Слова

​«Кино как бизнес – нерентабельно»

Продюсер АЛЕКСЕЙ МОИСЕЕВ о том, как угадать предпочтения зрителя, что нужно, чтобы сериалы не уступали по качеству кино и в чём сегодня заключаются риски производства и дистрибуции фильмов.

  • 26 августа 2013
  • 983
Павел Орлов

На счету компании DT Production, занимающейся производством телефильмов и дистрибуцией, несколько крупных сериалов, вроде «Небесного суда», «Кремня» и «Доктора Тырсы». В скором времени зрителя ждёт целый ряд других интересных проектов, а также прокатываемый компанией фильм «Джобс». tvkinoradio.ru поговорил с продюсером и генеральным директор DT Production АЛЕКСЕЕМ МОИСЕЕВЫМ.


 
— Какова непосредственно Ваша роль, как генерального директора, в разработке проектов DT Production?
— Как у любого генерального директора, в любой компании даже не относящейся к киноиндустрии, моя роль в основном административная и управленческая. Но также я играю роль продюсера. У нас нет такого, чтобы каждым проектом занималась отдельная команда – у нас одна команда, которая занимается всеми проектами. То есть я, к примеру, занимаюсь каждым сценарием, это очень много отнимает времени, но, тем не менее, это даёт свои плоды. Я считаю, что максимального качества можно добиться, когда ты контролируешь процесс на всех его этапах, и я стараюсь это делать. Главная же моя задача – найти хороших людей, хороших творцов, дать им все условия, для того, чтобы они хорошо всё сделали, и потом им не мешать.
 
— В данный момент в разработке DT Production находится несколько сериалов, разных по жанру, по тематике, по целевой аудитории, в том числе, детектив «Лютый», мелодрама «Учителя», продолжение драмы с элементами фантастики «Небесный суд». Каковы критерии отбора проектов, которые вы запускаете в производство?
— Критерии обычно следующие. Во-первых, текущий рынок: интерес у зрителя к какому-то жанру, к каким-то героям. Второй критерий – это сценарий. Если мы видим, что из заявки или даже просто идеи получается что-то интересное – мы идём дальше. Мы стараемся делать то, что нравится нам самим, с одной стороны, а с другой – то, что понравилось бы зрителю, и было бы востребовано у каналов.
 
— А каким образом вы понимаете, что будет интересно зрителю?
— Первое, что мы для этого делаем – и так поступает любой продюсер – мы смотрим рейтинги TNS. Смотрим, что пользуется спросом у зрителя, интересуемся составом аудитории, которая смотрела тот или иной сериал, и, исходя из этого, уже действуем. Поскольку наши основные клиенты – это телеканалы, то после того, как мы показываем им сценарии, мы получаем и от них некий фидбэк о том, что могло бы быть интересно. Плюс есть некое общее понимание, основанное на опыте, что, скажем так, такой-то сценарий, реализованный тем-то режиссёром с такими-то актёрами в определённой стилистике, наверное, будет у зрителя востребован.


Кадр из сериала "Лютый"
 
— В этой связи, каким вы видите потенциального зрителя ваших сериалов, кем является ваша целевая аудитория?
— Наш зритель – это зритель центральных телеканалов, с которыми мы очень часто работаем. То есть это мужчины и женщины возрастом от 14 до 59 лет. Но иногда так получается, что наши сериалы имеют большую долю в каких-то группах, которые мы вроде бы и не планировали в такой степени. Например, «Доктор Тырса» имел успех у женской аудитории, намного больший, чем мы предполагали.
 
— Чем отличается работа над проектом по заказу канала от работы над проектом, когда договоренностей с каналом нет? Какие риски присутствуют во втором случае?
— Дело в том, что мы ни разу не работали по заказу канала. Мы всегда сначала производим продукт, а потом его продаём. Риски при этом огромные – мы можем просто не продать. Вообще, бизнес сериального производства и кинопроизводства отличается гигантскими рисками. Каждый раз всё очень индивидуально, а неудача двух-трёх продуктов может сказаться очень сильно на будущем компании.
Производить сериал по заказу телеканала и без такового – это разные вещи. Когда ты делаешь по заказу канала, в общем-то, это продукт канала получается. Это хорошо в том плане, что канал сам знает, чего хочет. В нашем случае мы очень часто намного больше рискуем, зато мы всё можем делать так, как мы представляем и как нам нравится.
 
— Как происходит отбор сценариев вашей компанией?
— Мы работаем с достаточно большим количеством авторов, учитывая, что достойные вещи пишут не очень многие. Конечно, мы постоянно ищем новые идеи, новые имена. Пробуем работать, когда просто приносят какую-то интересную заявку. Иногда это заканчивается успехом, и люди остаются у нас надолго. Начиная сотрудничать, мы смотрим на то, что автор написал ранее, чтобы лучше понять, какого уровня произведение он может сделать. Думаю, авторы любят с нами работать, поскольку понимают, что мы вложим и душу, и деньги, и привлечём хороших актёров.


Кадр из сериала "Марсель"
 
— Многие ваши сериалы – «Молодые львы», «Лютый», «Учителя» - объединены временем действия – наши дни, и наличием социального подтекста. С чем это связано?
— Такой подход во многом выбран нами намеренно. Мы в каждом сценарии пытаемся найти изюминку, и очень часто социальный подтекст является той самой изюминкой. Безусловно, мне хочется поднять какие-то важные проблемы нашими сериалами. Зрителю ведь интересно смотреть про самого себя, про то, что происходит рядом. Нельзя показывать выдуманный мир, в котором существуют надуманные персонажи – никто не поверит и не будет смотреть. Но когда зритель понимает, что эта история могла произойти с ним – это цепляет за душу. Что, в свою очередь, отражается в рейтинговом успехе. Но мы создаём и сериалы, действие которых происходит в прошлом, это и «Разведчицы», и «Чёрные волки», и «Назад в СССР». Просто историческое кино очень дорогое, и большое количество подобных проектов мы не всегда можем себе позволить.
 
— Главные роли в ваших сериалах исполняют достаточно известные и востребованные актёры: Владимир Епифанцев в «Лютом» и «Кремне», Владимир Яглыч в «Марселе», Константин Хабенский и Михаил Пореченков в «Небесном суде». В условиях российского телевидения, какую роль играет привлечение к сериалу актёра с именем?
— Серьёзную роль, конечно. Но дело не только в том, что актёры именитые. Они ещё и просто хорошие актёры. Это необходимо для того чтобы в вашу историю поверили и чтобы к ней был интерес. Другой вопрос, что, к сожалению, у нас в индустрии в целом подобного уровня актёров не так много.
 
— На Ваш взгляд, каких тем и каких героев не хватает современной российской сериальной продукции, и ставите ли вы себе целью как-то восполнить этот пробел?
— Героев-то разных не хватает, но беда в том, что не всякие герои могут быть показаны по центральному телевидению. К примеру, тех американских героев, которых у нас все любят, типа Декстера, у нас с трудом можно представить. В России, к сожалению, нет такого кабельного телевидения, где бы ты мог показывать всё, что тебе в голову взбредёт. Те кабельные каналы, что существуют, просто не в состоянии платить необходимые огромные деньги за подобный продукт из-за того, что у них не очень большая аудитория и не очень работает система подписки. Поэтому, безусловно, нам приходится, создавая героев, понимать, что это центральное телевидение, и оно подразумевает определённые стандарты.
 
— А интернет в таком случае может оказать какое-то влияние на развитие сериального производства в России, подобно тому, как это происходит сейчас в США?
— Предполагаю, что интернет будет всё больше и больше монетизироваться. Не думаю, что оно в ближайшее время догонит телевидение по степени монетизации, по степени внимания рекламодателей, но, тем не менее, возможно будет появляться что-то, что будет делаться специально для интернет-аудитории. Кабель у нас, думаю, уже так не разовьётся, как в США, просто в силу того, что появились новые технологии. А вот некий прообраз, скажем так, кабеля, но в интернете, наверное, может быть. В принципе, в интернете уже собрана самая интересная для рекламодателей публика – молодые, обеспеченные люди. Когда же кто-то сможет произвести сериал, как делает Netlfix, специально для интернета, только в российском масштабе – не знаю. Во всяком случае, это не ближайшие несколько лет, это более далёкая перспектива.
 
— Как бы Вы в целом оценили состояние и перспективы развития сериального производства в России?
— Сегодня на этом рынке высокая конкуренция. Сильно ужесточились в последнее время требования к сценарному производству, к качеству картинки, к качеству режиссуры. Благодаря этому, как мне кажется, на европейском уровне мы уже смотримся очень даже. До американцев нам как до Луны, просто в силу разницы бюджетов и сериальной культуры, но к европейскому уровню мы уже подбираемся. Дальше, с моей точки зрения, будут выигрывать только сериалы с качественным сценарием, с игрой актёров на уровне, и более приближенные к кино.


 
— В последнее время всё чаще фильмы производятся сразу в двух форматах, для телевидения и для проката. С чем это связано? И прибегаете ли Вы к такой практике с вашими проектами?
— Кино, к сожалению, как бизнес – нерентабельно. С этой точки зрения, будущего у него нет. Но амбиции продюсеров заставляют их всё равно снимать кино. Для того чтобы фильм не провалился денежно, а окупился, они снимают кино и одновременно сериал для телевидения. Последний может монетизироваться нормально, может быть показан много раз, и будет оплачен каналом, исходя из серии, а не из одного полного метра, который принесёт не так много денег. Далее, для того чтобы делать кино высокого уровня, у нас нет интереса зрителя. Кинотеатральная аудитория – это в основном люди от 14 до 24 лет, чей интерес лежит в области аттракционного кино и комедий от Enjoy Movies. Такое кино может сыграть и окупиться, но дело в том, что продюсеры хотят делать не только аттракционы и комедии. Для того чтобы это сделать и окупить хоть как-то свои расходы, они и снимают версии для кинотеатров и телевидения. Но не всегда и таким образом удаётся окупиться. У нас есть несколько подобных проектов в разработке, просто пока я не знаю, во что это выльется. Если честно, я сам больше люблю сериалы, чем кино. Я фанат западных сериалов, и именно с этим связано зарождение меня как кинопроизводителя. Для меня основа – это сериалы. Я считаю, что за сериалами будущее, что так можно лучше рассказать историю, что можно создать героя, к которому зритель захочет возвращаться снова и снова. Кино просто менее интересно для меня. Но если будет какой-то хороший проект – я его сделаю.
 
— А в связи с этим, ставите ли Вы целью вывести свои сериалы по качеству на уровень кинопродукта?
— Я ставлю перед собой цель, чтобы история была интересной, чтобы она была рассказана интересно, хорошо снята, чтобы все трюки были достоверны, чтобы зритель верил, чтобы была красивая картинка, и зритель видел на экране не ту же действительность, которая ему надоела. Когда все эти компоненты собираются вместе, получается произведение, которое по качеству вполне может превзойти многие кинофильмы. Кроме того, и бюджеты наших сериалов намного выше, чем у многих российских кинофильмов. Я имею ввиду, конечно, стандартные кинофильмы, не «Сталинград».
 
— Одно из направлений деятельности DT Production – дистрибуция иностранных картин. Как у Вас происходит отбор фильмов для дистрибуции?
— Фильмы для дистрибуции покупаются где-то за два-два с половиной года до выхода в прокат. Есть рынки, которые проходят несколько раз в год, где продавцы предлагают свою продукцию на международные территории. Когда какой-то фильм заявляется, мы сразу оцениваем, сколько он может собрать. Все решения принимаются на основе сценария, касте, режиссёре. Мы, соответственно, торгуемся за фильмы, иногда угадываем, иногда нет. Это тоже очень рискованный рынок, может быть, даже более рискованный, чем рынок сериалов. Для дистрибуции мы всегда пытаемся отбирать проекты, которые попадают в кинотеатральную аудиторию. Поскольку степень интереса телеканалов и телезрителей к иностранным фильмам очень сильно снизилась, при дистрибуции западных фильмов самое главное – это прокат. То есть, необходимо угадать, чтобы ваш фильм посмотрели зрители от 14 до 24-26 лет. Наш «Джобс», который выходит 19 сентября, надеюсь, привлечёт всех, у кого есть iPhone или что-то от Apple. Роль Стива Джобса там играет Эштон Катчер, что мы тоже учитывали, когда два года назад покупали фильм, поскольку все картины с ним, которые выходили в России, собирали достаточно приличную кассу. Но, несмотря на это, вариативность риска очень высока. Несколько раз не угадав – просто вылетаешь в трубу. Поэтому надо быть очень тщательным как в отборе западных проектов, так и в запуске российских.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также