Зачем поп-музыканты играют в кино?

В последнее время поп-музыкантов всё чаще можно видеть не с микрофонами на сцене, а в главных ролях в кино. На днях в прокат вышла романтическая комедия «12 месяцев» с участием важнейшего открытия русскоязычной поп-индустрии последних лет Ивана Дорна. В новом комедийном хорроре «Zомби каникулы» против нечисти яростно сражается солистка некогда скандальной группы Тату Юлия Волкова. Выпускница «Фабрики звёзд» Юлия Савичева сейчас снимается в фантастической ленте «Овечка Долли была злая и рано умерла». Схожая тенденция привлечения поп-исполнителей в кино наблюдается и за рубежом. Скоро в фильме «Мачете убивает» можно будет увидеть Леди Гагу. А буквально на днях были объявлены кинопроекты с участием Адель и Рианны. Почему музыканты меняют сцену на съёмочную площадку, и является ли популярность у слушателей гарантом успеха у зрителей?
Чаще всего поп-музыкантов приглашают сняться в кино на фоне первой волны их популярности, эксплуатируя таким образом новое модное имя. Исполнителю, в свою очередь, подобный опыт выгоден, поскольку закрепляет за ним более значимый статус и позволяет расширить аудиторию. Съёмки Ивана Дорна в «12 месяцах» — тот самый случай. Однако станет ли одна роль залогом удачной дальнейшей карьеры в кино – зависит от ряда факторов, в т.ч. от успеха ленты, от смены модных тенденций, как в кино, так и в музыке, от воли продюсеров и, конечно, самого исполнителя.
Характерным примером похожей ситуации служит карьера Элвиса Пресли. Начинающий исполнитель набиравшего популярность рок-н-ролла с одной стороны вписывался в востребованные тогда зрителем образы бунтарей, а с другой – послушно выполнял все необходимые требования студий. Дебютный для Пресли вестерн «Люби меня нежно» стал хитом кинопроката, а использованное в фильме чередование активного действия и музыкальных номеров стало каноном. В следующие 13 лет Пресли снялся в 30 картинах, большинство из которых не выходили за рамки простого развлекательного кино, были сделаны по одному шаблону и отличались друг от друга разве что песнями. Собственно, многие и шли в кино послушать новые хиты «короля рок-н-ролла». Тем не менее, Пресли оказался заложником одного амплуа, и, несмотря на всё желание, не смог в должной мере раскрыть свой драматический потенциал. Схожим образом начиналась карьера в кино Адриано Челентано, который, однако, оказался не в столь жёсткой системе кинопроизводства, как голливудская, а потому смог более многогранно реализоваться на экране.
Конечно, далеко не всегда участие перспективного музыканта в фильме служит началом его кинокарьеры. К примеру, Майкл Джексон, ещё до записи своих главных сольных хитов исполнил роль Страшилы в мюзикле «Виз», экранизации «Волшебника страны Оз». Картина провалилась в прокате, а Джексон, хотя его образ был признан «единственным, что запоминается в фильме», в дальнейшем держался от кино подальше. Вместе с тем, несомненно, что опыт фильма натолкнул Джексона на разработку концепций его знаменитых видеоклипов.
Для многих музыкантов кино становилось лишним средством закрепления карьерных успехов. Так можно сказать о Уитни Хьюстон, которая дебютировала в сверхпопулярном «Телохранителе», находясь на пике своей музыкальной карьеры. Для некоторых кино становится ещё одним параллельным видом деятельности, равновеликим музыке. К примеру, для Шер было делом чести утвердиться в статусе большой актрисы. За полувековую артистическую карьеру она снялась всего в 20 фильмах, однако удостоилась «Оскара» и награды Каннского кинофестиваля. Отчасти схожим путём идёт Джастин Тимберлейк. Не боясь потерять популярность поп-исполнителя, он периодически делает паузы в музыкальной карьере с тем, чтобы сняться в нескольких картинах подряд. При этом Тимберлейк предпочитает не засиживаться в рамках одного амплуа, снимаясь в разноплановых картинах.
Неоднократно кино оказывалось буквально средством спасения карьеры исполнителя, к которому охладевала публика. Именно так было с Фрэнком Синатрой. На рубеже 40-50-х годов после десятилетия славы Синатра неожиданно стал, что называется, «человеком прошлого» — аудитория считала его старомодным, студии разрывали контракты, более того, из-за болезни певец лишился голоса. Возродить карьеру Синатре помогла роль второго плана в драме «Отныне и вовеки веков», за которую он получил «Оскар». На протяжении следующих пятнадцати лет певец стабильно снимался в двух-трёх фильмах в год.
Однако если случай Фрэнка Синатры – это пример того, как с помощью фильмов удавалось спасти разрушавшуюся карьеру, достаточно других примеров, когда кино не только не помогало, но и лишний раз подтверждало, что артист отстал от своего времени. Провал «Zомби каникул» вряд ли будет способствовать росту популярности Юлии Волковой или группы Тату, если и вовсе не сыграет на дискредитацию исполнительницы в глазах поклонников. Тем не менее, причиной, по которой продюсеры снимают поп-исполнителей даже в том случае, если пик их известности уже прошёл, является страх привлечения новых актёров и, соответственно, дефицит таковых. Расчёт делается на то, что полузабытое имя всё же заинтересует больше зрителей, чем вовсе неизвестное.