нас была учительница истории, которая рассказывала, что во время войны в блокадном Ленинграде кто-то приготовил холодец, в котором она нашла детский пальчик. Естественно мы все были в шоке, рассказывали родителям эту историю, и не верили. Ну и папа, видимо, чтобы я получил какой-то эмоциональный удар и больше не задавал таких вопросов, поставил мне кино про войну. Ощущения и воспоминания остались до сих пор. Конечно, это очень тяжелый и крутой фильм. И, я думаю, если и есть что-то про войну, то, в общем-то, только это кино, все остальное можно не смотреть.

Арсений Гончуков («1210», «Полет», «Сын»):
Я вообще люблю военное кино, много его посмотрел – и нашего, и зарубежного. Если выделять какие-то знаковые фильмы, то для меня это «Восхождение», «Двадцать дней без войны» и «В бой идут одни “старики”». Дело в том, что наиболее точные высказывания о войне, как мне кажется, удаются, когда война находится не на периферии, а где-то за горизонтом, когда она показана отраженным действием. Война длилась всего четыре года, – не такой уж большой временной отрезок по историческим меркам, – но эти четыре года определили судьбы человечества на столетия вперед. Поэтому-то фильмы, показывающие спину войны, самые сильные – они отражают трансформацию человеческой души на фоне страшных событий.

В то же время я бы назвал несколько зарубежных фильмов, где показана именно война. Прежде всего, это «Спасти рядового Райана» – непререкаемая классика. Немецкий многосерийный фильм «Подводная лодка». И немецкий «Сталинград» – очень сильное и очень страшное кино. Немцы показали события в этой картине просто потрясающе – честно, не оправдываясь, без тени идеологии. Эти картины выявляют, что война была общечеловеческой трагедией, а не только нашей.


Сергей Тарамаев и Любовь Львова («Зимний путь», «Метаморфозис»):
Фильм всех времен и народов о Великой Отечественной войне для нас – лента Алексея Германа «Проверка на дорогах». В этой картине ты ощущаешь фактуру войны и буквально оказываешься внутри действия за счет того, как Герман передает атмосферу и характеры. Кино безумно правдиво по сравнению с другими нашими фильмами о войне, которым свойственна ее романтизация. Здесь смотришь и понимаешь, что вот это на самом деле и есть война. Герои очень живо запоминаются – простые, понятные люди без ложного героизма, которые в то же время уникальны. Ролан Быков как командир партизан здесь потрясающий, Виктор Павлов в роли коллаборациониста, Николай Бурляев необыкновенный. А все вместе настолько рельефно, эмоционально, правдиво и точно, что ставит фильм отдельно от всего остального военного кино. Здесь – присущая только Герману беспощадная правда.


Павел Санаев («Нулевой километр», «Похороните меня за плинтусом», «На игре»):
Первое, что приходит на ум, – это «В бой идут один "старики"». Я даже не могу объяснить, почему. Всегда так было. Ведь про войну много показывали фильмов, но почему-то именно эта лента была и остаётся самой любимой. Я его смотрел раз шесть-семь. И то ли из-за обаяния Леонида Быкова, то ли из-за этого «Кузнечика», то ли из-за истории «танки, а вот этот, на белом коне, мне вот так ручкой…», – все это в комплексе с приятными колоритными  персонажами делает «В бой идут одни старики» одним из моих любимых фильмов о войне. Это очень цепляет. 


Андрей Григорьев («Балканская звезда», «Васенин»):
Я недавно посмотрел «Битву за Севастополь». Вполне достойная работа. А что касается любимого фильма… Мне очень нравится «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы, в котором тема любви накладывается на военный фон. И «Иди и смотри» Элема Климова. Вообще, у Климова такое напряжение, такая откровенность, граничащая с чуть ли не документальным стилем, производит потрясающее впечатление. Вася Сигарев говорит, что «Иди и смотри» – это лучший фильм о войне. Это действительно очень документальный способ изложения истории. Ты полностью окунаешься в эту картину, находишься вместе с действующими лицами весь фильм. 

Что важно – режиссер настолько точно и подробно воссоздавал атмосферу на съемочной площадке, что сам жил там, чтобы не потерялся надрыв, настроение. Климов очень много читал, скрупулезно воссоздавал дух времени. И то, что они буквально «на костях» снимали фильм, это очень мощное высказывание.

То же самое с «Жизнь как чудо». Этот образ кровати, которая летает надо всеми, говорит о том, что война не только разрушает, но и объединяет, что люди могут сплотиться и вместе преодолеть какие-то самые страшные события.  

Что бы я еще порекомендовал… Если брать советское кино, то «В бой идут одни "старики"». Замечательный прекрасный фильм о том, что, когда в дом приходит беда, то на борьбу с этой заразой поднимаются все.  И вообще у этого фильма название говорит за все кино.


Мариус Вайсберг («Гитлер капут!», «Любовь в большом городе», «Ржевский против Наполеона»):
Мой любимый фильм про войну – «Список Шиндлера». Очень мощное, эффектное кино со всех точек зрения –  прекрасно снятое, эмоционально насыщенное, идеально с точки зрения драматургии, созданы незабываемые образы.


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также