Обзоры

10 режиссеров-композиторов: от Чарли Чаплина до Юрия Быкова

Сочетание талантов композитора и постановщика, пожалуй, одно из самых редких в среде кинематографистов. tvkinoradio.ru предлагает вспомнить мелодии и ритмы, написанные самими режиссерами

  • 24 марта 2015
  • 1170
Павел Орлов

01. Чарли Чаплин



Великий комик, как известно, был человеком-оркестром. Одержимый манией тотального контроля производства своих фильмов, он частенько совмещал обязанности актера, режиссера, сценариста, продюсера, монтажера, а также композитора. Что интересно, хотя маэстро и владел фортепиано, виолончелью, скрипкой, свободно читал нотную грамоту и обладал приятным тенором, специального образования у него не было. Музыку он создавал обычно в компании друзей-профессионалов, а характерным стилем его аранжировок стало игривое совмещение собственных мотивов и сочинений классиков. Заслуги Чаплина как композитора были оценены американскими киноакадемиками, наградившими «Огни рампы» «Оскаром» за саундтрек.
 


02. Сатьяджит Рай



Главный, в глазах мирового зрителя, режиссер Индии, как и Чаплин, стремился делать кино едва ли не в одиночку. Во-первых, по словам Рая, его всегда переполняли идеи, во-вторых, проще и быстрее эти идеи было воплотить самому, чем кому-то объяснять задачи. И это притом, что среди композиторов, сотрудничавших с режиссером до того, как он предпочел создавать музыку самостоятельно, был сам Рави Шанкар. Большим поклонником музыкального таланта Рая является Уэс Андерсон – саундтрек «Поезда на Дарджилинг» наполовину состоит из его композиций.
 


03. Петр Тодоровский



 
Петр Тодоровский пришел в кино как оператор, и постепенно освоил режиссуру, драматургию и актерское мастерство. Самостоятельно учиться было не впервой – после войны Тодоровский на слух разобрался с аккордеоном, фортепиано и гитарой. И хотя нотной грамотой овладеть так и не удалось, аранжировки и песни (Тодоровского можно отнести к представителям советской бардовской традиции) для большей части собственных картин режиссер сочинил сам.   
 


04. Клинт Иствуд



Страсть Клинта Иствуда к музыке едва ли не сильнее его страсти к кино. Режиссер с детства интересовался джазом, блюзом, кантри и классикой, и по его собственным словам, будь у него получше с самоорганизацией, он бы нашел себя где-нибудь в этой сфере. Потенциал композитора и исполнителя Иствуду тем не менее удалось реализовать в ряде картин позднего периода творчества. Также режиссер посвятил музыкальной теме часть своих картин, например «Поющего по кабакам», «Птицу» и «Парней из Джерси». В 2007 году его удостоили почетного звания профессора музыки Музыкального колледжа Беркли, что Иствуд охарактеризовал как «величайшую честь, когда-либо ему оказанную».
 


05. Энтони Хопкинс



Фильмография сэра Энтони Хопкинса – это не только сотня ролей, но и две режиссерские работы (экранизация «Дяди Вани» под названием «Август» и сюрреалистическая забава «Вихрь»), на которых он также выступил композитором. Как-никак Хопкинс всерьез занимался музыкой с семи лет, а посвятив себя актерской карьере, ее сочинение никогда не бросал. Хотя до записи дело дошло лишь недавно – в 2012 году актер выпустил альбом Composer. Ну и, конечно, облетевшее весь Интернет видео с исполнением оркестром вальса Хопкинса – бесценно.
 


06. Джон Карпентер



Созданием саундтреков мастер независимого хоррора Джон Карпентер занялся не от хорошей жизни. Просто более чем скромные бюджеты его первых фильмов не позволяли нанять композиторов. Помогло воспитание в семье профессора музыки и опыт игры в поп-группе The Coupe de Villes (если не хотите разочароваться в Карпентере, не проходите по этой ссылке, а то он там поет). Как итог – ужас в фильмах режиссера немыслим без фирменного саундтрека: атмосферного, минималистичного и неизменно исполненного на синтезаторе. Аранжировка «Хэллоуина» справедливо считается эталоном музыки для хоррора.
 


07. Майк Фиггис



 
Кинематографические эксперименты Майка Фиггиса распространяются и на область музыкального сопровождения. Имея за плечами специальное образование, опыт участия в нескольких коллективах, в том числе в ранней группе Брайана Ферри, а также владея трубой, фортепиано и гитарой, Фиггис сочиняет сплав из джаза, рока, психоделики и эмбиента. На его счету полтора десятка саундтреков и несколько любопытных сольников.
 


08. Том Тыквер



Том Тыквер пишет музыку к большинству своих фильмов в постоянном соавторстве с композиторами Райнхольдом Хайлем и Джонни Клаймеком. Среди прочего авторству трио принадлежат совершенно непохожие саундтреки «Беги, Лола, беги», «Парфюмера», а также духоподъемный секстет «Облачный атлас» в одноименной киноэпопее.
 


09. Роберт Родригес



Свой метод работы в кино Роберт Родригес называет «стиль мариачи», что подразумевает, что он своими руками выполняет все составные элементы фильма, в том числе сочиняет музыку. Его композиции, изобилующие характерными мексиканскими мотивами, можно услышать в «Детях шпионов», «Городе грехов», а также во второй части тарантиновского «Убить Билла». Специально для создания музыки к «Однажды в Мексике» Родригес собрал рок-группу Chingon, которая обернулась долгосрочным проектом. К сегодняшнему дню на счету команды один альбом и полдюжины саундтреков.
 


10. Юрий Быков



Многостаночник отечественного кино Юрий Быков называет сочетание функций актера, режиссера, сценариста, монтажера и композитора «абсолютно органичным». Правда за сочинение саундтрека браться приходится скорее от нехватки времени и бюджета. Благо, прежде чем увлечься кино Быков получил музыкальное образование и успел поиграть в нескольких группах. Композиторский талант Быкова был оценен на Шанхайском кинофестивале 2013 года, когда картине «Майор» дали награды не только в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая работа режиссера», но и «Лучшая музыка». Фортепианный мотив «Дурака», бесспорно, тоже хорош. 

 


Комментарии

Комментариев: 2

А я не согласна. Каждый должен заниматься своим делом. Сценарист - писать, оператор - снимать, актеры - играть, композитор - добавлять музыку и т.д.

Круто, когда режиссер сам может наполнить свой фильм музыкой. Автору же виднее как, где и какие акценты расставить!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8790
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4473
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 4140
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3812
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2011
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1636
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее