Обзоры

Живой или мёртвый: в каком состоянии находится жанр фильма ужасов в России

В связи с выходом на экраны российского комедийного хоррора «Zомби каникулы» TVKINORADIO задаётся вопросом, сложился ли в нашем кинематографе жанр фильма ужасов.


Жанр фильма ужасов в России традиционно относится к категории периферийных. На протяжении семидесяти лет существования советской системы кинопроизводства возникновение подобного рода картин было почти невозможно. Однако и за прошедшие с момента исчезновения этой системы четверть века жанр толком освоен кинематографистами не был. Тем не менее, в последние годы количество снимаемых в России фильмов ужасов растёт, и именно в этом жанре себя предпочитают пробовать многие молодые актёры и режиссёры. Есть ли будущее у фильма ужасов по-русски и в чём причины его сомнительного настоящего?

Кадр из фильма «Zомби каникулы»

Одной из ключевых проблем фильма ужасов в России является отсутствие полноценной самостоятельной традиции этого жанра. Первым отечественным фильмом ужасов, если не считать нескольких полузабытых дореволюционных картин и мистической мелодрамы 20-х годов «Медвежья свадьба», можно назвать экранизацию повести Николая Гоголя «Вий», вышедшую в 1967 году. Оригинальная, по-настоящему устрашавшая зрителя своего времени картина привлекла аудиторию в 32 млн. человек. Однако достигнутый лентой успех развития не получил. Следующая более-менее соответствующая жанру картина, мистический триллер «Дикая охота короля Стаха», появилась на экранах лишь спустя более чем десятилетие.

Кадр из фильма «Zомби каникулы»

Полноценная возможность создавать фильмы ужасов возникла с ослаблением цензуры на волне перестройки. Помимо картин, выдержанных с соблюдением жанровых канонов, вроде «Псов», «Пьющих кровь» или «Люми», возникли и ленты, в которых формальные рамки фильма ужасов оказывались полем для художественного эксперимента. К подобным лентам можно отнести «Господина оформителя» Олега Тепцова или «Папа, умер Дед Мороз» Евгения Юфита. Однако начавшая было формироваться традиция, с распадом СССР прервалась. В тяжёлых условиях кинопроизводства и кинопроката 90-х годов до зрителя с трудом дошли лишь несколько лент, к примеру, «Прикосновение», «Гонгофер», «Змеиный источник» и «Упырь». С конца 90-х и вплоть до середины 2000-х годов производство фильмов ужасов перешло в плоскость маргинальных, безбюджетных опытов на грани арт-хауса, трэша и остросоциального высказывания, вроде «Зелёного слоника» и «Гвоздей».

Интерес кинокомпаний к производству ориентированных на зрительский успех фильмов ужасов наметился только в середине 2000-х. В итоге, за последние десять лет в России было снято около сорока лент подобного жанра, то есть больше, чем за всю предыдущую историю отечественного кино. С 2006 года количество производимых фильмов ужасов установилось в районе 6-8 картин в год. Таким образом, их доля в общем кинопроизводстве сегодня составляет около 6-7%, что приблизительно соответствует доле фильмов ужасов в киноиндустрии США и стран Европы. В то же время, если в США фильмы ужасов традиционно относятся к категории картин, которые, как правило, приносят прибыль и относительно редко проваливаются в прокате, то произведённые в России ленты этого жанра заведомо убыточны. Во всяком случае, за исключением картин «Ведьма» и «Мертвые дочери», ни один из наших фильмов ужасов последних лет в прокате не окупился. И это притом, что зарубежные ленты, особенно американские, пользуются повышенным интересом у российского зрителя.

Кадр из фильма «С.С.Д.» 

В попытках понять, чем можно привлечь аудиторию, кинематографисты постепенно осваивают основные современные направления и тенденции в жанре ужасов. К примеру, драматический хоррор «Жесть», научно-фантастический фильм ужасов «Споры», зомби-хоррор «Зима мертвецов», слэшеры «Путевой обходчик», «С.С.Д.» и «Фобос. Клуб страха», мистические фильмы ужасов «Ведьма», «Мертвые дочери», «Юленька» и «Сомнамбула». Но поскольку выходу большинства из этих картин не сопутствовал успех ни у зрителей, ни у критиков, говорить о том, что в достаточной мере освоены или тем более заняты отдельные ниши в жанре, не приходится. Наибольшей же перспективой, вероятно, обладает разновидность мистического фильма ужасов.

В чём же причина провала российских хорроров? В отсутствии собственной традиции жанра российские кинопроизводители ориентируются на готовые голливудские образцы, игнорируя, между тем, архетипы страха, присущие национальному менталитету, так и боясь в полной мере реализовывать собственные идеи. Пытаясь приблизить экранную историю к зрителю, авторы обращаются за сюжетами к современной российской действительности, однако обыгрывают её в соответствии с канонами голливудских картин, заимствуя неподходящие, да к тому же предсказуемые драматургические ходы и применяя неуместные стереотипы. В итоге получается не самодостаточный фильм ужасов, а излишне прямолинейная и неубедительная копия иностранных образцов, уступающая к тому же им по качеству исполнения. В такой ситуации, учитывая общее предубеждение значительной части аудитории относительно российского кино, отечественным ужасам шансов на кассовый успех почти не остаётся.

Кадр из фильма «Мертвые дочери» 

Кроме того, несмотря на то, что жанр фильма ужасов имеет очевидную функцию развлечения, для создания в его рамках достойной картины необходим не только профессионализм, но и сильное авторское начало, яркая индивидуальность режиссёра. В российском кино авторов, хоть сколь-либо сопоставимых по дарованию с мастерами жанра ужаса, вроде Джеймса Уэйла, Джорджо А. Ромеро или Джеймса Вана пока нет.

В условиях, когда не удаётся создать более-менее значимый хоррор, отталкиваясь от национальных традиций, или даже эксплуатируя зарубежные образцы, закономерным является возникновений пародий. Именно пародия, наряду с вышеназванными мистическими фильмами ужасов, на данный момент, похоже, и оказывается более-менее перспективной тенденцией развития жанра, поскольку включает в себя элемент комедии, зрительский спрос на которую всегда велик. Примерами такого рода лент служат вампирская комедия «30 дней до рассвета», безбюджетный комедийный зомби-хоррор «Шопинг-тур» и, собственно, «Zомби каникулы» где также обыгрываются клише фильмов о зомби.

Кадр из фильма «Сомнамбула» 

В поисках же страшного сюжета, основанного на традициях, кинематографисты вновь и вновь обращаются к повести Гоголя, почти полувековой давности экранизацию которой, пожалуй, можно назвать единственным успешным отечественным фильмом ужасов. Очередная киноадаптация произведения должна выйти в начале 2014 года.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 10469
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 9823
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 4317
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3932
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее