Обзоры

В бой идут одни старики: почему среди героев экрана всё больше актёров за 60

Вы заметили, что на киноафишах всё чаще стали появляться актёры пенсионного возраста? TVKINORADIO исследует причины этого явления.

  • 21 августа 2013
  • 589
Павел Орлов

В прокат вышла авантюрная комедия «Дед 005» с Сергеем Шакуровым и Вахтангом Кикабидзе. Словно обретя второе дыхание, семидесятилетние ветераны киноэкрана играют экс-разведчиков. Выход подобной картины сейчас кажется неслучайным, и лишний раз говорит о возникновении в России тренда, некоторое время существующего в кино США и стран Европы. Тренд состоит в том, что всё чаще главные роли в фильмах достаются пожилым актёрам. Доля подобных лент в общем кинопроизводстве невелика, однако на звание кассовых хитов они периодически претендуют.

Кадр из фильма «Дед 005»

кадр из фильма  «Дед 005»

В 2010 году в прокате прошли два фильма, обозначивших главные векторы жанрового развития картин c возрастными героями. Трагикомедия Майка Ли «Ещё один год» и боевик Сильвестра Сталлоне «Неудержимые». Первая лента посвящена неспешному быту немолодой пары и затрагивает типичные вопросы, волнующие людей в возрасте. Фильм получил ряд наград и при бюджете в $8 млн. фильм собрал приличную кассу в $18,5 млн. Амбициозный проект Сталлоне, объединивший в рамках одного фильма звёзд экшна прошлого и настоящего, также оказался успешен, заинтересовав самую широкую аудиторию.

кадр из фильма «Неудержимые 2»

Вскоре за лентой Майка Ли последовали и другие схожие работы о жизни обыкновенных пожилых людей. Можно вспомнить трагикомедии «Отель “Мэриголд”», «А давайте жить все вместе?», «Квартет», комедии «Родительский беспредел», «Полетта», драму Михаэля Ханеке «Любовь». Каждая из этих картин привлекала внимание зрителей, а «Любовь», получив «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и награду премии «Оскар», и вовсе стала главным европейским фильмом прошлого года. В такой ситуации, очевидно, что скоро нас ждут новые драмы и комедии о жизни простых пенсионеров.

Успех «Неудержимых» позволил запустить целую серию картин – не заставили себя ждать «Неудержимые 2», а на днях стартовали съёмки «Неудержимых 3». Параллельно участники франшизы стали вновь сниматься поодиночке, к примеру, Сильвестр Сталлоне в «Неудержимом» и Арнольд Шварценеггер в «Возвращении героя». Правда, обе ленты провалились в прокате, исходя из чего, эксперты делают вывод, что, за исключением серии «Неудержимые» (а также «РЭД» с Морганом Фрименом и Хеллен Миррен) тенденция возвращения старых героев боевиков на экран вряд ли получит развитие. Тем не менее, тот же Сталлоне продолжает сниматься в новых проектах, где в паре с ним появляется другая немолодая звезда, а элементы боевика сочетаются с другими жанрами. Вскоре на экраны выйдут остросюжетный триллер со Сталлоне и Шварценеггером «План побега» и экшн-драма «Забойный реванш», где компанию Сталлоне составляет Роберт Де Ниро.

кадр из фильма «Ещё один день»

В России тенденция возникновения фильмов с возрастными главными героями постепенно прослеживается в разных жанрах. Правда речь о кассовом успехе не идёт. В последние два года в прокате побывали трагикомедия «Марафон», драмы «Дирижёр» и «Сибирь. Монамур». Вслед за вышеупомянутым комедийным «Дедом 005» в прокат выйдут «Три мушкетёра» с Василием Лановым в одной из центральных ролей. Проявится ли эта тенденция в более полном виде, предсказать трудно – причины её возникновения в России выглядят не так, как в других странах.

Основной причиной роста популярности фильмов с возрастными актёрами в главных ролях является глобальное старение населения и, соответственно, зрительской аудитории. Так в Великобритании в 2012 году лица в возрасте от 45 лет являются самой большой группой зрителей – 36%. Та же ситуация и во Франции, где люди от 50 посещают кинотеатры чаще других, составляя 34% аудитории. В США пятую часть билетов в кинотеатры покупают зрители старше 55 лет. То есть, кинопроизводители Европы и США, снимая картину с немолодыми исполнителями главных ролей, имеют конкретную целевую аудиторию. В России же ситуация несколько иная: хотя четверти населения больше 55 лет, люди этого возраста составляют лишь 2-3% посетителей кинотеатров.

кадр из фильма «Последний Вегас»

В числе других причин увеличения числа лент с немолодыми актёрами называют небольшие затраты на производство таких картин, относительно ориентированных на подростков блокбастеров. Играет роль и то обстоятельство, что пожилая аудитория в большей степени, чем любая другая может себе позволить ходить в кино по будням в утреннее и дневное время.

Однако в России подобные причины вряд ли работают просто потому, что люди пенсионного возраста не могут себе позволить посещение кинотеатра. Ни актёрский состав, ни имя режиссёра, ни время показа, ни затрагиваемая кинофильмом проблема в этой ситуации значения не имеют. И, тем не менее, уже объявлено о съёмках сиквела «Деда 005».

 



Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 7503
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 5988
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 5445
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3298
Практика

Почему «Зови меня своим именем» снимали только на один объектив

Фильм режиссера Луки Гуаданьино снимали в окрестностях города Крема в Италии. Особенно интересной картину делает операторская работа — ее полностью сняли при помощи Cooke S4 35mm

  • 6 февраля
  • 2747
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 2526
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее