Слова

​«Питчинг станет нормой в российской киноиндустрии»

Режиссер и продюсер ЛИКА АЛЕКССЕВА о том, прижилась или нет форма питчинга в российском кино, что ждать от подобных презентаций и как подготовиться к питчингу.

  • 30 августа 2013
  • 1027
Родион Чемонин

Если бы ещё два-три года назад кто-то из отечественных кинематографистов услышал слово «питчинг», то он бы или ничего не понял, или покрутил пальцем у виска. Презентация своих будущих фильмов или проектов – это, конечно, важная часть процесса кинопроизводства, но голливудского, мы-то здесь при чём? Однако, два года назад выпускница ВКСР, режиссёр и продюсер Лика Алексеева на базе Высших курсов начала проводить маленькие встречи режиссёров и сценаристов, которые позже выросли в полноценные питчинг-вечера с участниками из самых разных вузов, самых разных профессий кино. Всё это привело к тому, что уже в июне 2013 года на 35 ММКФ прошёл день питчингов с профессиональным жюри, с солидными призами и высокой заинтересованностью со стороны больших кинематографистов, включая Никиту Михалкова.


Этим летом слово «питчинг» стало самым популярным словом среди наших кинематографистов. Ты действительно считаешь, что презентации фильмов могут прижиться в России, где в силу нашей ментальности хорошим тоном считается, скорее, просить, чем гордо и смело представлять?

— Мне кажется, что это настолько удобная форма представления фильма, что она не может не прижиться. У нас она началась с фестивалей, в частности, с «Кинотавра», потом стала популярной повсеместно. В этом году впервые питчинг прошёл в рамках ММКФ, где я была в оргкомитете и в составе жюри.

Но вот возьмём недавний питчинг в Минкульте, который превратился в какой-то цирк: кто-то отказывался вообще выходить, кто-то от волнения глотал таблетки, кто-то просто заваливал свой проект из-за косноязычия и отсутствия ораторских способностей. А в это время молодёжные презентации медленно, но верно становятся одним из обязательных пунктов на препродакшне.

— Действительно, первыми питчинг приняли молодые кинематографисты.

Почему так сложилось? Мне лично трудно себе представить мэтров нашего кино, которые устраивают питчинги своих картин.

— Да, представить трудно, но те из больших режиссёров, которые работают или работали на Западе, легко проходят этот барьер, потому что там так принято. Любая картина и в Америке и в Европе не состоится, если не пройдёт в той или иной форме процедуру питчинга. А молодые режиссёры, назовём их «будущими мэтрами», уже привыкают к этому. Я сейчас работаю с ребятами, которые закончили иностранные школы, питчинг у них – это форма защиты дипломных проектов, курсовых и так далее, их учат этому для того, чтобы они после выпуска были конкурентоспособными не только в фильмах, но и для получения финансирования.

— В чём явные и очевидные плюсы питчинга?

— Самое главное, что всё открыто и прозрачно: люди представляют свой проект перед аудиторией. То есть не где-то в кулуарах бумажки читают, шепчутся, или решение принимается каким-то потаённым способом, а всё на виду.

— Что подвигло тебя на то, чтобы устраивать питчинги для студентов?

— Мы в какой-то из моментов, два года назад, столкнулись с проблемой: есть команда сценаристов, которые пишут много в стол и мечтают найти режиссёров, продюсеров, и тут же в соседней аудитории есть команда режиссёров, которые ищут идеи и не могут их найти. И мы выбрали форму питчинга как наиболее универсальную для того, чтобы свести их. Не выкладывать сценарии куда-то в интернет, где их, возможно, никто и не прочитает. И мы начали со сценарных питчингов.

— Мне всегда казалось, что питч предполагает обязательное обсуждение, но когда я был на первых твоих встречах, мне показалось странным, что не было никаких реакций на прочитанные тексты.

— Это было сделано специально. Я боялась, что начнут критиковать, как это происходит на мастерских, где иногда все увязают с голословными упрёками. Мне хотелось отойти от этого, чтобы авторы могли спокойнее читать, чтобы не было какой-то напряжённой атмосферы. Сейчас у нас действует правило: участник питчинга может сам выбрать, будет обсуждение или нет.

— Потом была долгая, но плодотворная история с ММКФ…

— Да, потом мы на ВКСР готовились к питчингам перед 35 ММКФ, где я была в составе жюри. Всего на ММКФ было прислано 450 заявок. Мы отобрали 60 работ, которые были представлены экспертному совету. Из них был составлен уже шорт-лист. И, в конце концов, состоялся питчинг на  самом Московском кинофестивале. Это длилось целый день, было настоящее событие, в котором участвовали большие продюсеры. По итогу шесть короткометражных проектов получили финансирование по миллиону рублей. Ещё была масса разных призов. Например, Главкино предоставили бесплатные павильоны в качестве награды одному из проектов.


— По твоим ощущениям, наши питчинги уже как-то структурировались? Есть уже некая система этого, пока очень молодого, для российского кино явления?

— Я считаю, что это пока неоформившееся явление. Я была на многих международных фестивалях, там питчинги проходят просто сногсшибательно. Это шоу, действие, которое длится тоже целый день, с очень мощным опорным материалом: видео, буклеты. Причем это делают не только сами участники, но им помогают и сами организаторы. Высокая культура самопрезентации и презентации своих проектов! Я уверена, что мы к этому придём, потому что все начинают понимать, что к этому надо готовиться, надо уметь презентовать. У нас очень тяжело с ораторскими навыками, люди не умеют говорить. Самое ужасное, и я заметила это на ВКСР, - это то, что сценаристы, которые, по идее, должны только уметь писать, представляют свои сценарии лучше, чем режиссеры, презентующие свои идеи. Режиссёры чаще всего не могут двух слов связать, увязают в своих идеях, хотя именно они должны ежедневно защищать свои проекты.

— Питчинги на ВКСР по-прежнему проходят в закрытых условиях?

— Первоначально, да, это были закрытые мероприятия. Сейчас это уже презентации для всех. Оказывается, такие встречи нужны не только сценаристам и режиссёрам. Приходят люди за вдохновением, приходят актёры, чтобы покорить режиссёров. Приходят композиторы. Несколько раз мы делали исключительно продюсерские питчинги.

— Была ли какая-то презентация, которая тебе запомнилась как наиболее яркая?

— В апреле к нам приходил режиссёр, который учился в Великобритании. Он презентовал свой проект совершенно по-другому, чем мы. Это было харизматично, открыто, абсолютно правильно подано. Была видна огромная разница между ним и его коллегами. Несколько ярких проектов я повезла на питчинг в Санкт-Петербург. Ещё два были представлены повторно в рамках питчинга ММКФ вне конкурса.

— Какие главные победы и достижения питчингов, которые ты проводила, можешь назвать?

— На самом первом питчинге родился тандем режиссёр-сценарист, который вылился в полноценный фильм «Стены». Ещё два фильма родились у нас: один в производстве на стадии пост-продакшн, один снимается. Ещё приходили продюсеры, которые заключили по итогам договоры с авторами. Это очень здорово, я считаю.
Ещё есть уже снятые видеоклипы.

— Вот это, кстати, очень интересно. Я работаю с ребятами из шоубизнеса, они чуть ли не плачут: нет интересных идей для клипов.

— Да, ты знаешь, это проходит как раз на уровне этюдов. Приходят режиссёры, имеющие яркие визуальные идеи, которые осталось только положить на музыку, - и будет хороший клип. Причём самые разные жанры предлагают. Сейчас довольно большая база у нас сформировалась таких идей, это можно поискать на фейсбуке. Для сценаристов эти клипы - вообще очень хорошая разминка.


— Какие главные вещи должен учитывать человек, готовясь к питчингу? Есть основополагающие законы или правила?

— Первое. Хорошо, конечно, иметь личное обаяние. Но если не уверен в себе – надо найти себе пару. Вот мы на ММКФ как раз советовали выходить по двое: сценарист и режиссёр, режиссёр и продюсер. Второе  – это визуализация проекта. Это, наверное, одно из самых слабых мест для наших питчингующихся. Мы только привыкаем к таким словам, как «дрим-кастинг», «референс», “трейлер будущего фильма”, “видеопрезентация”. Нужны подборки по локациям, идеи костюмов. И нужна, это в-третьих, максимальная проработка своего проекта, структурирование. Насколько я видела и знаю, единственная киношкола, которая уделяет максимально возможное время искусству питчинга – это Нью-Йоркская киноакадемия. У них любая работа проходит через этап питчинга. Наверное, они единственные, кто учит правильному структурированию своих презентаций, правильной подаче. На ММКФ было несколько учеников оттуда – и было сразу видно, что их учили продавать свои проекты.

— В этом году Михалков радостно высказывался в интервью: «Ребята, я первый раз был на питчинге молодых ребят! Вы не представляете, какие они интересные работы показывали! Они уже всё умеют!».

— (смеётся) Ну да, он, действительно, высоко оценил нашу работу по организации питчинга на ММКФ, очень хорошо отзывался об участниках. Он, конечно, не всё увидел ввиду занятости, но читал.

— Были ли на питчинге Московского МКФ такие работы, которые тебе показались перспективными, но они по какой-то причине не прошли конкурс?

— Да, у меня были фавориты, но у нас было честное прозрачное голосование. И тогда, когда мы выбирали из 450 работ 60, и потом, когда составляли короткий список претендентов. Мы использовали старую добрую систему голосования с помощью выставления баллов от 1 до 10 и вывода среднего арифметического – это вполне адекватная система. Конечно, у многих сценаристов были вопросы: «Почему их работы не взяли, а взяли другие?» Я приносила на питчинг ВКСР потом протоколы, показывала их, зачитывала удачные заявки и менее удачные. Разбирали и обсуждали вместе: что и почему не прошло. Но действительно сильные заявки, хорошо подготовленные презентации не вызывали никаких вопросов.


— Какое будущее, по-твоему, ожидает форма питчинга в российском кинопроизводстве?
— Я бы хотела, чтобы это стало нормой.

— Наверное, не буду оригинален, но всё же: зачем это тебе?

— Это самый часто повторяющийся вопрос (смеётся). Говоря серьёзно, то если я умею это делать, почему бы мне этим не заниматься? Мне, в принципе, несложно, мне это нравится. Вот уже на ММКФ приглашают - приятно.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также