Мнение

Как я перестал бояться и разлюбил 9 мая

Родион Чемонин о том, как кто-то наверху придумал простые и доступные способы возненавидеть праздник Великой Победы, о паразитировании и (снова!) о манипулировании нашим вниманием


По телевизору идет финал шоу вокального мастерства среди детей. На сцену выходит ангельского вида мальчик с огромным – в соотношении ребенок/ленточка – черно-оранжевым бантом. Исполняется песня «Дорогие мои старики». Тут же камера выхватывает внезапно появившихся среди зрителей напряженных ветеранов с цветами. Мальчик под конец песни обращается к этим дедушкам и бабушкам в количестве не больше десятка, которые выглядят сами не свои на этом празднике жизни. При этом обращается он к ним не просто дежурными «С наступающим праздником» или «Спасибо», а ни больше, ни меньше: «Мое сердце принадлежит вам».

 

Судя по рейтингам и постам в соцсетях, вся страна ревела в эти минуты. И не заметила, как на следующих номерах ветераны исчезли, как будто их и не было. Был дедушка – и нет дедушки. «Ему все равно», –  как говорится в популярной шутке. Слезливое шоу продолжается. Я очень ценю Макса Фадеева как музыканта и продюсера, очень уважаю Константина Эрнста, но, кажется, в «Голосе. Дети» (а это, безусловно, история из финала этого конкурса) они перегнули палку.
 
Признаться, я сейчас нарушаю сразу несколько обещаний, которые сам же себе и дал около полугода назад:

a) не писать про умение телевизора манипулировать сознанием зрителей, потому что за последние полгода-год об этом не говорил разве что только Эрнст;

b) перестать не только писать, но и думать про Эрнста, потому что это уже становится похожим на манию. И вообще – не обращать внимания на телевизор. Даже Мединский, кажется, занимает в моей голове меньше места, чем гендиректор Первого канала;

c) и, кстати, про Владимира Ростиславовича тоже давно пора забыть. Просто взять вот так вот и забыть, если получится.
 
Специально ли или нет, своими ли руками или чужими, интуитивно или планомерно, но телевизионное руководство (это касается не только Первого канала) и Министерство культуры старательно, методично и поступательно отнимают у нас большой чистый праздник и превращают его в какую-то мессу. Людей, которые не любили 9 мая, всегда было довольно много, но весь ужас заключается в том, что их становится все меньше, в то время как чиновники парадоксальным образом делают все, чтобы мы возненавидели День Победы. Что именно? Попробую составить список того, что можно сделать всего за несколько месяцев для зарождения отвращения в наших умах.
 
Для начала нужно заполонить телеэфир Великой Отечественной войной так, чтобы даже новости, даже реклама начинались с восстановления исторической справедливости и заканчивались примерно тем же. 24 часа в сутки, без перерыва. В ход могут идти дети, поэты, актеры, работники ЖКХ, инвалиды и другие жители нашей страны.
 
Можно, например, запретить что-то запредельно дурацкое с формулировкой: «Нехорошо это показывать перед Днем Победы». Например, голливудскую клюкву про СССР времен максимально отдаленных от 1945 года и фашистов. Чем абсурднее запрет, тем меньше будет возникать вопросов и тем отчетливее зритель и прокатчики поймут, что действительно «Нехорошо это», и дружно с песней поддержат инициативу.



Для пущего эффекта, если вдруг народ захочет сбежать от такого наплыва гражданственности и патриотизма из дома в кинотеатры, перемешать репертуар настолько, чтобы и в кино тоже шли исключительно военные фильмы. Желательно отечественные, так как нет лучшей прокатной судьбы для нашего несчастного кино, чем роспись в праздничные дни.
 
Изъять из книжных магазинов главный антифашистский комикс мира «Маус» Арта Шпигельмана под предлогом того, что на его обложке можно обнаружить свастику (продажа книги из-под полы представляется такой распущенной дикостью, что хроники Третьего рейха покажутся фантиками).

Посадить на 15 суток девушек, рискнувших станцевать на фоне мемориала в Новороссийске.

В парикмахерских для домашних животных учредить услугу «татушки в честь 9 мая в подарок», – как это сделали в одном из московских зоосалонов.


 
Предложить банкам рассылать денно и нощно смс с предложением оформить вклад, часть которого будет перечислена в некий «ветеранский фонд». Заметьте, кстати, насколько вырастает количество мошенников накануне Дня Победы. 360 дней в году государство не обращает внимания на стариков, а тут вдруг с ними носятся почти неделю. Неудивительно, что деды от проявления такой участливости теряют бдительность и становятся жертвами вопиющего цинизма и хамства.
 
Еще можно отправить сонм православных байкеров в паломничество до Берлина через страны, таможня которых заведомо вряд ли пропустит русских «волков» в косухах. Этот запрет на въезд потом будет удобно использовать в том же телевизоре для обозначения: пока вы тут из-за изъятия с полок каких-то комиксов пор мышей и кошек истерики устраиваете, на границе с Польшей вон что происходит.
 
Предлагать всем поставить на телефон вместо гудка «День Победы» Тухманова и Харитонова. Вообще, раз уж мы о музыке заговорили, то чтобы окончательно возненавидеть этот когда-то красивый марш, надо сделать его Гимном России, тогда паззл окончательно сойдется. Тем более, что сейчас самое время.
 
Продолжить никогда не завершающуюся дискуссию о роли усатого вождя в Победе. Также можно под это дело вспомнить остальные потенциально не имеющие финала споры про мавзолей, про батюшку-царя и так далее вплоть до Дарвина с его «Происхождением видов».
 
Ну и, конечно, Георгиевские ленточки. Везде и на всем. Спросите работника РИА «Новости», работавшего в агентстве 10 лет назад, почему он не носит ленточку. Потому что он помнит и знает, что акция первоначально была РИАНовским пиаром. Если вы патриот 80 левела, у вас наверняка до сих пор привязана лента, с которой все началось, к антенне на автомобиле. Рассмотрите принт, вы увидите, что название сайта вполне читабельно даже по прошествии 10 лет. Вот поэтому работники агентства вряд ли будут носить ленту, помня о том, как они принудительно сдавали деньги на рекламу самих себя.
 


Порой все эти «Спасибо деду за победу» доходят до абсолютной пошлости. Во «ВКонтакте» появилась игра с тем же названием, где анимированный дед бегает и бьет детей.
 
Хорошо, что наши дедушки и бабушки не знают про «ВКонтакте». Они заняты другим делом. Они помогают нам иметь свою национальную идею вот уже 70 лет, при этом год от года она, идея, все бронзовеет и каменеет. Получается так, что они раз в год получают депешу: «У нас без вас национальная идея ни к черту. Вы нас уже как-то спасли, так спасите, пожалуйста, еще раз». И тогда они — одинокие, старые, слабые, обездоленные, нищие — надевают свои тяжеленные парадные формы, выходят на Красную и Театральную площади, чтобы снова выручить нас — запуганных, беспомощных, запутавшихся в собственном вранье.
 
Что им предлагает государство в ответ? Так, приятные пустячки. Прибавку к пенсии (не факт, что она дойдет до конечного адресата, как, например, в Курской области, где некому донести 3000 рублей до далекой деревни), медаль, открыточку, праздничный концертик.
 
Главное, что запрещать, прятать, бороться и искать, найти и не сдаваться надо максимально громко. В соответствии с кодексом настоящих граждан, обклеивших свои автомобили этикетками «Спасибо», «Помним, не простим», «На Берлин!» так, что вырви глаз. Так и нам надо сообщать об очередной вылазке в детские магазины в поисках немецких солдатиков так, что вырви горло.
 
И я даже не знаю, что лучше: совершать запреты тихой сапой, скромненько, под покровом ночи, или все же объявлять об этом на весь мир.
 
Как показывает практика, глашатаи чаще всего выступают от лица государства. А вот насчет тихих продавцов, принимающих самостоятельное решение продавать книги в непрозрачных пакетах, прокатчиков, идущих на опережение с пересмотром своих росписей, тут все сложнее. Вспоминается легендарная фраза Довлатова про тех, «кто написал четыре миллиона доносов».
 
А что же мы? Чем отличаемся от остальных? Легко написать статейку и спрятаться в кусты, как любит замечать мой вечный оппонент. Не буду говорить за своих друзей, за тех, с кем я разделяю свои взгляды, скажу про себя. Я поеду к своим 90-летним бабушке и дедушке, живущим в деревне под Таганрогом. И это не обязательно случится прямо к дате 9 мая. Это может звучать не очень красиво, но я так редко их навещал последние 15 лет, что сейчас езжу к ним чуть ли не каждые два месяца. Это не оправдание. Это простое человеческое счастье — дарить близким людям радость встреч, понимание, что их не забыли. Мои дедушка с бабушкой почти не смотрят телевизор, плохо знают, кто у нас сейчас министр культуры и чем отличается Первый канал от «России 1». Да, и вместо ленточек у них настоящие боевые награды.
 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 12502
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4376
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3046
Обзоры

8 «изгоев» Голливуда: от Марлона Брандо до Шайи ЛаБафа

«Сиротский Бруклин» стал первым появлением Эдварда Нортона на большом экране за три года — последнее время актера не жалуют в Голливуде. Разбираемся почему, а также вспоминаем другие случаи, когда популярные исполнители оказывались на фабрике грез не у дел

14 декабря 2655
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2408
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее