Поддержите tvkinoradio.ru
Что случилось?
Практика

Как оперативно перевести телестудию из оффлайна в онлайн

Максимальная реалистичность общения, иммерсивный эффект, подключение гостей и зрителей со всех уголков планеты — о своем опыте рассказывают эксперты компании «Перспектива»

  • 10 сентября
  • 1662
Год назад из студии научно-производственного объединения «Перспектива» начали транслироваться эфиры NATEXPO TV — телеканала, созданного специально для тех, кто профессионально занимается телевидением. Регулярно на NATEXPO TV выходили интервью с представителями телеканалов, производителями broadcast-оборудования, интеграторами. Карантин внес свои коррективы, студию было необходимо срочно переводить в онлайн-формат. Рассказываем, как это происходило.

Подготовка к эфиру Natexpo TV в студии НПО «Перспектива» до и после модернизации / Фото: «Перспектива»
Подготовка к эфиру NATEXPO TV в студии НПО «Перспектива» до и после модернизации / Фото: «Перспектива»

Когда только запускался проект с NATEXPO TV, весь тракт работал в формате 1080i50 и на выходе, после эмбедирования звука в программу, конвертировался в 1080p30 при помощи BlackMagic Teranex AV. Для эфира использовались:
  • камеры Panasonic AK-HC3800GS с камерными каналами AK-HCU200ES и панелями управления AK-HRP200G;
  • широкоугольные объективы Canon HJ22ex7.6B IASE A, Canon HJ11ex4.7B IASE, Canon HJ14ex4.3B IASE с выходами VR output;
  • матрица BlackMagic Smart Videohub 20x20;
  • видеомикшер Panasonic AV-HS450;
  • световые приборы RusRay: в качестве заливающего света — светильники СЕ 100, СЕ 200 и KT 130, а в качестве рисующих — HK 50.

Сигналы с каждой камеры коммутировались на матрице BlackMagic Smart Videohub 20x20 и поступали в серверы Carrot. После обработки и наложения графики они возвращались обратно в матрицу. На микшере отображались как сигналы с наложенной графикой, так и чистые.

На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Но с наступлением пандемии, студию нужно было переводить в онлайн-формат, чтобы избежать простоя. Для этого потребовалась модернизация всего тракта. Из-за увеличения количества видеопотоков и возросшей нагрузки прежнее оборудование не справлялось.

Сергей Маликов, ведущий инженер НПО «Перспектива»: «Мы добавили четвертую камеру для формирования общего плана. А также заменили матрицу 20х20 на BlackMagic Smart Videohub 40х40. На микшере были задействованы все входы, что позволило выводить не только сигналы с видеокамер, но и отдельно каждого гостя и общий план со зрителями.

На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Работать приходилось все еще с сигналом 1080i50, что сказывалось на качестве кеинга, особенно на общих планах. Тогда мы решили перевести весь тракт в 4K, заменив все камеры и камерные каналы на BlackMagic URSA Broadcast, а микшер — на BlackMagic ATEM Constellation 8K.

Чтобы обеспечить визуальный контакт между ведущим и гостями в студии, мы установили два проектора: Canon XEED WX520 и Canon XEED WX500 для формирования изображения гостей и зрителей на противоположные стены циклорамы. Виртуальные окна расположены таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная реалистичность общения».
Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Одна из задач работы удаленной студии — простое подключение людей в эфир без использования дополнительного ПО и с минимально возможной задержкой.

Иван Карпенко, генеральный директор Carrot BroadcastИван Карпенко, генеральный директор Carrot Broadcast: «В короткий срок нашей командой было разработано решение на основе протокола WebRTC с возможностью подключения до 60 гостей, дополненной реальностью и эфирной графикой. Все это работало в виртуальной студии с трекингом от Stype.

Мы условно разделили все подключения на экспертов (4-8 человек, с которыми ведущий общается в ходе эфира) и гостей (20-40 человек, которым иногда дают слово, но более ценна их реакция на происходящее в студии).

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Для проекта дополнительно установили серверы собственной сборки. В качестве плат ввода-вывода использовались Black Magic 8K Pro и Quad 2».

Заменены были и те компоненты тракта, которые технически устарели.

Сергей Маликов: «В качестве коммутационного оборудования мы выбрали Eltex — отдельно подключали сети видео, Dante, управления и служебной связи.

Для системы единого времени — генератор тайм-кода компании LES.

В качестве системы служебной связи мы использовали полностью российскую разработку — „Синапс-Интерком“ от наших партнеров компании „Тракт“.

На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Интерком оказался довольно прост в настройке, особенно порадовали несколько вещей: платформа на Ubuntu (сервер мы собрали сами), отсутствие специальных системных требований к ПК».

Для ведущего инженеры компании «Тракт» подготовили два независимых ушных вкладыша. Это позволило добиться иммерсивного эффекта. В каждое ухо отдавались сигналы экспертов, расположенных по правую и левую руки соответственно. Благодаря этому ведущий инстинктивно поворачивался в ту сторону, откуда слышал звук.

Михаил Ефимов, ведущий инженер компании «Тракт»Михаил Ефимов, ведущий инженер компании «Тракт»: «Мы экспериментировали и с подвешиванием звуковых мониторов непосредственно над проецируемыми изображениями, но довольно быстро отказались от этой затеи: объем помещения невелик, а циклорама имеет скругленные внутренние грани, которые работают для звука, как фокусы вогнутого зеркала».

На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Старые петличные микрофоны были заменены на гарнитуры Rode HS2. А для обработки голоса был выбран процессор Sound 4 Big Voice.

Михаил Ефимов, ведущий инженер компании «Тракт»Михаил Ефимов: «Экспериментировали также и с адаптивным гейтом, который был необходим, пока мы не заменили шумные проекторы малошумящими.

Процессор мы подключали к пульту по Dante AES67, используя режим минимальной задержки very low latency. Таким образом максимально сократили аналоговые магистрали, расположив процессор рядом с циклорамой. Наводки и помехи сразу сошли на нет».

Подготовка к эфиру Natexpo TV в студии НПО «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
Подготовка к эфиру NATEXPO TV в студии НПО «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

В качестве ядра звукового комплекса был выбран пульт 52-SX от немецкой компании DHD Audio, который позволил:
  • удобно управлять задержкой в реальном времени, в том числе задержкой «антимат» и общей задержкой для подравнивания, если звук оказывается быстрее работы движка графики;
  • настроить clean-feed — сигнал программной шины для каждого гостя за вычетом себя;
  • разместить полный параметрический эквалайзер на touch-моноблоке перед звукорежиссером;
  • получить умные компрессор-лимитер (поканально, и EBU R128 на мастер) и автомикс. Добавлять каналы в автомикс можно на лету: для этого были заменены кнопки, которые по умолчанию используются для добавления источника в шину записи;
  • запрограммировать четыре шины переговоров talkback: сказать только гостям, только экспертам, гостям и экспертам, только соло-гостю. На каждый экран источника добавили шины вкладышей ведущего, чтобы звукорежиссер мог быстро добавлять или убирать источники ведущему в правое и левое уши.

Сергей Маликов: «В целом, мне, как человеку менее знакомому со звуком, пульт показался очень гибким: как только возникала какая-либо задача, мы не думали, сможет ли он ее решить, а думали только как именно его оптимально настроить.

В скором времени эфиры NATEXPO TV возобновятся в привычном формате, и мы надеемся, что вы увидите и услышите разницу. Как всегда, ждем вас на наших прямых эфирах с ведущими экспертами отрасли и Александром Широких».
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: подготовка к эфиру NATEXPO TV в студии НПО «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Доводом»: не те актеры, не тот сюжет, не тот перевод и… ничего не понятно

Мы за одну неделю посмотрели новый фильм Кристофера Нолана «Довод» аж три раза во всевозможных форматах и кинотеатрах. Чем дольше смотрели, тем больше вопросов вызывал у нас этот размашистый эпик. И главным из них стал: «Что здесь не так?» Попробуем разобраться вместе.

8 сентября 8817
Обзоры

«Не входи» в «Таинственный сад»: немного о премьерах конца лета и начала осени

Чем мы провожаем лето и встречаем осень? Правильно, фильмами. В российских кинотеатрах уходящий сезон проходит под «Не входи», а наступающий — встречаем «Таинственным садом»

1 сентября 858
Мнение

Что нам делать с «Чиками»

«Казнить нельзя выкладывать» — с такой формулировкой создатели сериала «Чики» столкнулись уже после того, как вышла последняя серия. Мы попытались понять логику недовольных одним из главных российских сериалов если не года, то этого лета точно

21 августа 4247
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее