Профессия

«Кино – это искусство коллективное»

Художник по костюмам Татьяна Патрахальцева о том, какими качествами должен обладать человек её профессии, как через костюм передать образ героя и почему над картинами о современности работать сложнее, чем над историческими.

  • 23 августа 2013
  • 1124
Павел Орлов

Осенью в прокат выходит новая масштабная экранизация романа Александра Дюма «Три мушкетёра», режиссёром, продюсером и сценаристом которой является Сергей Жигунов. В интервью tvkinoradio.ru художник по костюмам фильма ТАТЬЯНА ПАТРАХАЛЬЦЕВА, также работавшая над лентами «Жмурки», «Небесный суд», «Сталинград», рассказала о новой картине и об особенностях своей профессии.

Костюмы – это, вероятно, первое, что производит впечатление в «Трёх мушкетёрах». Ставилась ли перед Вами задача поразить, удивить зрителя внешним видом актёров? Соответствуют ли при этом костюмы реалиям XVII века или скорее отражают современное массовое представление о той эпохе?

— Мне кажется, поразить современного зрителя сложно. Мне хотелось, чтобы всё выглядело убедительно и похоже на изображения работы Мориса  Лелуара (французский художник, автор иллюстраций к «Трём мушкетёрам» - tvkinoradio.ru). В Москве и в Петербурге не оказалось достаточного количества костюмов этой эпохи. Поэтому мы их отобрали в Мадриде и Париже. Это костюмы с разных европейских проектов. В частности, были платья с «Мушкетёров» Пола Андерсона, где в роли миледи снималась Мила Йовович. А были сильно поношенные, с проектов 20-30-летней давности. Но я их брала из-за нужной мне цветовой гаммы. Было интересно посмотреть, как эту тему решали разные художники. Кто-то приближал ту эпоху к современности и шил платья из тафты-хамелеона, обильно драпированные, но с небольшим количеством отделки, кто-то использовал индийские ткани с золотой вышивкой. Костюмы там были разные не только по выбору ткани, но и по конструкции. Я выбрала более традиционный вариант. 


Татьяна Патрахальцева на съемочной площадке

— А какая доля костюмов шилась специально для «Трёх мушкетёров»? Каково обычно соотношение специально создаваемых и уже существующих костюмов в кино?

— Конечно, костюмы самих мушкетеров были сшиты специально для этого проекта, причем с тремя-четырьмя дублями, так как у каждого актера был дублер-фехтовальщик и дублер-конный каскадер. Также полностью была обшита миледи (Екатерина Вилкова) и король (Филипп Янковский), частично королева (Мария Миронова), герцог Бекингем (Константин Лавроненко), госпожа Кокнар (Ксения Кутепова) и некоторые другие персонажи. Вообще доля пошива и проката в разных фильмах очень разная. Это зависит от количества денег на проекте, от задач, поставленных режиссером и продюсерами, иногда и от операторских задач, от наличия прокатных костюмов и так далее.

 — С какими сложностями Вы столкнулись при работе над костюмами для «Трёх мушкетёров»? Приходилось ли Вам решать какие-то трудные технические задачи?

— Пожалуй, сложнее всего было решить, что из себя представляют знаменитые подвески королевы. Честно говоря, варианты подвесок в различных экранизациях меня не очень убеждали, так как они не были похожи на их описание. Мы сделали свой вариант, причем ломали голову целой компанией вместе с ювелиром.

— Вы как-то говорили, что Вас больше привлекают исторические картины. С чем это связано в профессиональном плане?

- Мне кажется, что большинство художников по костюмам предпочитают исторические проекты. Причем, чем больше разнообразие эпох, с которыми ты сталкиваешься, тем интереснее.


Кадр из фильма «Три мушкетёра»

— В Вашей фильмографии - картины, посвящённые разным историческим эпохам, от XIII века на Руси в «Александр. Невская битва» до Великой Отечественной войны в «Сталинграде». На какие источники Вы опираетесь при работе над костюмами разных эпох?

- Начиная работать над новым историческим проектом, смотришь все: фильмы, альбомы с репродукциями, журналы мод и фото, если, конечно, таковые есть по нужной эпохе. Дальше, углубляясь в тему, задаешь вопросы консультанту, ходишь в музейные запасники. Иногда прибегаешь к помощи реконструкторов, как это было на фильме «Александр. Невская битва», поскольку материала по костюму XIII века очень мало.

— Вы также нередко работаете художником по костюмам над картинами о современности, к примеру, «Мне не больно», «Небесный суд». В чём заключаются специфика и сложность воссоздания на экране костюма наших дней?

— Современные проекты тоже интересны, если есть возможность для какого-то оригинального решения. Но это всегда сложнее, чем историческое кино, так как все «как бы» разбираются в современной моде и частенько художнику приходится слышать: «Я это не одену» или «Кто же это носит?». В историческом проекте больше свободы для творчества.

— Вы работали с такими разными кинорежиссёрами, как Алексей Балабанов, Фёдор Бондарчук, Павел Лунгин, Николай Лебедев, Сергей Жигунов. Что, по Вашему опыту, необходимо для того чтобы выстроить наиболее эффективное сотрудничество с режиссёром?

— Начиная новый фильм, в первую очередь разговариваешь с режиссером, потом в процессе что-то предлагаешь. Проходят фотопробы, на которых слышишь, что нравится, что нет. Иногда режиссер очень хорошо знает, что хочет, иногда мы вместе, и с актерами тоже, что-то нащупываем. А иногда тебе доверяют и, практически, дают полную свободу. 


На съемочной площадке фильма «Три мушкетёра»

— Когда Вы работаете над костюмом, ставится ли перед Вами цель через костюм передать характер героя, его образ? Если да, то приведите, пожалуйста, конкретный пример.

— Конечно костюм должен помогать актеру создать на экране нужный образ. В «Трех мушкетерах» король Людовик XIII, герой Филиппа Янковского, немного изнежен, властен, самовлюблен. Это подчёркивается в его внешнем виде - у него светлые нарядные костюмы, замшевые сапоги на каблуках, кружева. Герцог Бекингем в исполнении Константин Лавроненко – трагическая фигура, он преимущественно в темном. А наши мушкетеры – в кожаных колетах, которые защищают их от ветра и дождя в их бесконечных путешествиях и приключениях. 

— Как происходит взаимодействие художника по костюмам с актёром? Какие характеристики актера учитываются при создании для него костюма, помимо внешних данных?

— У всех людей разные пропорции, и костюм шьется или подбирается индивидуально. Этот процесс помогает артисту почувствовать себя в другой эпохе, в другой «шкуре». Например, я очень люблю жесткие воротнички, которые носили мужчины в конце XIX-начале XX века. Они не дают актерам слишком резво вертеть головой, у них появляется гордая посадка головы, солидность и важность. Артистам в «Мушкетерах» приходилось элегантно драться на шпагах, откидывая длинные волосы, не роняя шляпы. Широкие штаны позволяли широко расставить ноги. Однако к не всегда удобным сапогам с отворотами приходилось привыкать.

— Работа художника по костюмам подразумевает наличие вдохновения? И если да, то, что обычно является для Вас источником вдохновения, сюжет, время действия картины, актёры, случайно увиденная где-то деталь чьего-то костюма?

— Для меня вдохновение обязательно, без него ничего не клеится. Помогает вдохновиться и режиссер, и актеры, и визуальный материал, который смотришь на подготовке. Но, например, на «Мушкетерах» это были еще и замечательные европейские костюмы, с которыми у меня была возможность поработать.


На съемочной площадке фильма «Три мушкетёра»

— На Ваш взгляд, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать профессиональный художник по костюмам?

— Работа художника связана с людьми, поэтому обязательно внимание и такт по отношению к актерам, членам команды, актерам массовых сцен. Кино – это искусство коллективное. Нельзя терять интерес, всегда есть от чего загореться новой идеей или придумать, как что-то сделать, если даже денег уже на это не хватает. Все время нужно учиться, стараться на каждом новом проекте попробовать сделать что-то, чего не делал раньше.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также