Слова

Визуализация радио: ответ радио современным медиа- и аудиоресурсам

Впервые запись радиопередачи была сделана 1950 году: тогда одно из самых популярных комедийных шоу Великобритании на радио было записано на пленку. Сегодня радиостанции все больше стремятся к тому, чтобы быть не только услышанными, но и увиденными

  • 20 апреля 2015
  • 1191

Broadcasting. Телевидение и радиовещание №2 (122) апрель 2015
Автор статьи - Катерина Бордюг, специалист по маркетингу компании «Тракт»

Катерина Бордюг, специалист по маркетингу компании «Тракт»

Идея визуализации радио не нова, а вот технологии постоянно совершенствуются. К одному из первых способов дополнить радиоэфир и установить визуальный контакт со слушателями относят появление ведущих и диджеев на телевидении, в журналах, а затем и на сайте радиостанции, так как отношение слушателей к людям, лица которых им знакомы, существенно лучше.

В 1990 году состоялся первый эфир, одновременно транслируемый и по радио, и по телевидению. Утреннее шоу шло в эфире Virgin Radio и параллельно транслировалось по телеканалу Sky1 в Великобритании. А в 2010 году диджеи BBC Radio 1 пошли еще дальше, заработав 2,8 млн фунтов стерлингов за мультимедийную трансляцию шоу «Comic Relief» на протяжении 52 часов (по радио, ТВ, онлайн и в соцсетях).

Благодаря размещению контента на различных площадках можно значительно увеличить охват аудитории. Поэтому сегодня многие радиостанции обзавелись собственными сайтами, вещают в Интернет, выпускают мобильные приложения и активно продвигаются в соцсетях, где визуальный контент играет большую роль. Просто потому, что для идентификации слова человеческому мозгу требуется около 200 миллисекунд, а для обработки изображения - от 13 миллисекунд. Согласно исследованиям нейробиологов из Массачусетского технологического института, информация с релевантными изображениями получает больше просмотров, чем без визуального дополнения.

«Контент радиоэфира может увеличиться в геометрической прогрессии, если он визуально дополнен. Визуализация должна привлекать молодую аудиторию, дополнять контент, но не заменять его целиком», - считает Томас Гигер, известный голландский специалист в сфере радиовещания, журналист и блогер. Однако уже есть радиостанции, которые не просто снимают репортажи или записывают программы, выкладывая их на свой канал YouTube или на сайт, а полноценно транслируют эфир в Интернете.

 

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать


Джо Харланд, редактор на BBC Radio 1, считает, что наибольшую выгоду из визуализации могут извлечь шоу с небольшой аудиторией. Так, 20 000 слушателей радиостанции могут превратиться в 2 000 000 зрителей. Например «Весна FM», московская радиостанция, как раз доказывает этот тезис - 2-3 раза в день она транслирует подготовленное шоу, и рейтинг таких эфиров выше «невизуальных», а записи также пользуются популярностью. У некоторых записей тысячи просмотров на канале YouTube, а есть ролик и с миллионом просмотров.


Веселый эфир Dasding Show

Пионерами визуализации радиоэфира в России стали московские радиостанции в 2012 году, что неудивительно: решения, обеспечивающие смену кадра, наложение графики и другие «примочки» без задержки картинки требуют ресурсов, как финансовых, так и человеческих.

Сейчас крупные российские проекты визуализации представляют собой сложные комплексы с большими студиями, которые по оформлению и размерам близки к телевизионным. Для организации трансляции в основном используются PTZ-камеры, а для автоматического создания видеоэфира используется как отечественное, так и зарубежное профессиональное программное обеспечение. Современное ПО позволяет обойтись без дополнительного персонала (оператора и режиссера), что на руку радиостанциям. Ведь их бюджет существенно меньше телевизионного, чего не сказать о желаниях. Но и ручной режим тоже предусмотрен, так как на время выступлений артистов эфир выглядит живее и интересней, когда он срежиссирован.

Одними из первых внедрили визуальные технологии упомянутая музыкальная радиостанция «Весна FM» и разговорное радио «Спорт FM». Причем обе были изначально ориентированы на видеотрансляцию и создавались с учетом соответствующих требований к помещениям, оборудованию, программному обеспечению и т.д. К слову, в уникальной на тот момент студии с концертной площадкой «Весны FM» удалось разместить хор МВД и провести трансляцию его выступления. А студия «Спорт FM» не только ориентирована на звездных гостей, но и оснащена зрительскими местами для обычных слушателей.


Гости на радио «Весна»

Громкий проект визуализации «Европы Плюс» официально стартовал 13 марта 2015 года, в так называемую «черную» пятницу, что, кстати, не отразилось на событии. Основное отличие от предыдущих отечественных проектов заключается в классе оборудования: съемка осуществляется PTZ-камерами высокой четкости с удаленным управлением. Кроме того, задействована студийная камера, которая обычно используется для съемок в телевизионных студиях. Еще одним техническим «шиком» стало применение системы постановочного освещения студии, в рамках которой можно дистанционно управлять световым потоком и цветовой температурой. Система также позволяет создавать сценарии освещения. Управляет сложнейшим комплексом отечественная система автоматизированного управления коммутацией сигналов и наложением графики с привязкой к эфирному расписанию.


Студия радиостанции «Европа Плюс»

Не только столичные радиостанции могут позволить себе визуализацию. Региональные вещатели даже в условиях более узкого рекламного рынка и более низкого уровня дохода имеют возможность реализовать визуальное радио. Одним из самых экономичных способов организовать видеотрансляцию является установка web-камеры и бюджетного программного обеспечения для трансляции на YouTube. При этом звук радиопрограммы добавляется через звуковую карту. Правда, качество изображения не будет достаточно четким, и звук может его опережать.

Существуют и компромиссные варианты организации визуального радио. Можно организовать трансляцию при помощи бытовых камер и видеомикшера серии ATEM. В дальнейшем такая схема может быть расширена за счет системы автоматизированного управления, графического оформления, контрольных мониторов и стримера. Система визуализации может быть построена по-разному: от профессионального оборудования и сложной системы управления со множеством элементов до бюджетных и простых схем передачи видео в Интернет.

 

Стоит ли овчинка выделки?


Одной из причин скептического отношения к визуализации радио является недостаток понимания, как и в какие сроки такой проект окупится. В то же время практика показывает, что трансляция радиоэфира не только позволяет привлекать дополнительную аудиторию, но и создает эффективную альтернативу старым и надоевшим рекламным технологиям. Например, современные технологии позволяют во время трансляции радиоэфира смещать кадр студии с диджеем на задний план и добавлять подложки с любой информацией. За счет этого достигается смена картинки, интересная для слушателя. В качестве места под рекламу могут использоваться титры или любое уместное пространство в кадре. Есть простор и для product placement: интерьер студии, внешний вид диджея и другие способы ненавязчивой рекламы.


Эфир «Модного радио»

Однако многие европейские, как, впрочем, и отечественные, радиостанции не учитывают этих возможностей и используют свою трансляцию исключительно в качестве дополнительного контента и инструмента вовлечения аудитории. Это может быть связано с нераскрученностью видеотрансляций как рекламных площадок. Когда-то таким же путем пошел YouTube, который, стараясь набрать популярность, не размещал рекламу. Теперь без нее не обходится практически ни один ролик, но на просмотры и популярность сервиса это не влияет. Тот же путь прошла и радиостанция «Модное радио», которая вещает и в Интернете, и в FM-диапазоне. «Визуализация дала нам очень многое, и мы постоянно работаем над оформлением. Особенно популярные эфиры и записи, например живых концертов или передач со звездными гостями, мы выкладываем на канале YouTube и группе во «ВКонтакте». Отклик аудитории повышается в разы, а рекламодатели становятся в очередь», - рассказывает Антон Токарев, один из авторов проекта.

Разумеется, нельзя полностью исключить традиционную рекламу из эфира. Радио продолжает оставаться единственным пассивным каналом получения информации. Люди, слушающие его в машине или в пути без возможности просмотра видео, также должны получать рекламные сообщения.

Эфир «Модного радио»

Эффективность визуального радио отметили даже в академических кругах. Ina EXPERT, международный профессиональный центр в сфере вещания и цифровых медиа во Франции, оценил визуальное радио как новую дисциплину. «За визуальным радио будущее, поэтому было естественным включить этот курс в нашу программу обучения», - рассказывает Бруно Бертр, генеральный директор центра. Тренд визуализации перспективен на практике, поэтому стоит начать преподавать его и в теории, при подготовке кадров еще на стадии академического обучения -- в вузах.
 


Больше, чем слушатель


Радиостанция сегодня может дать человеку не просто приятный на слух аудиоряд и прогноз погоды. Сегодня слушатель может быть и зрителем, и спикером - и все это одновременно. «Чтобы стать ближе к слушателю, радиостанции необходимо активное взаимодействие с аудиторией и интересный контент между песнями и рекламой. Именно это отличает радио от таких аудиосервисов, как Pandora, Spotify и iTunes», -- считает Боб Пиитман, CEO крупнейшего радио холдинга США Clear Channel.


Немецкое радио SWR3

Визуальное радио интересует не только коммерческие радиостанции, но и государственные. В 2011 году «Голос России» (теперь «Россия Сегодня») оснастил два своих корпункта в Берлине и Стамбуле системой визуализации. В 2014 году радиостанции «Вести FM» и «Маяк» также оборудовали свои студии для видеотрансляций. Причем «Вести FM» не поскупились на техническую часть решения -- полностью автоматизированное управление как графическими композициями, так и PTZ-камерами в студии, которые перенастраиваются для разных сцен без участия оператора и незаметно для зрителя.

Более того, и некоммерческие радиостанции посматривают в сторону визуального эфира. «Мариинский FM», интернет-радиостанция Мариинского театра, выкладывает на свой сайт записи передач с известными артистами. Это притом, что у театра есть собственный канал «Мариинский TV». «У нас весьма специфический основной контент - классическая музыка, и довольно сложно удержать слушателя. Видеоролики зачастую пользуются большей популярностью на сайте, чем аудиопоток. Поэтому визуализация передачи с известным гостем позволяет и заинтересовать слушателя, и увеличить продолжительность прослушивания», - поделился Иван Русаков, ведущий инженер радио «Мариинский FM».


Эфир радио «Спорт FM»

Интернет-радиостанции тоже не отстают. Например, Page 42 использует профессиональные камеры и ПО для создания авторских программ и образовательных курсов, но при этом не ведет постоянную трансляцию эфира.

Если раньше радиостанции хотели быть услышанными, сейчас они хотят быть увиденными. В зависимости от формата и потребностей визуализация достигается различными способами -- от самопальных бюджетных решений до дорогостоящих и сложных систем, которые в конечном итоге преследуют одну цель - привлечь активную аудиторию, которая постоянно «оттягивается» новыми медиа- и аудиоресурсами. 
 

Остальные статьи читайте в онлайн-верссии журнала «Broadcasting. Телевидение и радиовещание»​ №2 (122) апрель 2015. 
 
 

 
 
«Broadcasting. Телевидение и радиовещание» - специализированное отраслевое издание.
Выходит с 1999 года. 
Тираж – 15 000 экз. 
Периодичность – 8 раз в год.

Тематика журнала: новости и анонсы событий и мероприятий отрасли, новинки контента, вопросы и проблемы рынка платного телевидения и телекоммуникаций, обзоры нового оборудования и технологий в области теле- и радиовещания, а также уже реализованных проектов в индустрии.

Бесплатную подписку на журнал Broadcasting можно оформить, пройдя по ссылке.
 
 


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также