tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Техника

Слайдер в кино и на ТВ: недорогой способ сделать качественный контент

Снизить затраты на производство, оживить картинку и помочь съемочной группе. О плюсах и минусах работы со слайдером рассказывает режиссер и оператор Владислав Кузьмин

В последнее время наблюдается заметное сближение технологических процессов кинематографического и телевизионного производств, что обусловлено массой факторов. Один из них — унификация съемочной техники. Сейчас и телешоу, и публицистическая документалистика, и телевизионный сериал, и кинофильм в международном кинопрокате могут быть сняты одной и той же камерой.

На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

Это приводит к тому, что приемы съемки, парк оборудования и приспособлений, изначально широко применявшихся в кино, все больше заимствуются телевидением. С другой стороны, миниатюризация оборудования и новые технологии создания образов приводят к новым форматам и трансформации этих приемов и приспособлений.

В кино более века, еще со времен фильмов Дэвида Гриффита, применяются операторские тележки — долли (Dolly). С их помощью можно было показать реальные масштабы огромных декораций, статичной камерой передававшиеся зачастую как Matte Paint объекты, нарисованные на стекле или театральном заднике.

На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

К середине прошлого века операторские тележки стали неотъемлемыми и незаменимыми инструментами на съемочной площадке. А к концу века появились их уменьшенные версии: мини-долли, катящиеся на резиновых колесах по двум цилиндрическим трубчатым направляющим. На каретке устанавливается только штативная головка и камера с дополнительным оборудованием: системами дистанционного управления фокусом, передачи изображения на монитор и так далее.

Кстати, с тех пор самые распространенные конструкции этих систем практически не изменились, хотя и имеют очевидные слабые места.

На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

Слайдеры меньшего формфактора в широком распространении появились в конце нулевых одновременно с VDSLR-революцией, запущенной Canon выпуском легендарного 5D Mark II.

Стремительно уменьшившиеся камеры позволили применять в производстве профессионального контента компактные системы линейного перемещения, до этого эпизодически применявшиеся видеографами. Именно эти системы и получили общеупотребительное наименование слайдер от slide (скользить).

Безусловно, слайдер сразу стал излюбленным инструментом малых съемочных групп ведь он недорог, относительно легок, быстро инсталлируется и переставляется. Также он позволяет перемещать камеру в пространстве разнообразными способами, что добавляет объем, атмосферу, кинематографичность и визуальную стоимость практически любому кадру, в том числе и в контексте телевизионного производства.

На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

Еще одна причина: слайдер — компактное и легкое устройство для выездных съемок, которое за сравнительно небольшие деньги делает картинку живой и дорогой. Это стало очень важным фактором в условиях наступившего затяжного кризиса в области телевещания, заставляющего продюсеров снижать бюджеты, в том числе и на численность съемочной группы в командировках.

Длина слайдера варьируется от 0,5 до 6 метров и более. В последнем случае это чаще стационарные монорельсовые конструкции, не предназначенные для перестановок. Хотя нам доводилось создавать перемещаемые системы длиной до 4 метров. Оптимальная длина определяется потребностями оператора и характером снимаемого плана.

Чтобы придать объем кадру с близким передним планом и отдаленным фоном или в тесном интерьере, может быть вполне достаточно и направляющей длины 75 см, которую оператор может разместить даже в чехле от штатива.

Для заметного перемещения в большом пространстве оптимальнее использовать направляющую 125 см и более. Но именно эта длина позволяет удобно перевозить слайдер практически в любом транспортном средстве.

Слайдер длиной 4 метра  / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
Слайдер длиной 4 метра  / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

Слайдеры можно устанавливать диагонально и даже вертикально, перевернуто, в качестве импровизированной кран-стрелки. Регулируемые опоры позволяют установить его на грунт практически где угодно. Появились специфические приемы съемки с помощью слайдеров: датч-хэд, снорри-кам, эффектов типа вертиго и пуш-ап (применяя на опорах дополнительные колеса).
 
 
Датч-хэд — эффект одновременного перемещения и наклона камеры на штативной головке по оси, параллельной оптической.

Снорри-кам — субъективный крупный план персонажа, который движется по кругу вокруг камеры на слайдере, установленном на штативе с панорамной головкой.

Вертиго — эффект из знаменитого одноименного фильма Альфреда Хичкока, где наезд вдоль оптической оси сопровождается уменьшением фокусного расстояния объектива.

Пуш-ап — так иногда называют простое движение вдоль оптической оси, чаще с широкоугольной оптикой, дающей эффект раскрытия, например, арок, анфилад и т.д.
 
 

Слайдер на крыше  / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
Слайдер на крыше  / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

В виду кажущейся простоты конструкции операторы иногда пытались изготавливать слайдеры самостоятельно, но вскоре появились и качественные брендовые реализации такого оборудования. Например, от компании Kessler Crane, позже от Slidecamera и различных фирм из юго-восточной Азии (Konova, Varavon, ProAim и т.д.). Они использовали классическую конструкцию на основе двух параллельных рельсовых направляющих.

Редко, но применяется и монорельсовая компоновка. Ее преимущества — габариты самой конструкции, дающие больше свободы в установке, а также удобство и простота настройки, обслуживания и заметно меньшие потери полезного проезда каретки с камерой. Пример такого слайдера — HexaSlide российского производства.

На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

Однако очевидно, что уменьшение габаритов и веса цифровой камеры в контексте производства большого объема постановочного контента сильно нивелируется огромным количеством навесного оборудования, которое устанавливается на специальные клетки, риги, кронштейны.

Поэтому в профессиональной сфере чаще применяются более габаритные двухрельсовые системы — мини-долли, которые теперь чаще всего называются слайдерами. Упоминавшаяся выше конструкция на основе двух круглых алюминиевых труб — чемпион по распространенности.

Что дает применение слайдера на съемочной площадке в кино и телевидении?

1Слайдер — недорогое, компактное и легкое устройство, которое позволяет качественно оживить картинку и сделать ее более «дорогой».

На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

2Его намного быстрее и проще инсталлировать, чем традиционные рельсовые направляющие для операторской тележки, которые требуют еще и тщательной настройки. Радикально меньше времени занимают и перестановки, что ощутимо повышает выработку съемочной группы.

На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

3Компактные размеры позволяют установить слайдер там, где установка классических рельс была бы просто невозможна. Это очень актуально в реалиях нашего производства, которое редко проходит в павильонах и часто использует интерьерные объекты.

4Слайдер можно устанавливать над объектом, давая верхнюю точку зрения, а также наклонно и вертикально, где нельзя применить кран. В отличие от классической операторской тележки, слайдер можно установить даже в водоеме на подходящих штативах.

5Возможна автоматизация без привлечения к съемке второго оператора. Может быть применена моторизованная система, которая настроена на общий план и осуществляет, например, непрерывное движение от одного края направляющей до другого. Футажи такой B-roll камеры заметно оживят постановочное интервью.

На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

6Управлять слайдером можно научиться быстро и просто, а опытным дольщиком за это же время не стать. Это снижает требования к персоналу и затраты на него.

У слайдера есть и минусы. Не все системы позволяют наращивать длины направляющих, то есть длина рельс становится детерминированной. Можно, правда, иметь набор направляющих разной длины и одну каретку для них, некоторые монорельсовые системы это позволяют.

Также опытным операторам старой школы зачастую комфортнее смотреть пусть в электронный, но накамерный видоискатель, так они лучше чувствуют кадр, композицию, физически ощущая собственное перемещение в пространстве. При работе же со слайдером приходится полагаться на изображение монитора, что, впрочем, в последнее время становится уже более традиционным.

На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым
На съемках / Фото: предоставлено Владиславом Кузьминым

Как и в любой сфере человеческой деятельности, в работе оператора есть место для каждого из огромной палитры различных инструментов и приспособлений. Одним из самых универсальных и приносящих максимальный для своей стоимости дополнительный визуальный «вес» изображению по праву считается именно слайдер.
 
 
Владислав Кузьмин

Режиссер и продюсер в кинокомпаниях «Миракль Фильм» и «Фокс Фильм Продакшн», рекламных агентствах Laboratory TV и «Миракль ART».

Режиссер-постановщик шоу «Версты» на телеканале ТВЦ и исторической реконструкции «Чкалов».

Директор компании HexaSlide.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: предоставлено Владиславом Кузьминым

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1426
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1313
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4464
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5331
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее