Практика

Как оперативно перевести телестудию из оффлайна в онлайн

Максимальная реалистичность общения, иммерсивный эффект, подключение гостей и зрителей со всех уголков планеты — о своем опыте рассказывают эксперты компании «Перспектива»

  • 10 сентября
  • 2101
Год назад из студии научно-производственного объединения «Перспектива» начали транслироваться эфиры NATEXPO TV — телеканала, созданного специально для тех, кто профессионально занимается телевидением. Регулярно на NATEXPO TV выходили интервью с представителями телеканалов, производителями broadcast-оборудования, интеграторами. Карантин внес свои коррективы, студию было необходимо срочно переводить в онлайн-формат. Рассказываем, как это происходило.

Подготовка к эфиру Natexpo TV в студии НПО «Перспектива» до и после модернизации / Фото: «Перспектива»
Подготовка к эфиру NATEXPO TV в студии НПО «Перспектива» до и после модернизации / Фото: «Перспектива»

Когда только запускался проект с NATEXPO TV, весь тракт работал в формате 1080i50 и на выходе, после эмбедирования звука в программу, конвертировался в 1080p30 при помощи BlackMagic Teranex AV. Для эфира использовались:
  • камеры Panasonic AK-HC3800GS с камерными каналами AK-HCU200ES и панелями управления AK-HRP200G;
  • широкоугольные объективы Canon HJ22ex7.6B IASE A, Canon HJ11ex4.7B IASE, Canon HJ14ex4.3B IASE с выходами VR output;
  • матрица BlackMagic Smart Videohub 20x20;
  • видеомикшер Panasonic AV-HS450;
  • световые приборы RusRay: в качестве заливающего света — светильники СЕ 100, СЕ 200 и KT 130, а в качестве рисующих — HK 50.

Сигналы с каждой камеры коммутировались на матрице BlackMagic Smart Videohub 20x20 и поступали в серверы Carrot. После обработки и наложения графики они возвращались обратно в матрицу. На микшере отображались как сигналы с наложенной графикой, так и чистые.

На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Но с наступлением пандемии, студию нужно было переводить в онлайн-формат, чтобы избежать простоя. Для этого потребовалась модернизация всего тракта. Из-за увеличения количества видеопотоков и возросшей нагрузки прежнее оборудование не справлялось.

Сергей Маликов, ведущий инженер НПО «Перспектива»: «Мы добавили четвертую камеру для формирования общего плана. А также заменили матрицу 20х20 на BlackMagic Smart Videohub 40х40. На микшере были задействованы все входы, что позволило выводить не только сигналы с видеокамер, но и отдельно каждого гостя и общий план со зрителями.

На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Работать приходилось все еще с сигналом 1080i50, что сказывалось на качестве кеинга, особенно на общих планах. Тогда мы решили перевести весь тракт в 4K, заменив все камеры и камерные каналы на BlackMagic URSA Broadcast, а микшер — на BlackMagic ATEM Constellation 8K.

Чтобы обеспечить визуальный контакт между ведущим и гостями в студии, мы установили два проектора: Canon XEED WX520 и Canon XEED WX500 для формирования изображения гостей и зрителей на противоположные стены циклорамы. Виртуальные окна расположены таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная реалистичность общения».
Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Одна из задач работы удаленной студии — простое подключение людей в эфир без использования дополнительного ПО и с минимально возможной задержкой.

Иван Карпенко, генеральный директор Carrot BroadcastИван Карпенко, генеральный директор Carrot Broadcast: «В короткий срок нашей командой было разработано решение на основе протокола WebRTC с возможностью подключения до 60 гостей, дополненной реальностью и эфирной графикой. Все это работало в виртуальной студии с трекингом от Stype.

Мы условно разделили все подключения на экспертов (4-8 человек, с которыми ведущий общается в ходе эфира) и гостей (20-40 человек, которым иногда дают слово, но более ценна их реакция на происходящее в студии).

Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
Во время работы студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Для проекта дополнительно установили серверы собственной сборки. В качестве плат ввода-вывода использовались Black Magic 8K Pro и Quad 2».

Заменены были и те компоненты тракта, которые технически устарели.

Сергей Маликов: «В качестве коммутационного оборудования мы выбрали Eltex — отдельно подключали сети видео, Dante, управления и служебной связи.

Для системы единого времени — генератор тайм-кода компании LES.

В качестве системы служебной связи мы использовали полностью российскую разработку — „Синапс-Интерком“ от наших партнеров компании „Тракт“.

На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Интерком оказался довольно прост в настройке, особенно порадовали несколько вещей: платформа на Ubuntu (сервер мы собрали сами), отсутствие специальных системных требований к ПК».

Для ведущего инженеры компании «Тракт» подготовили два независимых ушных вкладыша. Это позволило добиться иммерсивного эффекта. В каждое ухо отдавались сигналы экспертов, расположенных по правую и левую руки соответственно. Благодаря этому ведущий инстинктивно поворачивался в ту сторону, откуда слышал звук.

Михаил Ефимов, ведущий инженер компании «Тракт»Михаил Ефимов, ведущий инженер компании «Тракт»: «Мы экспериментировали и с подвешиванием звуковых мониторов непосредственно над проецируемыми изображениями, но довольно быстро отказались от этой затеи: объем помещения невелик, а циклорама имеет скругленные внутренние грани, которые работают для звука, как фокусы вогнутого зеркала».

На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
На студии научно-производственного объединения «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Старые петличные микрофоны были заменены на гарнитуры Rode HS2. А для обработки голоса был выбран процессор Sound 4 Big Voice.

Михаил Ефимов, ведущий инженер компании «Тракт»Михаил Ефимов: «Экспериментировали также и с адаптивным гейтом, который был необходим, пока мы не заменили шумные проекторы малошумящими.

Процессор мы подключали к пульту по Dante AES67, используя режим минимальной задержки very low latency. Таким образом максимально сократили аналоговые магистрали, расположив процессор рядом с циклорамой. Наводки и помехи сразу сошли на нет».

Подготовка к эфиру Natexpo TV в студии НПО «Перспектива» / Фото: «Перспектива»
Подготовка к эфиру NATEXPO TV в студии НПО «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

В качестве ядра звукового комплекса был выбран пульт 52-SX от немецкой компании DHD Audio, который позволил:
  • удобно управлять задержкой в реальном времени, в том числе задержкой «антимат» и общей задержкой для подравнивания, если звук оказывается быстрее работы движка графики;
  • настроить clean-feed — сигнал программной шины для каждого гостя за вычетом себя;
  • разместить полный параметрический эквалайзер на touch-моноблоке перед звукорежиссером;
  • получить умные компрессор-лимитер (поканально, и EBU R128 на мастер) и автомикс. Добавлять каналы в автомикс можно на лету: для этого были заменены кнопки, которые по умолчанию используются для добавления источника в шину записи;
  • запрограммировать четыре шины переговоров talkback: сказать только гостям, только экспертам, гостям и экспертам, только соло-гостю. На каждый экран источника добавили шины вкладышей ведущего, чтобы звукорежиссер мог быстро добавлять или убирать источники ведущему в правое и левое уши.

Сергей Маликов: «В целом, мне, как человеку менее знакомому со звуком, пульт показался очень гибким: как только возникала какая-либо задача, мы не думали, сможет ли он ее решить, а думали только как именно его оптимально настроить.

В скором времени эфиры NATEXPO TV возобновятся в привычном формате, и мы надеемся, что вы увидите и услышите разницу. Как всегда, ждем вас на наших прямых эфирах с ведущими экспертами отрасли и Александром Широких».
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: подготовка к эфиру NATEXPO TV в студии НПО «Перспектива» / Фото: «Перспектива»

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1434
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 845
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2808
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2796
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1294
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1600
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее