Обзоры

Как изменились телетрансляции футбола

Пиксели вместо зрителей, интершум из FIFA и просмотр матчей в Zoom, — рассказываем, как изменились трансляции футбольных матчей в ведущих европейских лигах

Спортивные трансляции станут одним из важнейших факторов, который будет влиять на выбор пользователем платформы в пост-ковидный период. Такое мнение высказал Александр Кардаш, директор направления медиа и развлечений PwC Russia еще в конце мая в рамках онлайн-форума «Цифровые медиа и сервисы 202Х». И оказался прав.

По данным аналитической компании Mediascope, платформы со спортивными трансляциями начали возвращать аудиторию. При этом сами трансляции значительно изменились. Рассказываем, как именно, на примере ведущих европейских чемпионатов по футболу.

 

Установка камеры

Начнем с простого. Если в России и некоторых других странах разрешили проводить футбольные матчи с количеством зрителей не больше 10% от вместимости стадиона, то большинство государств от этой идеи вовсе отказались.

Например, в Германии мюнхенская «Бавария» уже успела стать чемпионом. И все при пустых трибунах. Однако без изменений в трансляциях тут не обошлось. Просто сравните два матча между «Вольфсбургом» и той же «Баварией». Первый был сыгран в декабре прошлого года, а второй — 27 июня этого года.
 
Матч между «Вольфсбургом» и «Баварией» (2019)
 
Матч между «Вольфсбургом» и «Баварией» (2020)

Легко заметить, что в июньском матче без зрителей мы практически не видим трибуны. Немецкие телеканалы решили проблему очень просто — они установили камеры ниже, чтобы трибуны как можно меньше попадали в трансляцию. Конечно, есть моменты, когда мы все равно видим пустые места. Но обычно это повторы опасных моментов или стандартные положения у ворот, так что зритель концентрируется на футболе, а не на трибунах.

Что касается пустого пояса на стадионе в 5-10 рядов, — это вряд ли удивит зрителя. Во-первых, именно эти ряды часто оставляли пустыми и в пре-ковидное время. А во-вторых, сейчас именно там рассаживаются запасные, да еще и с дистанцией в несколько мест.

 

CGI

Использование графики в спортивных трансляциях — не новость. Всплывающие плашки, виртуальные игроки в студиях телеканалов, — мы все это уже видели. Однако испанский чемпионат пошел дальше. Хоть им поступало много предложений, для решения проблемы пустых трибун «Ла Лига» привлекла норвежскую компанию Vizrt. Она скобинировала два своих главных продукта: графический движок VizEngine и систему трекинга VizArena.

Вот, как обосновал этот выбор аудиовизуальный режиссер «Ла Лиги» Мельсиор Солер:

Аудиовизуальный режиссер «Ла Лиги» Мельсиор Солер«Мы рассматриваем это как развлекательное телевизионное шоу, и собираемся напомнить вам, что мы привыкли видеть заполненные стадионы».


В итоге трибуны испанских стадионов заполнили пиксели. Теперь вместо многотысячной публики мы видим статичную разноцветную текстуру. Многие зрители остроумно обратили внимание, что обычно видеоигры стараются походить на реальную жизнь, а не наоборот.

Матч между «Севильей» и «Бетисом» / Фото: скриншот
Матч между «Севильей» и «Бетисом» / Фото: скриншот

Говоря о плюсах, стоит признать, что выглядит это неплохо. Конечно, при том условии, что вы сконцентрированы именно на футбольном поле, а не на трибунах. Рассматривать текстуру не имеет никакого смысла.

Из минусов проблема та же, что и при установленной ниже камере: в определенных моментах система не работает, так что мы все же видим пустые трибуны.

 

Интершум

Работа со звуком на спортивных трансляциях — задача не из легких. Звук добавляет всей игре динамики. Но что делать, если зрителей нет? Пару недель назад стало известно, что шум толпы из футбольного симулятора FIFA 20 будет использоваться в реальных матчах Английской Премьер-лиги и испанской «Ла Лиги».

Система «Atmospheric Audio» включает в себя 13 часов футбольных звуков, в том числе песни и реакции болельщиков.

Как это работает, подробно рассказал Алессандро Рейтано, сотрудник Sky Deutschland, в интервью ESPN:

Алессандро Рейтано, сотрудник Sky Deutschland, в интервью ESPN«Мы создали сэмплы для определенных ситуаций. Штрафы, фолы, решения от VAR и то, как люди будут реагировать. Звукорежиссер Sky смотрит матч вживую. Его задача — вставить конкретный сэмпл, если произойдет та или иная ситуация».

Эта система работала в матче между «Челси» и «Манчестер Сити», по итогам которого «Ливерпуль» впервые за 30 лет стал чемпионом.

 

Картонные болельщики, Zoom-трибуны

Есть и другие варианты решения этой проблемы. Например, на стадионе в мёнхенгладбахской «Боруссии» установили 12 тысяч картонных болельщиков, чтобы сделать просмотр еще приятнее.
 
На стадионе в мёнхенгладбахской «Боруссии»

А в Дании на матче «Орхус» — «Рандерс» установили большой экран — 40 на 3 метра. На него вывели изображения болельщиков, которые смотрели матч в прямом эфире в Zoom.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by AGF (@agffodbold) on

Матч «Орхус» — «Рандерс»

У каждого зрителя найдется свое мнение на каждый из вариантов. Кому-то не понравятся пиксели и искусственные шумы, а кто-то будет в восторге от схожести реальных матчей и любимой видеоигры. Безусловно, этот этап бросил новый вызов всем — от спортсменов и зрителей, до продакшн-компаний и телевизионных каналов.

Вполне вероятно, что в будущем новые решения видоизменятся и станут применяться в трансляциях еще активнее. Но пока что стоит порадоваться, что мы можем наблюдать настоящих игроков в реальных матчах. Спорт возвращается на экраны. Пожалуй, это — главное.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: «Боруссия» установила картонных болельщиков на трибуны / Twitter
Теги

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 609
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 462
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2223
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2147
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1099
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1401
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее