Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

1Следуй за любопытством

На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Мне интересны все аспекты кинопроизводства, потому что в свое время я так или иначе каждым из них занимался — от записи звука и переозвучания до монтажа и музыки. Я счастлив, что принадлежу к, видимо, последнему поколению кинематографистов, кому довелось монтировать на монтажном столе, физически работать с пленкой. Этот опыт многое мне дал в плане технических навыков. И абсолютно все, что я делал в кино, я делал, потому что был страстно увлечен и хотел пробовать новое. Самые глубокие познания проистекают из чистого любопытства.

 

2Будь готов все делать сам

Конечно, замечательно быть в окружении других кинематографистов, но в то же время всегда нужно быть готовым делать все самому. Вы должны быть готовы продолжить фильм на любом этапе, просто потому что кроме вас никто об этом не позаботится, если это ваш фильм.

 

3Режиссер — это архитектор

На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Единственная профессия, которая когда-либо интересовала меня, помимо режиссерской — это архитектор. Между этими профессиями есть ряд параллелей: режиссер в кадре, как и архитектор в реальности, должен заполнить пространство.

 

4Отталкивайся от своих условий

Случай каждого уникален. Поэтому, делая малобюджетный фильм, не стоит копировать чужие модели и решения. Посмотрите на свои ресурсы и поймите, как, используя их, вы лучшим образом сможете рассказать историю, которую хотите рассказывать.

 

5Совмещай в сценарии субъективное и объективное

На съемках фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) / / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) / / Фото: Warner Bros.

Что я всегда пытаюсь делать, работая над сценарием, так это писать изнутри. Я действительно стараюсь проникнуть в мир фильма и его персонажей. Стараюсь представить себя в этом мире, а не видеть его как фильм, который я смотрю на экране.

Иногда это помогает мне представить вещи именно такими, какими их узнает зритель с экрана. А иногда вынуждает меня прибегать к разным вещам вроде диаграмм и смотреть на все отстраненно. Работа над сценарием для меня — это комбинация обоих видений. Временами вы применяете объективный подход, и это помогает лучше проработать концепцию. А иногда — субъективный, и это позволяет вам находить эмоциональный опыт для аудитории.

 

6Создавай свои собственные правила

Нарушать правила не интересно. Создавать новые — вот что действительно меня увлекает.

 

7Всему нужно время

На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Вам нужно время. И я имею в виду не непосредственно время, посвященное процессу работы над чем-то. Помимо этого необходимо время на то, чтобы сформировались идеи. Отвлекайтесь от идей и возвращайтесь к ним снова, чтобы лучше понять, что действительно работает.

 

8Ищи талантливых людей на фестивалях

Однажды я был на фестивале Slamdance с «Преследованием», и там же показывали фильм «Поворот судьбы» Рона Джадкинса. Мне показалось, что эта картина была прекрасно снята, к тому же с ограниченными ресурсами.

Я встретился с парнем, Уолли Пфистером, который снимал фильм как оператор, и с первого же разговора я понял, что хотел бы работать с ним. Мы просто сразу совпали с ним, как это иногда бывает между людьми. У нас есть особая взаимосвязь, которая помогает транслировать идеи в изображения.

 

9На площадке — никаких телефонов

На съемках фильма «Престиж» (2006) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Престиж» (2006) / Фото: Warner Bros.

Многие считают, что нет ничего грубого, чтобы переписываться по телефону во время разговора, так как ты якобы не прерываешь разговор. Но это лишь иллюзия мультизадачности.

Я начинал работать в кино, когда телефоны не были так распространены, а пользоваться ими на площадке не считалось непрофессионализмом. Но со временем телефоны стали очень сильно отвлекать. Сегодня очевидно, что без них человек работает на площадке значительно эффективнее.

Да, по-началу отказаться от телефона тяжело, но это действительно дает возможность лучше сконцентрироваться на том, что ты делаешь. Все это понимают. Члены моих съемочных групп благодарят меня. В творческой среде люди должны думать концентрированно — ты не можешь позволить им блуждать в своих мыслях. Человек не способен одновременно писать кому-то сообщение и следить за тем, что происходит вокруг.

 

10Ограничения помогают

Я всегда стараюсь быть максимально эффективным. И я убежден, что в этом мне помогает давление времени и бюджета. Мне нравится испытывать их нехватку, нравится удерживать себя в отведенных рамках. Дедлайны и давление помогают мне сфокусироваться.

Я был великим прокрастинатором, но работа в производственном процессе, со всеми дедлайнами, вовсе не навредила моему творческому мышлению. Нужно просто реально подходить к вопросу времени.

 

11Кино должно делаться искренне

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Восприятие каждого фильма субъективно — он или нравится, или нет. Но есть одна мысль, которая не отпускает, когда я иду в кино, покупаю билет и сажусь перед экраном.

Я хочу почувствовать, что люди, которые снимали картину, относились к ней как к лучшему фильму на свете, что они вложили в него все, что только могли, что они действительно все сделали с любовью. Может быть, я не соглашусь с тем, что увижу на экране, но я хочу почувствовать искренность. И если я не ощущаю ее, мне начинает казаться, что я потерял деньги и время.

 

12Рассказывай истории ради самих историй

Я очень рано понял, что буду снимать кино только для того, чтобы снимать кино. Рассказывать истории для того, чтобы рассказывать истории — а не для того, чтобы получить награду в конце. Это непросто: мы растем, получая оценки в школе, и ожидаем, что в реальном мире будет так же.

Но в реальном мире никто не собирается оценивать тебя по заслугам. Ты должен выходить в мир с одной лишь целью угодить себе, делать то, что ты действительно хочешь. Это очень ценный урок.

Правда в том, что ты должен полагаться на свою веру и убеждения. В конце концов, все, что у тебя остается — это вера и страсть. Невозможно игнорировать фидбек, но рассказыванием истории надо заниматься только потому что ты любишь рассказывать истории.

Источник: Esquire, Film School Rejects, IndieWire, Screen Craft.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: на съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Warner Bros.

Комментарии

Комментариев: 1

Отличные советы!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 636
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 472
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2248
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2175
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1107
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1406
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее