Обзоры

Краундфандинг в кино

Обзор самых успешных мировых и российских кейсов

  • 17 мая 2013
  • 1283

Идея краудфандинга в кино проста и давно витала в воздухе. Но стала реальностью только в последние годы, с развитием онлайн сервисов и главной системой на которой базируется  web 2.0 — UGC (пользовательский контент).

Система финансирования краудфандинг (crowdfunding — «финансирование толпой») ровно это собой и представляет — коллективный сбор денег для поддержки какого-либо проекта.

Мы собрали наиболее яркие и значимые примеры краудфандинга в кинематографе. Радует то, что среди них есть и российские кейсы.


Краудфандинг в киноиндустрии был основан предпринимателем Эриком Бауманом с запуском FilmVenture.com в 2002 году. А через 2 года, в августе 2004-го, французский предприниматель и продюсер Бенджамин Поммерауд и Гийом Колбок из компании Guillaume Colboc начали кампанию по сбору пожертвований через Интернет, чтобы доснять свой фильм Demain la Veille («Ожидание вчера»).

FilmVenture

В течение трех недель, им удалось собрать $50000. Это была первая структурированная Интернет-инициатива по краудфандинговому финансированию с использованием посвященного финансированию сайта, а также с различными предложениями-вознаграждениями для своих жертвователей: бонусы, DVD или даже присутствие на съемках.


Четыре месяца спустя, на другой стороне Атлантики, компания Spanner Films начала производство своего документального фильма об изменении климата «Век глупцов».

Spanner Films

Команде, возглавляемой Фрэнни Армстронг успешно удалось собрать более чем £1000000  в течение пяти лет  для производства и продвижения фильма. Вся съемочная команда работала за очень низкую заработную плату, но кроме этого получала также краудфандинговые «акции». Согласно условиям контракта краудфандинг-инвесторам и членам съемочной группы один раз в год в течение десяти лет с момента выхода фильма выплачиваются роялти-дивиденды.


Гари Хаствит (Gary Hustwit) автор дизайн-трилогии («Helvetica», «Objectified», «Urbanized») собрал более полумиллиона долларов на свои проекты через популярные краудфандинговые площадки.  Вот страница поддержки одного из его проектов. 

Режиссер перевыполнил план — вместо желаемых $85 тыс. он привлек $118505.


Юля Симакова (Gabriel Saray), автор документального фильма «Надо дышать, а не плакать», успешно завершила свой проект 1 февраля 2013 года. Собрана минимальная сумма в 94 тыс рублей. Подробный отчет о проведенной кампании от автора фильма можно прочитать тут.


Пародийная черная комедия «Железное небо» совместного производства Финляндии, Германии и Австралии о космических нацистах — является на сегодняшний день одним из самых успешных краудфандинговым кейсом.  Из запланированного бюджета (7500000) 13 % (900000) были собраны благодаря фанатам фильма, не только путем продаж сувенирной продукции, мини-инвестициям, информационной поддержкой, но даже воспользовавшись помощью в виде собственных идей участников, 3D-моделям и т.д. Стать инвестором можно было, внеся сумму от 1000€. Для Финляндии это самая дорогая в ее истории кинопродукция (почти 10 миллионов долларов).

Режиссер фильма Тимо Вуоренсола рассказывает о собственном опыте:

 


Чарли Кауфман, сценарист «Вечного сияния чистого разума» опробовал модель краудфандинга — и это оказался успешный опыт. Новый проект Кауфмана — пластилиновый мультфильм по его собственной пьесе Anomalisa о человеке, «искалеченном обыденностью своей жизни». Заявленной целью краудфандинга была сумма в 200 тысяч долларов, но Кауфману и Хармону удалось собрать вдвое больше и сделать свой проект самым финансируемым фильмом в истории Kickstarter.


Фанаты культового детективного сериала «Вероника Марс» убедили Warner Brothers сделать из этого сюжета полнометражный фильм. Боссы студии были изначально не очень уверены в этой идее, но все-таки дали проекту шанс: когда автор сериала Роб Томас открыл страницу для пожертвований на Kickstarter, они пообещали спродюсировать фильм, если лот соберет 2 миллиона долларов за 30 дней. Такой отдаленный дедлайн не понадобился — «Вероника Марс» собрала нужную сумму за день. К настоящему моменту сумма пожертвований превысила 2,5 миллиона и продолжает расти; общее число жертвователей перевалило за 40 тысяч.


Главные международные краудфандинг – площадки:

kickstarter.com 

Критический взгляд: каждый проект должен проходить модерацию и наблюдается тенденция, что организаторы, в основном, отбирают только потенциально наиболее успешные проекты, к которым обязательно должно быть добавлено видео, обещающее своим инвесторам награды, бенефиты, благодарности. Например, готовый экземпляр или несколько, игры, комиксы, книги; гравировки имени инвесторов. Также на сайте очень трудно найти неуспешные проекты, которые не получили финансирования. Именно этим отчасти и объясняется огромный показатель успешно профинансированных проектов. По некоторым мнениям, сайт слишком сконцентрирован на успешности и слишком коммерциализирован, поэтому выступает скорее биржей или магазином предоплаты продуктов искусства, которые понравились.

Другим объектом критики является принцип «всё или ничего», по которому деньги возвращаются, если проект не набрал 100 % необходимых средств. Это побуждает авторов самим дофинансировать свои проекты. По приблизительным подсчётам, точка невозврата — 25 %. Если проект их собрал, то вероятность полного финансирования у проекта составляет 90 %.

indiegogo.com


Российские краунфандинговые площадки:

planeta.ru

boomstarter.ru

naparepet.ru — платформа, созданная авторами фильма «Шапито-шоу». 



Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее