Слова

7 запретов Роскомнадзора, или Как написать сценарий, у которого есть будущее

Что нужно учитывать на этапе создания сценария, чтобы фильм не был запрещен? Юрист Вячеслав Рябков рассказал о некоторых правилах, соблюдение которых поможет избежать «бана» в прокате и на телевидении

  • 23 апреля 2015
  • 2945
Евгений Белов

 

Вячеслав Рябков (управляющий партнер юридической компания Shatters): Наша компания – единственная, которую привлекал Роскомнадзор к работе в экспертной комиссии (ее задача – отслеживать телевизионную и кинопродукцию, проверяя ее, в частности, на соответствие указанной возрастной категории и т.д.). На протяжении полугода мы имели возможность не только участвовать и принимать решения, но и выяснять – какими принципами руководствуется эта самая комиссия. Надо сказать, принципы эти несколько иные, чем приняты в кино- или телевизионном сообществе. Поскольку основные участники комиссии – это сами госслужащие и члены руководства Роскомнадзора, а также привлекаемые ими специалисты в области психологии, филологии. В общем, чтобы трактовать созданные правила, нужно, мне кажется, обращать внимание на этот фактор и понимать эту психологию.
 

1. Нельзя оскорблять или уничижать человеческое достоинство из-за вероисповедания, национальной или расовой принадлежности



Это довольно острая тема, на которую реагирует общественность. Это не то, что может пройти незамеченным. Если у вас в сюжете идёт рассказ о том, что кто-то кого-то унижал по признаку, например, вероисповедания – это допускается, но только в том случае, если фильм полностью не направлен в какую-то одну сторону, если он не формирует негативное отношение к определенной группе.

Еще раз – никто не запрещает раскрывать такие темы в фильме, никто не запрещает снимать кино об этих проблемах. Нельзя акцентировать.
 

2. Запрещено неоправданное использование нацистской атрибутики в каком-либо виде



 
В фильме «Гитлер Капут» фашистская атрибутика использовалась довольно фривольно, и никаких последствий не было. Сегодня требования становятся более жесткими на этот счет, хотя это еще не такая большая проблема. Если это историческая картина или фильм про неонацистов – фашистская атрибутика может присутствовать. Но все же не стоит использовать ее просто так.
 

3. Полный запрет на использование ненормативной лексики





Матерных слов у нас четыре. «…Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы». Филологическое сообщество и экспертная комиссия к этому списку еще дружно причислили пятое слово, созвучное со словом «панда», только начинающееся на букву «м». Его могут тоже засчитать как нецензурную брань. Лучше не использовать эти слова в сценарии, все равно их вычеркнут, уберут или запикают.
 

4. Запрещены сцены порнографического характера

 



Законодательного описания, чем порнография отличается от эротики, вы нигде не найдете. Тем не менее во внутреннем разъяснении МВД говорится о том, что если во время секса присутствуют крупные изображения половых органов, то это порнография. Не всем режиссерам это запрещено, Ларсу фон Триеру можно, потому что он режиссер с большой буквы. Поэтому если вы отдаете свой сценарий режиссеру с большой буквы, наверное, вам можно написать чуть побольше, для него такой подход будет уже «искусство». Чем менее именитый режиссер, тем жестче будет подход при выдаче прокатных удостоверений.
 

5. В произведениях, предназначенных для аудитории младше 18 лет, запрещено использование табачных изделий





В новых произведениях есть запрет на использование табачных изделий, но с оговоркой: «если по сюжету это необходимо, то можно». Так что по вашему сюжету герой может курить. Если это не мультфильм. Рекомендую сразу уточнять у заказчика – на какую категорию будет рассчитан фильм.
 

6.  Нельзя призывать к употреблению алкоголя или наркотических средств





Если это не пропаганда, то по сюжету сам факт употребления разрешается использовать. В сериалах на кухне пьют, например. Однако, запрещено показывать, как пьяный садится за руль, если только все в итоге не заканчивается аварией из-за нетрезвого состояния водителя. То же самое с наркотиками. Грубо говоря, должна быть какая-то печальная расплата за подобный образ жизни.

Реклама алкоголя на ТВ запрещена в каком-либо виде, поэтому алкогольные бренды не должны светиться. Если вы их не спрячете, то придется заблюривать, убирать на посте – это будет некрасиво. Поэтому бутылки в телемувиках, сериалах специально разворачивают чтобы была узнаваемая бутылка (цвет, форма), но не название. В кино название – это всегда спонсорское вложение, никто просто так логотип не оставит.
 

7. Нельзя побуждать к участию в азартных играх





Показывать игры можно в любой форме, но если по сюжету человек пошел в казино, выиграл кучу денег и дальше у него всё хорошо, то данный фильм, скорее всего, будет признан пропагандой. Даже в советских фильмах показывались негативные последствия того, что человек выигрывал в лотерею – это изменяло всё его мировоззрение. Должно быть какое-то нравоучение.
 

Несколько слов о цифрах: «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+»





Не будем рассматривать, что такое «0+» и «6+» и «12+». По одной простой причине – продукция с этими категориями может идти в телевизионном эфире круглосуточно.

Интересна градация «16+», которая имеет две подкатегории, нигде не прописанных, но предусмотренных законом. Назовем их «16+1» и «16+2». Их отличие в том, что «16+1» можно показывать целый день, а «16+2» только с 21:00 до 07:00 по местному времени. «16+2» – это категория, где используются бранные слова, не относящиеся к нецензурной брани. Какого-то подробного перечня или списка нет, каждый решает для себя сам, исходя из адекватности. Если вы пишете для телика, то слово «хрен» не будет отнесено к бранным словам, а слово «хер», скорее всего, будет. Это нигде не написано, нужно самому думать о грубости слова и при появлении сомнений – выбирать более мягкое. Если вы пишете для ТВ, вряд ли вы хотите получить ограничения. Всем хочется попасть в рамки прайм-тайма.

Категория «18+» допустима к просмотру только с 23:00 до 04:00. Тут могут быть: эротика, самые жесткие сцены, показ гомосексуальных отношений. «18+», проще говоря, это все, что не относится к запрещенным, но уже на грани. На ТВ «18+» никто не любит, потому что это очень невыгодное время. Кроме того, у любого ТВ существуют так называемые орбиты, если у нас программа идет в 23:00, то в Калининграде в 22:00, – соответственно, легко не нарушать в Москве, но нарушать в Калининграде.

Если вы делаете полный метр и он в категории «18+», но продюсер хочет выпустить фильм в «16+», сейчас допустимо писать на фильме: «адаптирован для категории 16+». 


Материал подготовлен на основе данных, полученных в рамках проведения круглого стола «Правовые взаимоотношения сценариста и продюсера», организованного молодёжным центром Союза кинематографистов Российской федерации.

 


Комментарии

Комментариев: 1

умилил кусочек про четыре матерных слова. кстати, где-то слышала, что производных слов от этих четырех около 500.

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 13051
Практика

Как стать продюсером?

Кто такой продюсер, что он должен делать и за что отвечать — если вы не знаете ответов на эти вопросы, наша статья поможет составить общее представление

  • 5 мая
  • 2573
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 1950
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1634
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1516
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1548
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее