Слова

Александр Тананов: «Нет хуже операторов, чем те, которые знают “как надо”»

Накануне премьеры фильма «Смотри как я» мы поговорили с оператором Александром Танановым. О красном цвете, режиссерах-дебютантах и особенностях камер Canon Eos C200

— Ты много работаешь с режиссерами-дебютантами. «Смотри как я» — это тоже первый полный метр Егора Сальникова…

— Не знаю. Карма какая-то, «звезды совпали». Меня эти истории преследуют всю жизнь.
 
Трейлер фильма «Смотри как я» (2020) 

— А тебе прямо вот звонят, и ты соглашаешься?

— Нет, конечно. Если бы я соглашался на каждый проект, мне бы не хватило часов в сутках. Я бы мог ответить красиво, что это вопрос доверия, когда дебютант встречается с более опытным оператором, и они находят общий язык. Это подкупает, безусловно. Режиссеры, которые начинают свой большой путь в большое кино, доверяют группе, слышат, слушают. Именно с начинающими режиссерами часто получается установить хороший творческий контакт.

— Ты им помогаешь? Или они тебе?

— И то, и другое. В любом коллективном деле все зависит от всех. Нет хуже людей, которые точно знают, «как надо».

Оператор Александр Тананов / Фото: Денис Щепинов
Оператор Александр Тананов / Фото: Денис Щепинов

— И чем тебя зацепил режиссер фильма «Смотри как я» Егор Сальников?

— Ну уж точно не деньгами (смеется). Там был мотив знакомства и с ним, и с продюсером Ильей Шемятовым, и другими продюсерами. Отчасти это правильный производственный процесс. Когда ты работаешь с людьми, которым доверяешь. Это дает хороший потенциал и отрицает «Лебедь, щуку и рака». А так, я знал сюжет «Смотри как я» еще до того, как включился Егор.

— Но там ведь четыре сценариста…

— Для меня важно включиться в процесс, когда понятен сценарий на 70-80%, и он мне уже нравится. Это позволяет избежать неверных решений, с которыми я, увы, уже сталкивался. Когда финальный сценарий еще далек, но ты уже любишь свои «придумки», которые уже не очень подходят.

Кадр из фильма «Смотри как я» (2020) /  Фото: Денис Щепинов
Кадр из фильма «Смотри как я» (2020) /  Фото: Денис Щепинов

— Я как-то работал на картине, а на монтаже понял, что мне не хватает доснять ровно два кадра. И я ждал год, когда будет тот же режим, та же погода, те же актеры, оператор.

— Очень понимаю тебя. Всякое бывает. Сергей Соловьев говорит своим студентам, что, чтобы быть режиссером, мало понимать процесс и мало обладать технологией, нужно иметь непреодолимое желание рассказать что-то людям. Если у вас нет такого искреннего чувства, то лучше этим не заниматься. Я с ним абсолютно согласен. Я тоже думаю, что из-за двух кадров можно ждать год-два. В мире ведь столько красоты.

— Вы снимали на Азовском море и Ростовской области. Я никогда не думал, что эти места могут быть таким красивыми.

— В принципе, у нас была такая история, что ее можно было снять где угодно. Road-movie без привязки к какому-то конкретному месту. Да и в сценарии не было никаких населенных пунктов. Но это, правда, очень красивые кинематографичные места, в которых легко добиться ощущения свободы, простора.

Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) / Фото: Денис Щепинов
Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) / Фото: Денис Щепинов

Мы приехали в Таганрог, основывались на том, что помнил я и продюсеры, разговаривали с местными, объясняли, чего именно хотим. В Ростовской области ведь снимают кино. Не так часто, как мы хотим, но снимают. Для меня так же, как и для тебя, это места, где я провел детство. Мы хотели крутой берег, но мы не знали, что это может настолько хорошо выглядеть.

— А автомобильные покрышки на берегу вы как разбрасывали?

— Никак. Они лежали как лежали. Это не было нашей задумкой, с ними невозможно было бороться, их было слишком много. Мы решили оставить место таким, какое оно есть. Нас оно просто очаровало.

Кадр из фильма «Смотри как я» (2020) /  Фото: Денис Щепинов
Кадр из фильма «Смотри как я» (2020) /  Фото: Денис Щепинов

— Что у тебя за отношения с красным цветом в кадре?

— Все очень просто. В каждом фильме, за который берусь, я пытаюсь определить общую цветовую гамму. Часть из «Смотри как я» было продиктовано натурой, вводными природными данными. С чем-то нам приходиться «подружиться». Мы же не можем перекрасить поле. Или примириться с тем, что небо синее. Есть, конечно, фильмы, где небо зеленое. Такое бывает.

Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) /  Фото: Денис Щепинов
Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) /  Фото: Денис Щепинов

Что касается цвета машины, автомобиль должен был стать олицетворением дерзкого юношества. Это не случайность — все обсуждалось. Это не просто двухместный кабриолет, мы понимали, что машина должна быть яркой и классно вписываться в пейзаж.

— А серая машина в финале?

— Это тоже не совпадение. Серая машина — непримечательная. Она принадлежит человеку, который живет в другом мире, поэтому мы выбрали такой цвет.

Кадр из фильма «Смотри как я» (2020) /  Фото: Денис Щепинов
Кадр из фильма «Смотри как я» (2020) /  Фото: Денис Щепинов

— Я часто общаюсь с операторами, которые снимают на Canon. И каждый раз вопрос: «А что, разве так можно было?»

— Многие говорят, что Canon — якобы несерьезный инструмент. Я не очень понимаю такую постановку вопроса. Линейка Canon Cinema — это очень приличные камеры. Они легкие, у них «на борту» есть масса инструментов, которые вызывают уважение.

— Например?

— Например, Canon С200, на которую мы сняли почти весь фильм, кроме коптерных кадров. Она маленькая, легкая, что очень важно для road-movie. Вместе с компактной оптикой Schneider Xenon у нас получился прекрасный комплект, позволяющий быть максимально мобильными и свободными.

Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) / Фото: Денис Щепинов
Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) / Фото: Денис Щепинов

Кроме того, для нас была очень важна высокая автономность камеры — в плане энергопотребления, объема материала и доступности носителей. Мы часто находились вдали от «каравана» и должны быть уверены, что смена не «встанет» из-за нехватки батарей или карт памяти.
 
     
  Canon

Спецпроект tvkinoradio.ru
БЕРЕМ CANON НА ТЕСТ
По нашей просьбе кинооператор Юлия Галочкина и колорист Олег Шарабанов проверили, насколько удобны и функциональны камеры Canon в работе
 
     

Огромным плюсом камеры при работе «в поле» является широкий диапазон встроенных ND-фильтров с шагом 0.6. Таким образом, в большинстве случаев нам нужен был только один нейтрально серый фильтр плотностью 0.3, чтобы иметь возможность контролировать диафрагму в любых условиях.

Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) / Фото: Денис Щепинов
Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) / Фото: Денис Щепинов

Это, действительно, малобюджетный фильм. Экспедиция съела большую часть бюджета. У нас было около 30-35 съемочных дней. Это не только гостиницы, но еще и транспортивка оборудования. Если даже у нас были выходные дни, то техника-то стоит. У нас по всем цехам была жесткая экономия. Аренда камеры и всего операторского оборудования — это всегда значительная часть расходов.

Камеры Canon грандиозно удешевили процесс съемок. С200 — поразительно себя показала в том, что касается качества и возможностей. Мы почти ничего не выкручивали на цветоррекции, нас выручали фильтры. В частности, Schneider Antique Suede, он позволяет ощущать теплоту в кадре. Это было уже прописано в сценарии, а в камере очень хороший colour science.

Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) / Фото: Денис Щепинов
Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) / Фото: Денис Щепинов

Мне у Canon очень нравится подход к цвету. Есть производители, у которых нужно «бороться» с изображением, а с «Кэноном» мне очень уютно и комфортно работать.
 
 
Фильм Егора Сальникова «Смотри как я» рассказывает о взаимоотношениях двух подростков из абсолютно разных миров. Главные герои отличаются друг от друга принадлежностью к разным социальным слоям общества. Они разные по характеру, ценностям и взглядам, но обоих объединяет жажда к свободе и приключениям.

В прокате фильм доступен с 17 сентября.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: Оператор Александр Тананов на съемках фильма «Смотри как я» (2020) / Фото: Денис Щепинов

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1434
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 845
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2808
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2796
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1294
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1600
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее