Слова

«Как вы можете предложить что-то новое, если не смотрите телевизор?»

Ведущие производители телеконтента и представители телеканалов о том, что нужно дебютанту, чтобы пробиться на телевидение в качестве сценариста или режиссера сериала

  • 9 апреля 2015
  • 1602
Родион Чемонин


Круглый стол на ежегодной выставке «MCA Expo»
 
«Взаимодействие телепродюсеров и кинодебютантов. Что нужно для работы на ТВ?» – на эту тему рассуждали в формате круглого стола на ежегодной выставке «MCA Expo». tvkinoradio.ru внимательно выслушали выступавших.
 
Дмитрий ЯкунинДмитрий Якунин (директор Молодежного центра Союза кинематографистов России):
- Как вы, наверное, знаете, наша организация регулярно проводит питчинги дебютантов. В рамках будущего ММКФ состоится V питчинг – от 400 до 450 заявок. В составе комиссии будут и представители ведущих киностудий, и молодые кинематографисты, и продюсеры. Нам еще на прошлых слушаниях говорили о том, что есть много ярких заявок и идей, но они не всегда подходят под индустриальный формат. Просили о проведении мастер-классов, которые провели бы представители телеканалов либо производители телеконтента, чтобы молодые кинематографисты поняли, в чем этот формат заключается. Поэтому мы решили организовать этот круглый стол.
 
Мария Гречишникова Мария Гречишникова (вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа»):
- Мы все прекрасно понимаем, что после того как молодые талантливые люди выходят из вуза, у них не так много опыта в производстве контента. Как только они пытаются устроиться на канал или на студию, достаточно часто им задают вопрос: что вы сделали, чтобы мы доверились вам в качестве режиссера, сценариста или кого-нибудь другого? Во-первых, начинать надо, наверное, с самого начала – не устраиваться режиссером, а браться за любые другие работы: администратор на площадке, все что угодно. Во-вторых, если у вас неискоренимые амбиции, я бы советовала показывать все свои работы. Если у вас хороший сценарий – идите к продюсеру, если его заинтересует, он обязательно его возьмет. Если у вас есть хорошие студенческие работы – показывайте их. Есть шанс, что вам доверят какой-то проект, возможно, не сразу в качестве режиссера. Но и ждать только таких вариантов я бы не стала, начала бы не с таких важных профессий, а с менее передовых. Их много на производстве, и они очень нужны на площадке. 
 
Василий Коровяков (продюсер компании «Велес-фильм», режиссер, сценарист):
У меня в анамнезе, помимо остальных мест работы, еще и продюсер сериалов на канале «Домашний». То есть, строго говоря, я побывал и по ту, и по другую сторону баррикад. Все что, я вижу, – это, безусловно, комплекс проблем. С одной стороны, люди должны верить в свои фильмы. С другой, эта вера не должна переходить в самоуверенность. Нынешние технологии позволяют снять пилот не целиком, но сделать ровно столько, чтобы дать нам, продюсерам, понять, что из себя представляет человек.
 
«Вам нужно принести каналу то, что никто никогда раньше не делал»
Василий Коровяков
 
Как мне кажется, молодые кинематографисты очень любят свои проблемы. На потоке ты можешь предсказать в девяти случаев из десяти, что в заявке будет «молодой успешный архитектор…», «молодой успешный режиссер…», «молодой успешный журналист…».  Как только я вижу заявку про журналиста, я ее сразу откладываю, потому что это бессмысленно, мы приходим к тому, что начинаем обслуживать свои интересы. Публика относится к этому, мягко говоря, с недоумением. Потому что сериальный бизнес, если мы говорим о «ящике», – это B2B, то есть вы приходите к каналу и предлагаете ему купить продукт. В то же время задача канала – продать его конечному пользователю, то есть система B2C. Вам нужно принести каналу то, что никто никогда раньше не делал. Да, вы можете принести что-то новое и гениальное, но пробивать эту заявку придется 10-15 лет. Так что в идеале, ваша история должна отличаться на 20-30% от того, что делает канал, при таком раскладе ваши шансы на успех резко повышаются, если вас, конечно, интересует успех или работа.
 
Дарья ЛавроваДарья Лаврова (продюсер компании «Стар-Медиа»):
- Я бы хотела предложить несколько советов, которые помогут молодым авторам при поступлении на канал. Первое: надо понимать, что вы работаете с фабрикой. То есть должно быть творчество, но и должно быть понимание, что это бизнес. Во-вторых, не начинайте с продюсерами разговор с вопроса о деньгах. Потому что когда к тебе приходит молодой человек и с порога говорит, что он стоит столько-то, это по-человечески объяснимо, но интерес снижается. В-третьих, нужно понимать, что вы хотите сказать, что вы можете дать нам всем своей идеей. Классический тому пример – это «Реальные пацаны», один из наших любимых сериалов. Несмотря на то что они абсолютно угадали целевую аудиторию, сделали это круто и весело, но при этом каждая серия – это некий посыл, ненавязчивое морализаторство, которое кажется дружеским референсом к своему зрителю. И еще один немаловажный момент – вы должны знать рынок. Когда ко мне приходит автор и говорит, что он принципиально не смотрит русские сериалы и не смотрит телевизор, у меня возникает закономерный вопрос: «Как вы можете предложить нам что-то новое, если вы не знаете рынок?». Примеры западных форматов, сериалов – это все здорово, но это другой мир. Это может быть образцом искусства, но мы работаем здесь, в этой стране, поэтому нужно отслеживать, что делается тут, что создают ваши коллеги, что успешно здесь.

У меня когда-то давно был разговор с создателем «Дома – 2», с которым мы долго спорили. У меня тогда была такая максималистская позиция: «Боже мой, как же так можно, зачем же ты это делаешь!?» Он мне ответил: «Ты лучше подумай и проанализируй, почему люди это смотрят». Это была очень полезная рекомендация, которую я запомнила на всю свою жизнь. Прежде чем что-то критиковать, подумайте, почему это имеет успех, возьмите оттуда лучшее, сделайте еще интереснее и продавайте.
 
Иван КудрявцевИван Кудрявцев (сопредседатель Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, ведущий программы «Индустрия кино»):
- Есть три кита, на которых держится карьера молодого кинематографиста. Связи, слава, деньги. Это взаимоправные и взаимоконвертируемые вещи. Начинать нужно со связей, желательно в компании, желательно в большой продюсерской компании. Вы должны зацепиться за большого буйвола и держаться за него крепко-крепко, пока сами не научитесь ходить. Слава – это ваши первые пробы, первые эксперименты. Старайтесь засветить свою любую продукцию любыми средствами, через соцсети, через друзей, расшарьте ее максимально. И, естественно, через фестивали, куда пробиваться нужно обязательно, звать как можно больше людей. Быть постоянно на виду, и у вас это будет получаться все лучше и лучше. Деньги будут приходить с первыми бюджетами, которые вам доверили. Вам нужно год, два, три присматриваться к людям, которые умеют осваивать бюджет, а уже потом говорить, сколько ты стоишь, чтобы ответить за свои слова. В любом случае, если вы придете на какой-то канал, и вас возьмут, вы все равно будете работать на дядю. Потом уже сами станете дядей или тетей, но для этого вам будут нужны годы.
 
Дмитрий Якунин (директор Молодежного центра Союза кинематографистов России):   
- Мы находимся с вами на выставке «Moscow teleshow», я помню, как в прошлом году мы презентовали здесь наш проект по дистрибуции короткометражного кино. Это большая работа, она потихонечку начинает раскручиваться. По нашим короткометражкам начинают готовиться сериалы, то есть начинает проявляться конкретика. Хотелось бы сегодня услышать, какие есть явки-пароли у каждого канала, форматы…
 
Олег Богатов
Олег Богатов (заместитель председателя Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, сценарист, ведущий продюсер «Амедиа»):

- Я приведу пример. Фильм «Битва за Севастополь». Один из его сценаристов был куплен прямо на нашем питчинге с его проектом.

 
Битва за Севастополь
Кадр из фильма «Битва за Севастополь» 
 
Человек увидел, что он пишет хорошо военные драмы, и взял его сценаристом на проект. Поэтому пишите и присылайте – это ваш шанс познакомиться вживую с большими продюсерами.
 
Иван Кудрявцев (сопредседатель Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, ведущий программы «Индустрия кино»):
- Что касается форматов, то на «России 2» сейчас идет проект «Победа за нами» – к 70-летию Победы. Правила вы можете узнать на сайте канала. Это ваш реальный шанс до конца апреля показать себя как автора или режиссера. Причем вы можете присылать свои работы, посвященные не только победе на войне, но и спортивным победам и так далее…
 
Дмитрий Якунин (директор Молодежного центра Союза кинематографистов России):   
- Я добавлю по поводу «Победы за нами». Это действительно конкурс короткометражного кино, но он создан не только для того, чтобы достойно отметить 70-летие Великой Победы, но и для того, чтобы научить авторов работать в формате канала «Россия 2» – это сериалы для мужчин от 20 до 45 лет. Если у вас нет драфта для именно для этого проекта, но есть заявка, которая могла бы заинтересовать аудиторию «России 2» в общем и целом, то вы можете прислать ее на тот же адрес, указанный для конкурса.


«Победа за нами» – проект телеканала «Россия 2»
 
Олег Богатов (заместитель председателя Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, сценарист, ведущий продюсер «Амедиа»):
- Что должны принести с собой дебютанты для того, чтобы с ними уже разговаривали, как профессионал с профессионалом?
 
Дарья Лаврова (продюсер компании «Стар-Медиа»):
- Вопрос сложный. В первую очередь, должна быть история, не только интересная, но и написанная на хорошем русском языке. Я это подчеркиваю. Я вообще не говорю про заявки с грамматическими ошибками. Но когда ты читаешь: «крутая тёлка что-то сделала, потом приехали менты и всех загребли», – уровень этого человека, даже если у него хорошая история, в глазах продюсера понижается. Конечно, продюсеры – все разные, у каждого своя норма, но я говорю сейчас о себе. В заявке не должно быть риторических вопросов в конце. «Как герой выпутается из этой ситуации, вы узнаете, если купите мой проект». Здорово, но не купим, потому что должно быть все четко написано. Желательно, чтобы была библия, чтобы были прописаны все персонажи. Если у вас «вертикалка», то было бы здорово, если бы уже было короткое описание нескольких серий.
 
«Самый успешный продукт – тот, который пробивает все пласты аудитории»
Иван Кудрявцев
 
Не бойтесь того, что у вас украдут идею. Это одна из самых больших ошибок. У нас нет никакого смысла красть у вас идею, искать каких-то авторов, которые бы переписали за вас то, что вы хотели сказать. Не бывает такого. Очень мало карманных авторов, которые постоянно под рукой. У меня, например, таких нет. Если вы принесли интересную заявку, то с вами начнут вести переговоры по ее выкупу. Если вы хотите остаться автором, то с вами будут работать, чтобы научить языку формата канала.
 
Олег Богатов (заместитель председателя Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, сценарист, ведущий продюсер «Амедиа»):
- Я, например, просил своих авторов смотреть «Тест на беременность». В этом нет ничего зазорного. Если это приносит рейтинги, почему надо от этого отворачиваться?
                       
Иван Кудрявцев (сопредседатель Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, ведущий программы «Индустрия кино»):
- Это очень важное наблюдение. Важно смотреть рейтинговые сериалы не только «через не хочу», вы что-то должны для себя разглядеть, что вам понравится. Вы должны за что-то этот формат полюбить, понять его аудиторию. Вот говорят «сегментированная аудитория», «нишевая». На самом деле, самый успешный продукт – тот, который пробивает все пласты аудитории.
 
Мария Гречишникова (вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа»):
- И главное, вы должны знать рынок. Вы должны смотреть всё, знать все рейтинги…
 
Олег Богатов (заместитель председателя Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, сценарист, ведущий продюсер «Амедиа»):
- А вот что делать режиссеру, если он хочет в большой телерынок? Надо ему принести маленького Тарковского или маленькую «Мою прекрасную няню»?
 
Василий Коровяков (продюсер компании «Велес-фильм», режиссер, сценарист):
- Как говорил мой прекрасный однокурсник во ВГИКе, «нам надо растарковить сознание». Приходит очень много маленьких Тарковских и Звягинцевых.
 

«Ходячие мертвецы» — один из рейтинговых сериалов

Поймите, вы этим сами себе усложняете жизнь, потому что вы участвуете в очень большом соревновании. Слишком много людей вокруг хотят снять прекрасный артхаусный фильм. Если вы хотите, то делайте, но вы должны понять, что это очень узкий сегмент рынка, и туда ломятся всей толпой. В России мало людей умеет работать в жанре. С моей точки зрения жанр – одно из самых важных слагаемых успеха, потому что зритель должен понимать правила игры. Если комедия – то зрителю должно быть смешно. Если детектив – то должно быть интересно. Если фильм ужасов – должно быть страшно. У нас же еще с советского времени принято смешивать жанры. В детектив подстраивать философический финал, в комедию еще что-то… Не надо. В умении работать с жанром лежит огромный залог успеха.
 
«Женщины смотрят детективы иначе, чем мужчины»
Василий Коровяков
 
В телевидении три ключевых жанра: детектив (самый популярный и легкий), потом мелодрама и уже потом – самое сложное – комедия. Если у вас получится, допустим, сделать что-то в жанре детектива, то дальше можете работать с любым другим жанром.
 
Олег Богатов (заместитель председателя Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, сценарист, ведущий продюсер «Амедиа»):
- По поводу пилота расскажу, как мне ребята из «Гуд Стори» рассказывали про «Реальных пацанов». Они написали пилот, сняли его за 70 тысяч рублей сами, украли где-то телефон Дулерайна, попросили у него полчаса, приехали, показали ему готовый пилот, после этого с ними подписали контракт. Причем, самое смешное, что в первые две недели рейтинги были очень плохими. И только с третьей недели народ распробовал новый формат, и рейтинги скакнули. Вот результат: «Гуд Стори Медиа» является на сегодняшний день одним из крупнейших производителей контента.
 

Сериал «Реальные пацаны»
 
То, что Иван рассказал про «Победу за нами», – это тот же самый случай. Если вы соберете команду, снимите что-то, что понравится «России 2», – это ваш шанс. Я был на презентации этого проекта, на ней представители канала рассказывали, что у сериалов «России 2» есть три запрета. Это криминал, война, мистика. Они любят три вещи: игры, приключения, катастрофы. Не стесняйтесь делать что-то на коленке, сейчас такие технологии, что даже по-простецки снятый фильм можно довести по качеству до хорошего состояния.
 
Мне хочется задать вопрос насчет формата каждого канала. Вот, например, Василий, что надо начать писать и что вам надо приносить?
 
Василий Коровяков (продюсер компании «Велес-фильм», режиссер, сценарист):
- Я повторюсь, что на каждом канале будут востребованы детектив, мелодрама и комедия, но у каждого канала своя аудитория.
 
Если вы будете писать мелодраму или детектив для СТС или ТНТ, то у вас должны быть молодые главные герои. Мы как-то делали проект для канала «Домашний», и я неожиданно для себя открыл такую вещь: женщины смотрят детективы иначе, чем мужчины. Если для мужчины очень важна игра ума, интрига, он должен с самого начала не понимать, что произошло, идти за мыслью автора, то у женщины по-другому. Они смотрят за отношениями персонажей. Поэтому, условно говоря, детектив для канала «Россия» в своей криминалистической сложности будет сильно уступать, скажем, детективу для НТВ.
 
Иван Кудрявцев (сопредседатель Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, ведущий программы «Индустрия кино»):
- Я расскажу немного про форматы «России». Это канал «большой тройки»: Первый, Россия, НТВ (есть еще «большая пятерка»: Первый, Россия, НТВ, СТС, ТНТ). В каких-то сегментах аудитории они пересекаются, но аудитория канала «Россия» преимущественно женская. Да, это аудитория взрослых женщин. Но на канале «Россия», как и на любом другом, возникают абсолютные хиты, которые, как я уже говорил, пробивают пласты всех аудиторий. Все каналы периодически ищут свой хит.
 
Чисто английское убийство
Кадр из фильма «Чисто английское убийство»

Я не производитель, я веду программу про кино. Я смотрю телевизор не по работе, я просто люблю смотреть телевизор. Мама рассказывает, что, когда я был маленький, то, садясь перед телевизором, я раскачивался. То есть забывал обо всем. Но, в принципе, так сейчас и есть. Когда я возвращаюсь домой с работы, то мы с тещей смотрим «Чисто английское убийство». Мне все равно, а ей просто нравится. Недавно купил и поставил «Стражи Галактики». Мы запоем его смотрели. Он ей дико понравился. Я это к чему. Хороший фильм пробивает абсолютно всех. Это как раз тот самый случай, когда канал готов выйти за рамки. Естественно, есть какие-то границы, например, хоррор на «России» вряд ли когда-нибудь появится. Хотя… Жесткий триллер «МосГаз», который шел по Первому, тоже может быть на «России».
 
Мария Гречишникова (вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа»):
- Иногда каналы идут на эксперименты. Но эти эксперименты должны быть обоснованы. Ни один канал не пойдет на, как сказал Иван, ужастик на «России», только для того чтобы посмотреть, получит ли он +1. Это необоснованный риск, никто не будет тратить бюджет на это.  
 
Дарья Лаврова (продюсер компании «Стар-Медиа»):
- Могу добавить то, что НТВ – это необязательно канал только для мужчин. Многие женщины смотрят сериалы НТВ, чтобы посмотреть на настоящих героев. Как это ни парадоксально, но это так. Поэтому если затевать проект для НТВ, нужно понимать, что мужчина должен быть красивым, желательно с каким-то проблеском интеллекта в глазах, хотя, как показывает практика, это несовместимо на канале НТВ.


Вы можете сделать сколь угодно красивую картинку, но вы должны понимать, что телевизор чаще всего – это фон. Если вы выключите видеоряд, то ваша работа может стать попросту неинтересной. Картинка, в данном случае, не должна превалировать над содержанием, потому что в это время домохозяйка режет капусту, укладывает детей, еще чем-то занимается, то есть она время от времени отвлекается, но это не должно стать поводом переключить канал.
 
Из ВГИКа приходят режиссеры, совершенно не подготовленные к поточному телепроизводству. У нас совсем другая выборка, совсем другое количество дней, мы работаем с другими бюджетами. Задача продюсера – не унижать режиссеров, не ущемлять их, главное для него – продать то, что вы снимаете. Здесь нужно учиться работать в тех рамках, которые предлагаются. Если есть понимание, что задача, которую поставил продюсер, противоречит творческим амбициям режиссера, то будет честнее, если он скажете об этом с самого начала. Скажете самому себе в первую очередь, а потом уже продюсеру.
 
Вопрос из зала: Сейчас телевидение интегрируется с интернетом. Возможно ли независимой продакшн-студии снять свой сериал и выложить его в интернет по примеру Netflix?
 
Мария Гречишникова (вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа»):
- Российский интернет – это фантастика. В первую очередь, все утыкается в бюджеты. Если мы утыкаемся в инвесторов, которые верят в проект, – то это еще возможно. Если мы утыкаемся в краудфандинг – это невозможный вариант.
 
Краудфандинг
Краудфандинг в кино: фильм «28 панфиловцев» собрал более 3 млн рублей за 1 месяц

Хотя, сейчас – нет, а что будет через пару месяцев – неизвестно, всё развивается. Сейчас всё больше платформ и площадок, которые продвигают контент.
 
Олег Богатов (заместитель председателя Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, сценарист, ведущий продюсер «Амедиа»):
- Не забывайте, что Netflix – это подписка. У нас только «Амедиатека» сейчас действует по похожей модели.
 
Мария Гречишникова (вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа»):
- Но это исключение. Остальные российские платформы не могут позволить себе подписку. 
 
«Кино – это большая игра. Просто она не для слабаков»
Дарья Лаврова
  
Иван Кудрявцев (сопредседатель Правления молодежного центра Союза кинематографистов России, ведущий программы «Индустрия кино»):
- Очень короткая притча. В одном маленьком южноафриканском городе была маленькая рекламная продакшн-студия. Начальник взял себе на работу талантливого творческого пацана. Он работал на его ворк-станциях над компьютерной графикой для каких-то корпоративных фильмов. Вместо зарплаты он получал возможность работать по ночам над каким-то своим делом, которое он сам хотел делать. Он отдавался вот этому своему любимому делу беззаветно, он делал это хорошо. Пацана звали Нил Бломкамп. А его босс стал его любимым актером Шарлто Копли. Любите работу, которую вам доверили.
 
Дарья Лаврова (продюсер компании «Стар-Медиа»):
- Процитирую своего знакомого, который как-то мне сказал в момент моего полнейшего отчаяния: «Даша, кино – это большая игра. Просто она не для слабаков».
 
Василий Коровяков (продюсер компании «Велес-фильм», режиссер, сценарист):
- Но вы все равно должны верить в собственные силы, потому что никто, кроме вас не знает, насколько гениальную историю вы написали. Правила обратной связи тоже никто не отменял, поэтому показывайте свои работы как можно большему числу людей. Если из 10 человек каждый сказал про вашу работу разное, значит, увы, это вы для себя что-то не совсем поняли. Но если из 10 человек каждый указал на одни и те же места, значит, надо доверять их мнению, и у вас в этих местах проблемы. А так, поверьте, индустрия – это молох, который требует жертв. Не приписывайте себя в жертвы. Всё в ваших силах. Всё в ваших руках.


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Катя Осадченко
    для меня самое интересное во всей этой истории со сценаристами - как нащупать компромисс между потребностями зрителя и своими персональными идеями и амбициями…
    Развернуть

    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее