Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

  • 30 июля
  • 2856
— Над каким проектом вы сейчас работаете?

— Это замечательная, очень зрелищная спортивная драма. Но в подробности вдаваться не могу, так как связана договором о неразглашении.

Не так давно закончила монтаж большой военной кинодрамы «Подольские курсанты» о защитниках Москвы в 1941 году. В очередной раз с удовольствием работала с продюсером Игорем Угольниковым. Меня всегда подкупает его бережное отношение к историческому материалу и уважение к своему зрителю. И впервые сотрудничала с режиссером Вадимом Шмелевым, хотя знакомы мы уже много лет. Картину мы монтировали вдвоем с моей ученицей — выпускницей Московской школы кино Екатериной Говсеевой. Именно она взяла на себя самые сложные эпизоды фильма — экшн-сцены. Это была интереснейшая и сложнейшая совместная работа.
 
Трейлер фильма «Подольские курсанты» (2020) 

— Вы изначально учились на режиссера, почему в итоге стали режиссером монтажа?

— Я поступила на курс режиссуры в 1993 году. Тогда фильмы снимались на пленку и монтировались в большинстве своем на специальных монтажных столах. Компьютеры только-только входили в обыденную жизнь.

Работая на двух работах, папа смог купить мне компьютер, и в первую очередь я освоила именно монтажную программу. Помимо технических возможностей, различных спецэффектов, меня увлек удивительный процесс рождения новых смыслов в простом соединении, казалось бы, совершенно не связанных кадров. Это и определило мою дальнейшую карьеру.

После учебы было сложно найти работу по профессии — это время было непростым для кинематографа в целом. Пришлось побыть и официанткой, и уборщицей, и кожей на рынке поторговать, и даже швейцаром постоять, чтобы просто выжить. И тут мне несказанно повезло — мой сокурсник, замечательный режиссер Станислав Мареев, который в то время возглавил один из производственных департаментов в небольшой кинокомпании, позвал меня монтировать сериал для Первого канала «Империя под ударом». Конечно, кроме везения, тут сыграли свою роль и мое владение компьютером, и то, как я успела себя зарекомендовать во время обучения.
 
Эпизод сериала «Империя под ударом»

Режиссером проекта был Андрей Игоревич Малюков. Это знакомство стало жизнеопределяющим. Он научил меня тонкостям и хитростям монтажа, обогатил мои знания режиссуры. Привил любовь к драматургии и заставил по-новому взглянуть на саму ее суть. Он показал, как простой паузой на взгляде героя можно полностью изменить смысл и настроение сцены. В дальнейшем я с удовольствием работала с ним на большинстве его проектах. Кстати, первого «Золотого орла» за монтаж я получила именно за его фильм «Мы из будущего».

— Есть мнение, что режиссер монтажа способен спасти фильм. Согласны ли вы с этим и были ли похожие случаи в вашей практике?

— «Фильм рождается на монтажном столе» — эта фраза прекрасно отражает процесс монтажа еще со времен Эйзенштейна. Микеланджело говорил: «Я беру камень и отсекаю все лишнее». Точно так же на монтаже рождается кино, когда из огромного количества материала убирается все лишнее и как мозаика выкладывается картина, которая заставляет зрителя на некоторое время погрузиться в мир волшебных иллюзий. Мы что-то акцентируем зрителю, а что-то, наоборот, прячем. Мы заставляем зрителя именно в этот момент заволноваться, а в другой момент отпускаем эмоцию и даем ему чуть отдохнуть, чтобы потом снова заставить его сердце учащенно биться в заданном нами ритме.

Безусловно, складывая кадр за кадром, сцену за сценой, эпизод за эпизодом, мы можем не только родить кино, но и «переродить» его. Это называется «кинодокторинг». Чтобы совсем иначе рассказать уже отснятую историю, у нас есть много возможностей — перестановка сцен, изменение темпоритма картины, работа над драматургией, переозвучание, компьютерная графика, досъемки.

Во время монтажа фильма «Подолские курсанты» (2020) / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой 
Во время монтажа фильма «Подолские курсанты» (2020) / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой 

Однажды я изменила жанр фильма. В другой раз сделала главного героя второстепенным и второстепенного — главным. В третий раз поменяла восемьдесят процентов текста и вложила в липсинг. Я уж не говорю, сколько фильмов и сериалов только благодаря перемонтажу смогли дойти до зрителя.

Но бывает и обратная история, когда режиссеры, продюсеры, редактура монтажом отдаляют фильм от понимания зрителя, и, преследуя свои творческие интересы, губят его.

— С каким жанром кино вам больше нравится работать? Какие сцены наиболее интересно собирать?

— Чем сложнее задача, тем она интереснее. Самый захватывающий процесс — это работа над фильмом целиком. Когда каждая сцена подчиняется общему ритму, общей идее. Когда из четырех-пяти часов первой сборки рождается два часа удивительного зрелища.

Принято считать, что наиболее сложный монтаж — это экшн, клипы и все, что мелко нарезано. Но лично мне интереснее всего решать драматургические задачи и выстраивать взаимодействие персонажей. В кино режиссер монтажа держит в голове все два часа фильма, а в сериале аж все тридцать две часовые серии. И умение драматургически правильно выстроить все эти часы, минуты и секунды — основное достоинство хорошего режиссера монтажа.

Во время монтажа фильма «Подолские курсанты» (2020) / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой 
Во время монтажа фильма «Подолские курсанты» (2020) / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой 

Если говорить про жанр, то самый сложный, безусловно, комедия. Испугать зрителя или заставить его заплакать в разы проще, чем рассмешить. Магия юмора в паузах и оценках. Это невероятно сложно, поэтому очень интересно.

— Какой монтажной программе отдаете предпочтение и почему?

— В самом начале я работала в Adobe Premiere, тогда он был совсем любительской, очень простой программой. Приблизительно такой, как сейчас на смартфонах. Потом освоила более сложные программы, в том числе и Avid. Он единственный тогда мог работать с логами и кейкодами кинопленки. Появление и развитие цифрового контента выдвинуло на первый план Final Cut. В какое-то время старый добрый Adobe Premiere стал так быстро развиваться, что дышал в затылок профессиональным программам.

Мое же сердце уже почти два десятка лет принадлежит Avid. Он максимально удобен по организации проекта для работы с большими объемам материала. Мой принцип — не думать об инструменте. Я не смотрю, какую кнопку нажать, а делаю это на автомате. Поэтому не люблю прыгать с программы на программу — выработанный годами автоматизм нарушается, это значительно замедляет процесс размышления над самим фильмом. Сейчас я могу себе позволить работать только в одной программе, потому что продюсеры стремятся организовать для меня максимальный комфорт. Но своим студентам всегда говорю, что они обязаны знать все профессиональные программы, если хотят расширить свои возможности в индустрии и продвинутся по карьере.

— Вы работаете над проектами одна или у вас есть команда?

— Обычно большие имиджевые проекты я делаю с ассистентом-монтажером, который помогает с первой сборкой. У меня достаточно высокие требования к специалистам, поэтому часто беру в ассистенты лучших выпускников МШК — для них это дорога в профессию, а для меня уверенность в их навыках.

Во время монтажа фильма «Подолские курсанты» (2020) / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой 
Во время монтажа фильма «Подолские курсанты» (2020) / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой 

Достаточно часто фильмы или сериалы монтируются командой равноправных режиссеров монтажа. Например, сейчас я разделила работу над фильмом «Подольские курсанты» с ученицей и очень горжусь ею. На фильме «Салют-7» мы работали в паре с талантливейшим Сериком Бейсеу. А на «Батальоне» делили «Золотого орла» с Алексеем Маклаковым, причем познакомились с ним только на вручении премии. Такое, кстати, тоже нередко бывает.

Обычно присутствие нескольких режиссеров монтажа на проекте обусловлено сроками производства. Но, бывает, и их специализацией. У каждого есть свои сильные стороны, каждый отвечает за определенный блок работ. Например, сейчас, на спортивной драме, мы работаем втроем: Ольга Прошкина, гений драматургии, разобрала по косточкам и снова собрала сильнейшую историю, я выклеиваю эту историю, акцентируя эмоции и укрепляю линию главного героя, а Дмитрий Слобцов, уникальный специалист по экшну, смонтировал все спортивные «аттракционы».

— Насколько сейчас востребованы режиссеры монтажа? Есть ли шанс пробиться в индустрию не по знакомству?

— Режиссеры монтажа востребованы всегда. Пандемия показала, что из всей киносферы именно режиссеры монтажа оставались в бою и продолжали активную работу. Область работы довольно обширная — это и кино, и телевидение, и digital, и реклама, и шоу-бизнес.

Мне кажется, в нашей сфере не очень правильно говорить про «знакомства». Человек без таланта и умения как пришел по знакомству, так и уйдет. Тут важнее всего скорее «рекомендация». Представьте — вы продюсер, у вас дорогой проект. Вы возьмете человека с улицы? Нет. Скорее всего вы будете искать или известного, или удивившего вас, или рекомендованного профессионалами.

Мария Сергеенкова / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой
Мария Сергеенкова / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой 

Чтобы попасть в индустрию, надо себя проявить. Тогда профессионалы вас заметят и поверят в ваши способности. В этом смысле киношколы — очень хороший вариант. Если продюсер ищет свежий взгляд или новый талант, скорее всего, он обратится к преподавателям той или иной школы.

— Вы куратор программы «Режиссура монтажа» Московской школы кино и много общаетесь с новым поколением монтажеров — что, на ваш взгляд, отличает их от предшественников?

— Сейчас молодым людям доступны все технические возможности видеомонтажа. Они могут полноценно высказываться в интернете, как и когда захотят. Создается иллюзия, что, в принципе, это очень легко. Но настоящее кино — это прежде всего диалог со зрителем. Это тяжелый кропотливый интеллектуальный труд. Многие к этому не готовы. Но те, кто по-настоящему любит кино, кто любит свою профессию, те быстро попадают в обойму и делают карьеру. Они как раз и есть будущее нашего кино — смелые, умные, креативные и ищущие ребята.

— Вы являетесь, пожалуй, самым титулованным режиссером монтажа России. Чего вам еще хотелось бы достичь в своей профессии?

— В наше время все меняется очень стремительно, поэтому каждый проект — это вызов. Каждая сцена — вызов. Это даже не желание достичь чего-то в профессии, а скорее каждодневное стремление улучшить фильм, который сейчас в моих руках.

Однажды во время работы на картиной «Брестская крепость», за которую я получила второго «Золотого орла», режиссер Александр Котт сказал мне: «Если хоть одна душа в зрительном зале откроется и заработает — значит, моя миссия выполнена». Вот для этого мы и работаем. Для зрителя.

Награды / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой
Награды / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой 

— Какой совет вы могли бы дать тем, кто думает связать свою жизнь с монтажом?

— Когда-то академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Любить — значит знать». Если вы хотите стать монтажером, то любите кино, смотрите как можно больше фильмов, изучайте, анализируйте, воспитывайте свой вкус.

И обязательно верьте в себя.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: режиссер монтажа Мария Сергеенкова / Фото: предоставлено Марией Сергеенковой 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 468
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 398
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2070
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2016
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1063
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1370
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее