
«Камера должна быть маленькой и легкой»
Александра Иванова, оператор нескольких картин режиссера Виталия Манского, рассказала tvkinoradio.ru о принципах выбора камеры для документального кино на примере оборудования Canon
- 18 февраля 2015
- 7628

Александра Иванова – оператор-документалист
Об опыте использования камер Canon C300 и C500 при съемках документальных фильмов
Когда мы начали работать над фильмом «В лучах солнца» стало понятно, что надо искать новою камеру. Дело в том, что в этой картине Виталий отдавал большое значение именно выразительности изображения и общим планам. С детализацией и резкостью общих планов фотоаппараты, на которые нам приходилось снимать, в случае использования штатной прошивки, справлялись плохо – невозможно было разглядеть мелкие детали или, скажем, лица людей. Кроме того, достаточно бедно и ограничено воспроизводились цвет и тон, цветотоновые переходы.

Съемки фильма «В лучах солнца»; камера Canon C300 PL с объективом CN-E 30-105мм, f2.8
Перед нами стояла непростая задача – найти документальную камеру, которая соответствовала бы нашим требованиям к изображению. В течение двух месяцев я изучала рынок кинокамер, смотрела предложения всех брендов от известных мировых до малоизвестных китайских и российских; от того, что есть в продаже, до того, что только анонсировано или находится в разработке. В результате мы приняли решение использовать камеры Canon C 300 с байонетом EF и фотооптикой и байонетом PL и кинооптикой с штатной записью внутрь камеры. А для важных массовых событий, происходящих по мере взросления нашей героини и постепенного включения ее в общественную жизнь, – камеру Canon C500 PL с записью на внешний рекордер Aja Ki Pro Quad в разрешении 2К и формате ProRes 4444.
Камеры для документального кино
Итак, что мы подразумеваем под понятием «документальная камера», какие требования к ней предъявляем?

Canon C300
Камера Canon C300: обзор, возможности, опыт использования

Canon C300 на Steadicam установке
Часто задается вопрос имеет ли C300 временное ограничение записи, после которого камера автоматически останавливается? Никакого ограничения нет, если не считать объем карт памяти или уровень заряда аккумулятора. Кстати, ограничение записи на фотоаппарат Canon 5D Mark III в 30 мин. связан только со стандартами сертификации: чтобы фотоаппарат не стал камерой, он должен иметь такое ограничение.
Камеры C300 и C500 имеют одинаковые матрицы, стандартную чувствительность до 20000 ISO, расширенную до 80000 ISO. Новая Canon C100 Mark II имеет чувствительность 104500 ISO. Эта важный плюс для документального кино. Мы ограничили приемлемое качество 8000-10000 ISO, использовали же по необходимости до 72000 ISO. Понятно, что при таких значениях изображение шумит, но фактура зерна, достаточно низкий уровень цветового шума делают изображение приемлемым для использования, тем более в документальном кино. Чувствительность 104500, используемая во втором поколении C100, вообще позволяет снимать фактически в абсолютной темноте.
Камера Canon C300 не давала сбоев при использовании до -15 градусов при небольшом дожде, мокром снеге, сильном ветре с взвесью соленных брызгов без дополнительной защиты корпуса и с открытым монитором. Однако оператор Алексей Филиппов, снимая фильм «Озеро «Восток», испытал трудности при съемке при температуре от -25 до -50 градусов. Помимо прочего, на таком морозе замерзал дисплей, кнопки, провода. Теплых чехлов специально для камер серии C не делают, а изготовить под заказ в одном экземпляре чехол не удалось. На этой же картине возникли проблемы с проводами, идущими от монитора в камеру, монитор перестал работать. В общем, провода, проложенные снаружи, всегда остаются в зоне риска. Они не защищены, всегда могут переломится, особенно на сильном морозе. Эргономика C300 и C500 предполагает, что при установке родного монитора на камеру справа будет достаточно объемная петля из двух проводов. Заменить же провода оперативно, без специальных знаний и навыков и не разбирая монитор, невозможно. Разобрать и перепаять контакты на концах, идущих в камеру, также невозможно. Таким образом, уязвимая часть C300 и C500 остается вне стандартного ремкомплекта и не предполагает самостоятельного ремонта. Это стало проблемой в долгой автономной экспедиции в Антарктиду.

Canon C300
Относительно креплений в камере самих проводов. Мы вставляем провод в разъем, затем вводим крепежной кольцо, которое крепится за счет металлических лепестков в распор. С одной стороны, это очень удобно, просто и быстро, потому как камеру держать собранной в кофре невозможно, это будет слишком большой кофр, а собирать надо оперативно. С другой стороны, так как на креплениях отсутствуют защелкивающиеся надежные замки, это в некоторых случаях ведет к потере контакта.
В камеру уже встроены ND фильтры. Это удобно по нескольким причинам. Во-первых, если снимать в Cinema Log, то наибольшая широта и наилучшие цвето- и тонопередача достигается при чувствительности 850 ISO, это родная чувствительность матрицы. При изменении этих параметров в одну или в другую сторону, особенно в сторону увеличения, ощутимо увеличивается контраст, падает диапазон цвета и тона. Надо понимать, что матрицы у производителей разные, поэтому с внешними фильтрами можно получать результаты разной степени качества. Понятно, что у родных фильтров есть преимущество. Кроме того, встроенный фильтр избавляет нас от лишнего стекла перед объективом, от дорогого комплекта внешних фильтров, рамок, бленд, компендиумов, каше и других дополнительных аксессуаров, необходимых для их установки в случае с стеклянными квадратными фильтрами или груды разных фильтров, разных диаметров, в случае с круглыми.
Правда, надо особо отметить, что на C300, как и на C500 (в C100 в этом плане сделано лучше – за ND фильтры там отвечает довольно большое колесико, которое просто так не прокрутится) кнопку перещелкивания ND фильтров очень легко нажать случайно. Особенно, если камера используется как ручная и, например, на морозе, когда руки замерзают или одеты в перчатки. К сожалению, информация, в том числе и о включенных ND фильтрах, в обоих камерах расположена в видоискателе или мониторе таким образом, что закрывает все изображение. Поэтому для нормальной работы ее отключают, но тогда пропадает сигнализация в том числе и об запуске/стопе камеры. Получается, случайно включенный ND можно не заметить, а недостаток экспозиции исправлять другими средствами – чувствительность, диафрагма и т.д. Информация о запуске/стопе камеры также передается с помощью внешних лампочек сигнализации, но не всегда есть время на них поглядывать, а иногда их приходится выключать намеренно. В камере Canon C100 Mark II эта ситуация улучшена тем, что там при отключении информации при запуске остается гореть красный кружечек на изображении. Почему при расположении информации в видоискателе/мониторе пошли по пути старых видеокамер, а не кинокамер, не совсем ясно.
Съемки фильма «В лучах солнца»; камера Canon C300 EF с фотообъективом 70-200mm, f2.8
ND фильтры в камерах C300 и C500 сделаны из тонкой пленки. Дотрагиваться до нее нельзя, но пыль она собирает. В сервисном центре пыль оттуда снимают специальным пылесосиком. Можно сдуть, скажут многие. Но сервис не рекомендует дуть внутрь камеры, так как первые модели C300 оказались не совсем герметичны, и пыль попадала на матрицу, минуя защитное стекло. Сейчас дела обстоят лучше, но гарантии полной герметичности нет. На съемках фильма в Антарктиде у оператора Алексея Филиппова пыль попала на матрицу. Чистка матрицы – недешевая, длинная операция с основательным разбором камеры, которая может производиться штатно только в фирменном сервисе с чистым боксом. В России пока только один такой центр – в Москве. Сделать что-либо самостоятельно в условиях экспедиции невозможно. Убирать пылинки на посте достаточно сложно, это дополнительная задача и деньги. Тут, с одной стороны, возникает вопрос герметичности этого узла камеры, с другой – вспоминается, как достаточно эффективно работает чистка от пыли в фотоаппарате Canon 5D Mark III. Что касается практической стороны вопроса, ND-фильтры я не трогаю вовсе, а для чистки от пыли защитного стекла купила кисточку для очищения матриц с самоочисткой от пыли Arctic butterfly visible dust.
Аккумуляторы для Canon C300
Выбор карт памяти для штатной записи Canon C300/C500

Canon C300
Что нам действительно важно, так это то, что карточка имеет скорость записи (write speed) и скорость чтения (read speed), причем второе значение выше, чем первое. Оно, как правило, указывается на борту карточки. Скорость записи приходится отыскивать в техническом описании. Надо понимать, что скорость записи камеры указана в мегабитах (Мбит/с; Mb/s, Мbps), скорость же записи и чтения в мегабайтах (MБ/с; MB/s). В одном мегабайте – 8 мегабит. Значение, нарисованное в хлoпушке, это не менее важный параметр в случае использования профессиональной видеозаписи – параметр скорости VPG (Video Perfomance Guarantee). Это минимальная скорость записи видеопотока, которую карточка может держать константно – соответственно 20MB/s и 65 MB/s. То есть мы видим, что скорость записи многократно превышает скорость потока даже в случае с картами с VPG-20, но простым совмещением скоростей дело обойтись не может. Помимо технических параметров, которые указаны для нас в технических характеристиках как устройств, так и карточек, речь идет совместимости с устройством, а также о надежности карт памяти. Топовые карточки защищены гораздо больше своих младших братьев – тут и общая надежность и бесплатный rescue service.

Canon C500
На сегодняшний день я решаю этот вопрос следующим образом – на сайте bhfotovideo.com есть подбор аксессуаров к каждому наименованию камеры, в списке есть и носители. У носителей есть рейтинги и отзывы, в которых можно порыться и обнаружить опыт использования данного носителя с данной камерой. Из личного опыта – у нас в работе с C300 вышли из строя две карточки Transcend 32 Gb 400x (синие) (эти карты есть в старой таблице совместимости, которую выпустил в свое время Canon для C300), а вот карты Lexar 1000x (когда они были на вершине линейки) и 1066х (когда они заменили 1000х) показали себя отлично при многократной записи/стирании. Мы отказались от покупки золотых 32 Gb SanDisk Extreme (не Extreme Pro, a именно Extreme) из-за большого количества отзывов с указанием отказов. Конечно, тут есть перестраховка, но в рамках производства она себя оправдывает.
Аксессуары для камер Canon C300/500

Canon C300
Тут можно поговорить о плюсах байонетa EF. В случае документальной съемки такой байонет очень удобен, так как дает возможность поставить объектив одной рукой. Кроме того, байонет EF очень хорошо обеспечен огромным количеством разнообразной оптики, которую производит Canon как для фото, так и для кино и телевидения. Тут можно отметить такие интересные объективы, как фотообъективы 50мм f1,2, зум 200-400мм, f4 с встроенным экстендером 1,4х; длиннофокусные объективы с фиксированным фокусным расстоянием до 800 мм; кинозумы Cine-servo 17-120; 50-1000мм с встроенным экстендером 1,5х.
Параметры штатной записи в Canon C300/C500: плюсы и минусы
Первая проблема в данном случае – это стандарты кинокопии DCP (Digital Cinema Package). Если мы говорим о том, что снимаем кино, пока других стандартов показа в кинозале на цифровом проекторе фильмов нет. DCP на сегодняшний день имеет разрешение либо 2К, либо 4К с соотношением сторон 1,85; 1,9; 2,40. То есть в случае с нашим Full HD контентом, который мы снимали 1920х1080 (соотношение сторон 1,78), мы должны будем проскейлить наше ИЗО до 2К то есть до 1:1,85 1998х1080 или до 1:1,9 2048х1080. Понятно, что такое увеличение в какой-то мере понизит качество изображения.
Вторая проблема – 8 битный цвет. На практике 8 бит могут давать видные цветовые полосы с четкими границами на равномерно окрашенных поверхностях или, например, при съемке в тумане или дымке. Убрать их как следует при обработке готового материала довольно сложно, а средствами только цветокоррекции практически невозможно.

Canon EOS C300 и Sony PMW-F3
Но бесспорный плюс этого кодека, именно в документальной работе, заключается в том, что при хорошем качестве изображения он занимает мало места, не требует больших ресурсов питания. На практике получается, что при наличии двух маленьких легкий аккумуляторов, которые устанавливаются внутрь камеры без всяких обвесов и держателей батарей, четырех маленьких недорогих карт памяти камера может работать автономно в документальной среде, в зависимости от нагрузки, одну, а то и две смены. Кроме того, объем этого материала даже при двойном копировании не потребует большого количества дискового пространства ни для хранения, ни для последующей работы.
Этот стандарт записи связан также с телевизионным воркфло, например Arri Amira только совсем недавно (17.02.2015) обрела возможность писать в таком кодеке.
Когда мы говорим о качестве изображения, с одной стороны, есть технические вопросы матрицы, потоков, возможности записи и так далее, с другой –возможности оптики, разрешающей способности, цветопередачи и т.д., и есть зоны, где они перекрываются. У нас в экспедиции один съемочный комплект для C300 был легкий с фотооптикой EF, второй комплект – тяжелый, с кинооптикой PL. Mы брали у Canon объективы 30-105мм и 15,5-47мм из серии Canon Compact Zoom, также мы взяли объективы 24мм, 180mm Carl Zeiss Standаrd и 18мм Carl Zeiss Super Speed. Вернемся к параметрам записи, которые, на первый взгляд не так высоки, как нам хотелось бы. Оказалось, что фотообъективы не раскрывают все возможности даже этой записи. Зато на кинооптику у нас получились замечательные результаты по резкости, детализации, с замечательной тоно- и цветопередачей.
Камера Canon C500: какой кодек и разрешение выбрать?
Мне кажется, существует тенденция стараться снимать при максимальных установках качества – минимальной компрессий, высоком разрешении. С точки зрения практики это ведет к серьезной эскалации объемов задействованных ресурсов, в том числе и денежных. Поэтому тут надо всегда искать середину между уровнем качества, которое действительно нужно и которое мы можем себе позволить. Для этого надо всегда учитывать не только обеспечение съемочного периода, но и монтажно-тонировочного. Давайте воспользуемся программой DataCalcPro и посчитаем объемы медиa, получаемые в том или ином кодеке. Затем, зная воркфло, поймем, во сколько этот первоначальный объем увеличится при последующей работе над материалом. Про себя будем помнить необходимое время трансфера материла, что тоже немаловажно.
Съемки фильма «В лучах солнца»; камера Canon C500 с рекордером Aja Ki Pro Quad
Итак в себя C500 пишет ровно тот же кодек, что и C300, и один час изображения (эти и последующие расчеты при 25 к/с) 1920х1080, 50 Mb/s, CBR, MPEG-2, 8 bit занимает 23,59 Gb.
Максимум, который может выдавать камера на внешний рекордер (тут надо оговориться, что Aja Ki Pro Quad самостоятельно не может писать в таком кодеке) – это Canon Raw, 4k, 4096x2160. Один час такого изображения занимает 1139.65 Гб.
Максимум для Aja Ki Pro Quad в соавторстве с Canon C500 – ProRes 4444, 4k, 4096x2160; и один час здесь равен 567,34 Гб. То, что мы использовали, ProRes 4444, 2k, 2048x1080 – 141,83 Gb.
Один час для дока — ничтожно малое время. Понятно, что даже при жестком отборе и экономии в день съемок будет получатся никак не меньше двух с половиной-трех часов материала. Все надо скинуть на жесткие диски в двух экземплярах. Жесткие диски стоят денег, и, в нашем случае, в экспедиции их надо было взять точное количество – купить диски в Северной Корее, как и что либо из техники было абсолютно невозможно. Есть определенное время, которое тратится на трансфер материалов. В документальном кино, как правило, нет ассистентов, и эта задача ложится на оператора после дня работы. DataCalcPro не совсем верно оценивает время трансфера. Мы использовали карточки для Aja 250 Gb, на скидывание по протоколам USB 3.0 через MacBook Pro на Seagate 3,5’’ одной карточки уходило около часа. Помимо материала с Aja этот же материал пишется внутрь камеры в Proxy 1920х1080, 50 Mb/s, CBR, MPEG-2, 8 bit. Что тоже занимает какое-то место и время.
Дальше по воркфло — загон прокси в компьютер для монтажа, пересчет, например в ProRes. Потом реконект на полноценные исходники (в случае, когда исходники RAW — дебаеризация), консолидация проекта, выгон DPX для цветокоррекции, цветокоррекция, снова выгон DPX. Потом пересчет в Tiff, потом в JPEG2000 для изготовления копи DCP. Понятно, что-то тут меняется в зависимости от предложенного воркфло. Но в любом случае, одно дело, когда все это происходит в FullHD и только на этапе изготовления DCP превращается в 2к, совсем же другое дело, когда мы изначально работаем с высококачественным и тяжелым контентом. Еще надо подумать про оборудование, которое способно работать с таким материалом. Помнить о том, что аренда дискового пространства на коммерческих студиях стоит денег, а обработка высоких разрешений может встать дороже, чем обработка FullHD.
В случае с Canon C500 переход на более высокое разрешения означал для нас также серьезные изменения во внешнем виде камеры, ее обслуживании и весе. Canon C500 перешла только на более большие и тяжелые, по сравнению со штатными, аккумуляторы BP-750. Мы поставили более длинные суппорты, чтобы с одной стороны можно было поставить поддержку для объектива, а с другой с помощью специальной площадки закрепить рекордер. Чтобы запитать рекордер понадобилась площадка V-mount с переходником на D-tap. Для рекордера использовали две карточки по 250 Gb, выпущенные специально для него, а при сбрасывании материала Док-станцию для этих карточек. Камера потяжелела, понадобился более устойчивый штатив. В комплект же первичного обслуживания камеры помимо двух зумов Canon CN-E 15,5-47mm, 30-105mm, объектива Zeiss Standart 180mm, запасного аккумулятора BP-975 входили четыре стареньких увесистых V-mount аккумулятора Sony, каждого из которых хватало приблизительно на полтора часа. Можно было купить аккумуляторы поновее, но минимальный комплект получался не менее 2000$, что не входило в смету. Оказалось также, что при использовании рекордера Aja Ki Pro Quad и при высокой точке съемки нет возможности пользоваться родным видоискателем камеры, так как он достаточно короткий, установлен посередине корпуса и не опускается вниз. Можно, конечно, использовать насадку сторонних производителей, которая превращает в видоискатель штатный монитор камеры. Но это лишние деньги, лишний вес. Если в камере предполагается видоискатель, то он должен быть достаточно функционален и подходить профессиональным требованиям работы, которые предъявляются к камерам такого уровня, как C500.
Помимо утяжеления камеры, а такой комплект без ассистента обслуживается не быстро. Возникли проблемы, связанные с документальным характером съемки, — длительность запуска рекордера, отсутствие точной оценки уровня заряда аккумулятора. Необходимость перезагрузки камеры C500, когда 2К не нужно, а нужно FullHD. Конечно, камера всегда в себя пишет FullHD Mpeg, но они отличаются друг от друга, когда система камеры настроена на FullHD и на 2К.
Учитывая, что базовый контент для все картины у нас снимался в формате Full HD, мы не собирались кадрировать материал, в плане детализации, возможностей цветокоррекции нам хватило формата ProRes 4444, 2k, 2048x1080.
Еще надо отметить, что с камерой Canon C500 для записи контента в 4К Canon RAW, если рассматривать рекордеры из денежной категории, которую представляет сама камера, из всего, что было в продаже на тот момент, нам по своим техническим возможностям подходил только рекордер Odissey 7Q от Convergent Design. Но, к сожалению, этот рекордер по совместительству еще и достаточно большой монитор с диагональю 7,7''. Это было для нас неприемлемо в двойне — во-первых, при съемке мы не могли по документальным соображениям пользоваться даже маленькими накамерными мониторами, во-вторых, что еще более важно, мониторы показывают свою ненадежность при минусовой температуре, а тут речь идет еще о настройках рекордера и тачуправлении. Из всех относительно недорогих рекордеров единственным на тот момент рекордером без мониторообразной эргономики была Aja Ki Pro Quad. Но, как я уже отметила, она не поддерживает запись в себя 4K Canon RAW.
Комментарии