Слова

Василий Соловьев: «„Хэппи-энд“ — первый российский фильм, которому пожелал удачи Военно-морской флот США»

Продюсер Василий Соловьев о «Хэппи-энде», фильме, который открыл российский кинопрокат, не дожидаясь официального окончания пандемии, условиях работы в Таиланде и как эпидемия изменила правила игры на кинорынке

Как все совпало: символическое название, символическая дата премьеры, символический сюжет

— У «Хэппи-энда» невольно получился очень символический бэкграунд. Это и название, которое попало аккурат в сегодняшнюю повестку дня...

— У нас было несколько его вариантов. Когда еще Костей Чармадовым придумывался сценарий, он долгое время назывался просто «Сенафон». Ты же видел фильм?
 
Трейлер фильма  «Хэппи-энд» (2020)

— Разумеется.

— Вот, и тем, кто смотрел фильм, название «Сенафон» очень понятно (главного героя, на самом деле, зовут Ксенофонт, но жители Таиланда, где происходит основное действие, выговаривают его имя как «Сенафон», — прим. tvkinoradio.ru). Но оставлять такое название для широкого проката не очень правильно, хотя можно было бы провести параллель с «Мимино», но это название фильма Георгия Данелия стало уже культовым, и никому не надо объяснять, почему «Мимино», кто это такой и так далее.

На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures 

Ресурсов нашей промокампании не хватило бы, чтобы приучить людей к новому слову. Для этого нужны десятки миллионов рублей и другая обстановка. Поэтому нам показалось, что на постере должен присутствовать яркий запоминающийся посыл, и наш прокатчик посоветовал нам название «Хэппи-энд».
 

Случилась эпидемия во всем мире. И выживет сильнейший. Самый гибкий, самый хитрый, ловкий, мудрый.


Мы походили-походили, подумали, и вдруг случилась эта ерунда с болезнью. Нам показалось, что «Хэппи-энд» — это прямо в точку. Особенно сейчас, когда пандемия идет на спад. Мы очень обрадовались тому, что болезнь отступает и название фильма очень подходит моменту.

Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures 

Но ты знаешь, мы выслушали много критики, потому что зрители привыкают к имени Сенафон и уже не могут не отождествлять главного героя, которого сыграл Михаил Гомиашвили, с другим именем.

— Тут же еще один символ появляется. Ксенофонт оказывается в некой изоляции: тайцы его не понимают, он их не понимает, один среди чужих людей, не помнит, как он сюда попал.

— Тебя послушаешь, и можно подумать, что мы все подгоняли под пандемию. Тут же еще министр культуры [Ольга Любимова] сказала: как же это здорово, что у нас выходят радостные добрые фильмы. Как будто можно под это дело подсунуть кино, отвечающее таким требованиям.

На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures 

И я терпеливо всем объясняю, что сценарий был написан в 2005 году, деньги на производство были получены в 2015 году, фильм был снят в 2018, но всем все равно кажется, что если бы не этот коварный вирус, кино не было бы снято (смеется). Просто все так совпало.

— А как же символическая дата премьеры 1 августа, суббота, открытие широкого российского кинопроката? Это красиво, но так же в нашей индустрии не делается. Тебя это не смущало?

— Тут очень просто все. Все каноны, правила, которые существовали до сегодняшнего дня, нужно забыть. Это все равно что кто-то скажет: «А я вот привык ездить в магазин такой-то, там полочка стоит справа, на ней лежат сосиски, которые я привык жарить на мангале...» Все! Забудь про свои сосиски! (смеется) Ты будешь голодным, но тебе придется как-то приспосабливаться. Человек — не самый быстрый и шустрый организм на Земле, но он выживает.

Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures 

Смущения никакого нет. Есть ситуация: мы хотели быть первыми, и мы первыми открыли киносезон. А что будет дальше — посмотрим. Это очень борзая позиция, но мне было важно заявить о себе как об активном игроке рынка. Разбогатеть нам с нашим фильмом не получится. Если такая ситуация будет продолжаться год или два, и что же, нам в прокат не выходить?

 

Счастливый конец для индустрии или начало для сильнейших?

— Вот ты меня сам подвел к, наверное, главному вопросу. Я думал все эти четыре-пять месяцев о том, что хана не только фильму, но и всему рынку в целом? А ты? У меня друг работает в кинопроизводстве, он чуть ли не инсульт перенес из-за остановки конвейера!

— Ужасно, конечно, что ты рассказываешь. Но смотри, фильму не может быть хана, потому что он (смеется) снят. Я его довел до конца. Он случился, состоялся, его видели на нескольких фестивалях. Не на самых больших, но все равно на дорогих нашему сердцу.

Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures 

Картина есть — это первое. Но тем фильмам, которые я планировал снимать в этом году, может и хана. Выплывем — не выплывем, посмотрим.

Что касается индустрии, то тут происходит жесткий отбор. Случилась эпидемия во всем мире. Можно сказать, война. И выживет сильнейший. Самый гибкий, самый хитрый, ловкий, мудрый. Наверное, будет передел сфер влияния. Я могу сказать, что я вышел в этот период во всеоружии, сдаваться не собираюсь. Нашел новых партнеров, у меня есть новые начинания, о которых я пока не могу рассказывать.

Помнишь, доллар стоил 30 рублей? Хорошо нам жилось? Конечно. Потом рубль крякнулся, доллар стал стоить 70-80. Стало сложнее? Стало. Рынок перекроился, кто-то обанкротился, но кто-то и научился зарабатывать в валюте.

Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures 

Если говорить только про кинорынок, то сейчас все точно так же. Просто выпустить какой-то обыкновенный фильм в прокат, особенно если его снял дебютант, будет невозможно. Будет просто не протолкнуться, это борьба за каждый уик-енд, за качество, за уровень. Либо ты делаешь какой-нибудь топовый проект, либо тебя нет. К этому надо быть готовым.

Зато это может породить какие-то новые вещи, родиться запрос на недорогие артхаусные проекты, появиться еще больше онлайн-платформ. Я не знаю, но мы будем крутиться.
 

Сегодня будет невозможно просто выпустить какой-то обыкновенный фильм в прокат, особенно если его снял дебютант. Нужно или делать какой-нибудь топовый проект, или тебя нет. К этому надо быть готовым.


— Кстати, о платформах. Во время всего этого ужаса у тебя не было искушения отдать «Хэппи-энд» в интернет? У тебя же не зря на постере стоит логотип STARTa?

— Это были не искушения, а предложения. У меня ни разу чаша весов в сторону онлайн-платформ не перевешивалась. Мне проще общаться с прокатчиками, чем с платформами. А START, да, мне очень нравятся многие их проекты и люди, которые там работают. Они одни из лучших дистрибьюторов отечественного и иностранного контента.

На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures 

— Были ли у тебя за эти несколько месяцев простоя и постоянного переноса премьеры фильма, моменты, когда у тебя опускались руки?

— Нет, я не такой человек. Меня трудно вывести из себя глобальными проблемами. Мелочи — другое дело. Бывает так, что выбешивают поступки людей, а пандемия... Ну есть пандемия, но ведь пройдет же она когда-нибудь. Вот упадет на нашу планету какой-нибудь астероид, и все накроется к чертям. И что из-за этого переживать? У меня двое детей, жена и друзья — вот моя главная радость, с этим вообще ничего не страшно.

 

Съемки в Таиланде: логистика, язык, использование тайского гимна и соленая вода

— Давай вернемся к фильму. За эти четыре месяца вынужденных каникул ты не хотел, пока есть свободное время, что-то улучшить, доснять, перемонтировать?

— У нас монтажный период продолжался очень долго, мы монтировали до середины прошлого года. И у нас вызывала сомнения одна сцена, последняя: оставлять танец девчонок с файр-шоу полностью или сократить? И мы решили оставить, потому что девочки долго готовились, ставили танец. Раз уж они весь фильм об этом говорят, то в конце мы должны увидеть, что же они там готовили. Это был наш единственный вопрос.

На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures 

Так что по монтажу мы уже ничего не трогали. Были какие-то мелкие правки, например, озвучка тайских актеров. Синхронный перевод женским голосом мы оставили напоследок. Тайский текст был более плоским, чем русский. Например, там герой говорит: «А это кафе моего друга». А мы перевели: «Пойдем, я покажу тебе шикарный тайский ресторан». Вот эти мелкие вещи, штришочки, очистка прав, титры — это все мы делали в последний момент.

— Кстати, про очистку прав. Расскажи историю про таиландский гимн для тех, кто не знает.

— (смеется) Ну да, это забавный был случай. Никогда не знаешь, что, где, откуда вылезет. У нас в фильме есть коротенький, аккуратненький, но важный для понимания обычаев этой страны, эпизод с тайским гимном. Заключается он в том, что вечером в кафе включается гимн Таиланда, все встают и смотрят на портрет короля (или на флаг, в зависимости от того, что там висит). Очень важный штрих.

На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures

Мы на съемках взяли какой-то гимн, просто чтобы он был и звучал. Потом уже наш юрист, когда мы начали очищать музыку, специально выбрал трек, на котором было написано что-то вроде: «Открытая лицензия, исполнитель такой-то, можно использовать и так далее». И юрист сказал, что нужно ставить именно эту версию, мы ее взяли и пошли к прокатчику Sony.

Обычно небольшие прокатные компании дают двустороннюю бумажку на подпись — и готово. Но Sony (Sony Pictures Productions and Releasing, SPPR) — один из тех прокатчиков, которые на подпись приносят кипу документов, со всеми платежками, договорами, соглашениями, все песни подписаны, все авторы и исполнителями указаны. Это работа, которая ведется от трех месяцев до полугода.

И буквально в последние дни юристы Sony спрашивают: «А где документы по гимну Таиланда?» Мы говорим: «Так ведь открытая лицензия». Нам говорят, что по гимну-то лицензия открытая, а по исполнителю — а исполнителем оказался оркестр US Navy — неоткрытая. На территории США, как оказалось, эту запись можно использовать безвозмездно, а за границей — не факт.

На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures

Наш юрист не сдался, пошел искать документ, откопал где-то Римскую конвенцию 1961, кажется, года, в которую американцы не вступили, и таким образом — формально! — мы можем использовать конкретно эту музыку где угодно. Но юрист прокатчика тоже был не прост, нашел документы 1994, 1995 года, еще какие-то постановления об исполнителе…
 

На море очень опасно снимать. Камера может морской солью «надышаться» и в какой-то момент сломаться.


— Это, кажется, смежные права называется?

— Да, как-то так. И если мы их не согласуем, то проблемы будут не у нас, а у американского Sony. На секундочку US Navy — это не просто оркестр, а оркестр Военно-морского флота США, и если мы что-то не так сделаем, то это станет международным конфликтом.

Мы, конечно, жутко расстроились, начали думать, что делать, куда кому писать, хотели даже в Минобороны РФ обратиться. В результате, мы дозвонились до Управления US Navy, где нам сказали: «Ребята, да пожалуйста, пользуйтесь нашими записями где хотите и как хотите. Мы вам пришлем бумагу с печатью. И удачи вашему фильму».

Таки образом, я считаю, что «Хэппи-энд» — первый российский фильм в истории, которому пожелал удачи Военно-морской флот США. (смеется)

Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures 

— Расскажи о логистике. Как собрать съемочную группу для экспедиции в Таиланд, что вы везли из России, а что там брали в аренду?

— Ключевая аппаратура была взята отсюда. У нас был дружественный рентал, который позволил взять две ARRI Alex Mini в Таиланд, но платить, как за одну.

— Почему две?

— Одна — резервная. На море очень опасно снимать. Камера может морской солью «надышаться» и в какой-то момент сломаться. В конечном итоге так и получилось, но нас спасла вторая камера.
 

В нашем фильме много юмора, иронии, причем некоторые шутки не считываются с первого просмотра.


Потом, естественно, все с собой везли гримеры, какие-то костюмы заранее шились здесь. Все остальное мы брали в Таиланде, потому что там все есть. Тайская киноиндустрия — очень развита, она налажена в основном для гостей: американцев, англичан, немцев. Они сами очень много снимают, примерно 700 фильмов в год. 350 из них — это копродукция или просто съемки для других стран. Мы познакомились с одним продюсером, который снимал там «Механик: Воскрещение» (2016) с Джейсоном Стейтемом, простой нормальный человек, который доказал нам, что там все есть, приезжайте и работайте.

На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2020) / Фото: Sony Pictures

— Еще зимой, до пандемии, ты рассказывал мне про «Хэппи-энд», как про легкую светлую комедию. Но в итоге я увидел абсолютно летний хит, который ближе к концу становился чуть ли не притчей. Так что же это такое в жанровом отношении?

— Это серьезный вопрос, на который мы всегда ищем ответ. Есть фильмы, жанр которых трудно определить. «Романтическая комедия» — это забавное кино о любви, «лирическая комедия» — это такая не очень смешная комедия. Например, Данелия написал, что «Мимино» — просто комедия. С одной стороны, это смешной фильм, а с другой — заставляет задуматься о чем-то большем. Я придерживаюсь того же мнения. В нашем фильме много юмора, иронии, причем некоторые шутки не считываются с первого просмотра. Я только спустя полгода понял до конца в чем юмор тех или иных моментов. Поэтому мы тоже позиционируем «Хэппи-энд» как просто комедию.

Хотя на премьере Алиса Гребенщикова последней вышла из зала, со слезами на глазах. Но это все бонусные переживания. В нашей истории много любви, грусти, боли — это все есть.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: продюсер Василий Соловьев / Sony Pictures 

Комментарии

Комментариев: 4

Giggsmeat.com offers high-quality Ready-to-Eat (RTE) meat products that are extremely safe to eat without any kind of additional preparation, although our ready-to-eat meatproducts may take additional preparation such as reheating for a more satisfying taste as well as appearance. At Giggsmeat.com the category ready to eat may incorporate frozen meat as well as poultry products. Some of the most high-grade examples of ready to eat meat products are chicken kabab, luncheon meats, seekh kebab, cold cuts, Mutton Seekh Kebab, chicken keema kabab, Chicken Seekh Kebab, order online seekh kebab, fermented or the dry sausage, furthermore different deli-style meat products. ready to eat online

Giggsmeat.com offers the high-quality Ready-to-Eat (RTE) meat products that are extremely safe to eat without any kind of additional preparation, although our ready-to-eat meat products may take additional preparation such as reheating for a more satisfying taste as well as appearance. At Giggsmeat.com the category ready to eat may incorporate frozen meat as well as poultry products. Some of the most high-grade examples of ready to eat meat products are chicken kabab, luncheon meats, seekh kebab, cold cuts, Mutton Seekh Kebab, chicken keema kabab, Chicken Seekh Kebab, order online seekh kebab, fermented or the dry sausage, furthermore different deli-style meat products. giggsmeat.com/product-category/ready-to-eat/

Интересно, кто вообще будет смотреть эту Парашу?
Виктор Елизаров
Интересно, кто вообще будет смотреть эту Парашу? Провинциальный киновед нарисовался.

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1434
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 845
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2808
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2796
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1294
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1600
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее