Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

 
«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского о трагических событиях в Новочеркасске в 1962 году получили специальный приз жюри 77-го Венецианского кинофестиваля.
 
 
Трейлер фильма «Дорогие товарищи!» (2020)
 
 

1«За Маркса…»

Трейлер фильма «За Маркса…» (2012)

В драме «За Маркса…» рабочие бросают вызов владельцу завода: тупому и эксцентричному олигарху. Для контраста люди труда показаны любознательными книгочеями, разговаривающими о политике, российской ментальности, религии и кино.

Находясь на узком пятачке, где-то между кино и современным искусством, Светлана Баскова филигранно доносит до зрителя идеи о неизбывности зла и кармическом бумеранге, который прилетает в самый неподходящий момент, вне зависимости от материального положения и должности того, кто его запускает.

Режиссер поставила задачу показать отношения рабочих между собой и их разногласия с начальством максимально реалистично. Поэтому, например, открывающую фильм сцену, в которой герои просто едут в автобусе, Баскова дотошно снимала в течение месяца. Тактика оправдала себя: в 2013 году «За Маркса…» участвовал в Берлинском кинофестивале.

 

2«Завод»

Трейлер фильма «Завод» (2018)

Режиссер: Юрий Быков
Год: 2018

Самый жестокий, за исключением «Майора», и наиболее жанровый фильм Юрия Быкова, в котором рабочие похищают вороватого босса и долго держат его в заложниках, яростно споря о сути капитализма.

«Завод» близок по духу «Меланхолии» Триера: вначале странная затея героев кажется утопичной, по мере развития сюжета их действия осознаются как самоубийственные, а финал наблюдаешь уже спокойно, понимая всю обреченность происходящего и заедая стресс попкорном. Кстати, со времен «Дурака», взгляд Быкова на мироустройство успел серьезно эволюционировать, и прямолинейный бунт против системы уже не кажется ему панацеей.

Закономерно между олигархом Калугиным и его похитителем Седым режиссер почти не делает разницы: и тот, и другой прикрываются благими рассуждениями, но цинично идут напролом для достижения собственных целей.

Под определение «суровый» подходит не только сценарий Быкова, но и процесс производства картины. «Завод» снимали в течение трех недель, по шесть ночей подряд с одним перерывом в неделю. Поскольку ожидаемых морозов не состоялось, в кадре артистов поливал искусственный дождь.

Харизматичные советские цеха снимали на заводе железобетонных изделий в Москве, хотя в фильме мелькает и родной Быкову Новомичуринск в Рязанской области.

 

3«Магнитные бури»

Фильм «Магнитные бури» (2003)

Режиссер: Вадим Абдрашитов
Год: 2003

Идея «Магнитных бурь» пришла к Вадиму Абдрашитову и его постоянному соавтору Александру Миндадзе, когда они прочли в прессе о коллективе уральского завода, разделенном вороватыми хозяевами на две враждующие группировки.

Наполненные сложными ассоциациями, снами наяву, подсознательными страхами и не сбывшимися пророчествами, «Магнитные бури» можно назвать самым экзистенциальным российским фильмом о социальном протесте.

Но если в близком по атмосфере антониониевском «Крике» трагедия героя органически разворачивается посреди декораций послевоенной Италии, Абдрашитов зачем-то притягивает паттерны классовой борьбы к сложно структурированному началу нулевых в России. Происходящее на экране выглядит несколько сыро и неправдоподобно.

После «Магнитных бурь» советский мэтр уже почти двадцать лет не снимает кино, не сумев подстроиться под новые, продюсерские реалии российской киноиндустрии.

 

4«Прощание»

Кадр из фильма «Прощание» (1981) / Фото: «Мосфильм»Кадр из фильма «Прощание» (1981) / Фото: «Мосфильм»

Режиссер: Элем Климов
Год: 1981

В «Прощании» протест, скорее, скрытый, но от этого он не менее пронзительный и волевой. В то время как молодые жители выселяемой деревни сжигают свои дома по принципу «начальник, скажи, что мне сделать, а я выпью и сделаю», старики, не желая мириться с неизбежным, украшают горницы жилищ цветами и белят печи.

Когда водохранилище все-таки смоет Матеру, от нее останется лишь вековое дерево, покрытое листвой, и этот символический кадр, самый последний в фильме, даст нам надежду, что страдания людей (возможно, не только этих, но вообще всех) когда-нибудь вознаградятся.

Смотреть «Прощание» физически сложно, даже неприятно, ведь это кино существует в пространстве между страшным сном и безутешной явью, но именно жанр трагической притчи быстрее всего приводит зрителя к эмоциональной составляющей. После внезапной гибели Ларисы Шепитько, которая должна была первоначально снимать этот фильм, ее вдовец, режиссер Элем Климов взял производство картины на себя, поэтому крик о неизбежности потерь в «Прощании» оправдан как нигде.

 

5«Пробуждение»

Фильм «Пробуждение» (1991)

Режиссер: Владимир Алеников
Год: 1991

«Меня всю жизнь пугало выражение лица советского человека — неулыбчивое, настороженное, подозрительное. У Белого дома я увидел другие, совершенно поразительные лица. Людей объединил душевный порыв, ими нельзя было не любоваться», — как-то сказал Владимир Алеников.

«Пробуждение» повествует о событиях августовского путча 1991-го года в Москве. В эти дни никто, кроме режиссера Аленикова и телеканала CNN, подробно не снимал происходящее у Белого дома, и поэтому документальный фильм несет поистине историческую ценность.

Он снят на 8-миллиметровую камеру и смонтирован всего за неделю: лента, мягко говоря, не блещет техническими данными, далеко ему и до харизмы культовых в перестройку «600 секунд» Невзорова. Тем не менее, режиссеру «Приключений Петрова и Васечкина» удалось максимально кинематографично передать странную атмосферу путча: танки у Кремля, ночующие на площади демонстранты и Дзержинский, которого с позором везут на свалку истории — события развиваются в фильме ровно по канонам классического киносаспенса.

 

6«Зима, уходи!»

Трейлер фильма «Зима, уходи!» (2012)

Режиссеры: Алексей Жиряков, Денис Клеблеев, Дмитрий Кубасов, Аскольд Куров, Надежда Леонтьева, Анна Моисеенко, Мадина Мустафина, Зося Родкевич, Антон Серегин и Елена Хорева
Год: 2012

Хроника «болотного» движения в России была снята десятью молодыми режиссерами под руководством Марины Разбежкиной. Сегодня «Зиму» интересно увидеть по нескольким причинам.

Во-первых, чтобы осознать, насколько сильно изменилась страна за прошедшие 8 лет. Почти любительская, но крайне изобретательная видеосъемка, фиксирует малейшие детали быта, нюансы отношений между людьми, даже их непроизвольные действия и несказанные слова. Во многих аспектах разница с тем временем действительно ощутима.

Во-вторых, «Зима, уходи!» — это редкий пример драмеди в документалистике: почти каждый из эпизодов картины, несмотря на драматичность происходящего, содержит в себе искрометный, живой юмор.

В-третьих, это иррациональное. Приведем цитату из впечатлений Михаила Угарова о фильме: «Любая революция безумно иррациональна, но историки потом изгоняют это из учебников. А здесь именно это, „недоступное пониманию“, тащило меня весь фильм за собой».

Картина вызвала позитивные отклики на многих международных фестивалях, а также была показана в России на «Артдокфесте», «Послании к человеку» и «Завтра/2morrow».

 

7«Хроники неслучившейся революции»

Трейлер фильма «Хроники неслучившейся революции» (2016)

Режиссер: Константин Селин
Год: 2016

Документальный фильм «Хроники неслучившейся революции» повествует о борьбе российских дальнобойщиков против «Платон» — системы сбора денег с водителей большегрузов по федеральным трассам. Кино с говорящим названием рассказывает скорее о несбывшихся надеждах, нежели о громких победах протестного движения. Оно фиксирует тот момент, когда в простых водителях впервые по-настоящему просыпается уважение к себе и к своему труду.

Кульминацией истории становится протестная поездка «на Москву», где дальнобойщики сталкиваются с полицией и другими сильными разочарованиями, заставляющими их рефлексировать судьбы Родины.

Важные преимущества этого дока кроме перечисленных: в его обширной географии — от собраний партактива в Питере и Мурманске до стачек в Москве и в Химках, и в яркой операторской работе, сочетающей элементы гонзо-журналистики с профессиональным, телевизионным подходом.

Список субъективен, а потому приветствуются дополнения и комментарии.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: кадр из фильма «Завод» (2018) / Kinovista

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 724
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 514
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2316
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2255
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1122
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1426
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее