Слова

Григорий Константинопольский: «Давайте не будем уходить в утопию: „Гроза“ снята не для многомиллионных просмотров»

Как стать соавтором Островского, зачем «Грозе» инопланетяне и дельфины, а также почему картина вышла на Premier в обход кинопроката, рассказал режиссер и сценарист Григорий Константинопольский

— Фактически, в «Грозе» вы соавтор Островского. Как вы находили нужные слова для диалогов? Где та грань, когда заканчивается Островский и начинается ваша «Гроза»?

— Я просто пытался адаптировать текст при помощи персонажей: брал героя пьесы Островского и соотносил с типажами наших дней. Работа шла именно таким образом.

Взять, к примеру, мещанина Кулигина из «Грозы» Островского. Кому может быть сегодня интересен «Перпетуум мобиле»? Только поэтам и романтикам. Кулигин и стал поэтом-рэпером (по сюжету «Грозы» Константинопольского «Перпетуум мобиле» — неизданная песня рэпера Кулигина, героя Ивана Макаревича. У Островского — Кулигин, часовщик-самоучка, который пытается изобрести вечный двигатель — прим. tvkinoradio.ru). Скажу честно, фильм был сделан с большой долей иронии и печали.
 
Трейлер фильма «Гроза» (2020)

— В ваших последних работах вы много внимания уделяете русской классике. Она стала сейчас актуальнее?

— Классика потому и классика, что актуальна во все времена: в ней ты всегда увидишь приметы сегодняшнего дня. Люди не меняются, а в классике характеры людей выписаны так точно, что они актуальны в любую эпоху.

К слову, я написал множество сценариев не по классическим произведениям, а оригинальные, и сейчас они лежат у меня в столе. Видимо, их время еще не пришло.

Режиссёр Григорий Константинопольский / Фото: предоставлено Григорием Константинопольским
Режиссер Григорий Константинопольский / Фото: предоставлено Григорием Константинопольским

— Многие критики сравнивают «Грозу» с «Даун Хаусом» Романа Качанова: смешение современности с сюжетами классической русской литературы. Вы согласны с этим сравнением?

— Признаюсь, не нахожу никакого сходства. Впрочем, критикам виднее.
 
— В «Грозе» шикарный, современный актерский ансамбль: Толстоганова, Аксенова, Кузнецов, Шалаева. Как вам с ними работалось и насколько им было интересно играть классику?

— Восторг. Снимать кино с ними — одно удовольствие. Это прекрасные артисты. Я вообще не беру артистов, с которыми надо работать. Я беру тех, с кем могу испытывать совместное наслаждение.
 

Я просто пытался адаптировать текст при помощи персонажей: брал героя пьесы Островского и соотносил с типажами наших дней.


Так что тяжелая работа была не с актерами, а в необходимости отснять «килограммы» сцен. График при этом был в три раза интенсивнее нормы. Вот, что было действительно тяжело. А работать с такими артистами — это наслаждение.

— Почему же у вас был такой напряженный график?

— Из-за маленького бюджета (бюджет фильма: 12 млн рублей, — прим. tvkinoradio.ru). У нас было всего 12 смен, а планировалось 45.

— Почему именно 45? Вы так изначально договаривались с продюсерами?

— Нет, просто при выработке в 4-5 минут полезного материала в день, стандартной для кино, должно быть именно так. У нас же выработка иногда доходила до 12-17 минут.

Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM
Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM

— Съемки были в Ярославле. Почему вы выбрали этот город?

— Ярославль — это знаковый город на Волге. Сейчас он выглядит почти также, как в пьесе у Островского. Стиль города выдержан: там ничего не разрушили, не перестроили, все сохранено в прекрасном виде. Сохранено и приумножено, я бы даже сказал.

Кроме того, в этом городе я закончил театральный институт, поэтому я его очень хорошо знаю. И у меня есть друзья в Ярославле они помогали мне со съемками. Например, у Юрия Ваксмана, это мой бывший сокурсник, там своя кинокомпания — «Ярсинема», и с ним всегда легко и приятно работать.
 

Фильм был сделан с большой долей иронии и печали.


— В одной из сцен ваш герой, губернатор города, подходит к памятнику Ленина на фоне храмов и боярских палат…

— В нашей жизни все сочетается — и памятники, и храмы, — это части нашей истории и культуры. Наши люди, по большей части, все еще советские, и молодежь воспитана советскими людьми... Одна из основных идей фильма — в стране ничего сильно не изменилось с тех пор, как написана «Гроза». Поэтому кадр с памятником Ленину и храмом на его фоне вполне работает на эту идею.

— Почему история Катерины актуальна и в наши дни, когда есть разводы, какая-никакая свобода личности?

— В моей «Грозе» Катерина не просто попадает в ситуацию, описанную Островским. Ее еще посадили под домашний арест по надуманному обвинению. Хейтеры добивают Катерину в моральном плане. Глядя на последние события, видно, что сообщество хейтеров работает на полную катушку и может размазать кого угодно.

Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM
Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM

— Вы имеете в виду ситуацию с Михаилом Ефремовым?

— Да, именно ее. Никто ведь не говорит, что Михаил не виноват. Но так размазывать человека, оказывать такое давление на суд… Многие публичные люди посчитал своим долгом в начале всей этой чудовищной истории осудить его.

Но пускай судит суд и совесть самого Михаила. Мы с ним старые друзья и коллеги, друзей не предают и не отказываются от них, даже если они виноваты. И я его не брошу ни при каких обстоятельствах, буду помогать, чем смогу. Хотя я очень сожалею, что в ДТП погиб человек и сочувствую семье погибшего.
 

Классика потому и классика, что актуальна во все времена: в ней ты всегда увидишь приметы сегодняшнего дня.


— Кому первому пришла идея с инопланетянами, которые танцуют на фоне рэпера Кулигина?

— Если поющих дельфинов я придумал сразу и сам написал для этого эпизода песню еще до съемок, то в эпизодах, где Кулигин читает рэп, мне не хватало какого-то отстраненного взгляда со стороны. И мне пришла в голову идея добавить инопланетян: метафизическое пространство потребовало метафизических явлений.

— Для меня инопланетяне стали своеобразным символом «луча света в темном царстве».

— Конечно! Они высветили историю из нашего приятного полумрака. Мне, кстати, нравится выражение: «Ученье свет, а неученье — приятный полумрак». И инопланетяне сопровождают странного рэпера Кулигина: что-то в его музыке или в нем самом им импонирует. Может быть, они решили, что он — человек будущего или человек с другой планеты. Кулигин и есть не от мира сего.

Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM
Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM

— Вы писали рэп Кулигину сами или совместно с Иваном Макаревичем?

— Все три рэп-трека сделал Ваня: сам написал и исполнил, взяв за основу оригинальные монологи Кулигина.

— И все же, сакраментальный вопрос: почему в лирической сцене вашего фильма поют дельфины?

— Вам самому не кажется такие вопросы как минимум странными? Почему у героини ботинки черные, а не красные? Это кинематографисты должны задавать себе такие вопросы — почему так или иначе. А публика, которая смотрит — в нее это либо попадает на чувственном уровне, тогда ей жаль героев, хочется плакать или смеяться, либо нет.

Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM
Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM

Забейте в строку поиска гугла название любого известного фильма и попробуйте написать: «смотреть». После «см», сразу выпадает: «смысл». Люди не умеют, не хотят думать сами. Надо, чтобы кто-то рассказал им, в чем смысл фильма. Поэтому существует такой коллективный Антон Долин, который всем объясняет, почему у героини ботинки черные. Но он не учит людей думать, чувствовать, он объясняет им, классифицирует, создает картотеку, раскладывает все по полочкам и уголкам. Чтобы был порядочек. Все гладко и причесано. Но при чем тут поэзия, которой я занимаюсь?

Почему поют дельфины? А х*й его знает, почему. Потому что это красиво.

— Хорошо, перейдем от лирики к более приземленному. Какую технику вы использовали на съемках?

— Мы снимали фильм на камеру ARRI ALEXA Mini, применяли оптику Cooke Anamorphot и стедикам. Cooke Anamorphot хорошо работает с просторами, а волжские просторы широки и необъятны — фильм здорово смотрелся бы на большом экране. Жаль, он до него так и не дошел.

— Что-то снималось в павильонах?

— Нет, все снималось в реальных объектах. Впрочем, один раз мы все-таки снимали павильон для досъема крупных планов. Но эта смена была уже после монтажа.
 

Одна из основных идей фильма — в стране ничего кардинально не изменилось, с тех пор как написана «Гроза».


— Совершенно феноменальный пароход «Волжская жемчужина», где происходят пиршества элиты — тоже реальный объект?

— Да, этот великолепный ресторан находится в центре набережной Ярославля. Ничего даже не пришлось специально придумывать (смеется).

— «Гроза» вышла на интернет-платформе Premier в обход кинотеатрального проката. Как вы пришли к такому решению?

— Так решил не я, а продюсеры: Евгений Никишов и Валерий Федорович. Изначально мы планировали выпустить фильм в прокат в мае. Но в это время все кинотеатры были уже закрыты, поэтому было принято решение выпустить фильм на Premier.

Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM
Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM

Почему? Фильму уже год, и нельзя было тянуть дальше. Допустим, в конце лета откроются кинотеатры. После этого надо будет провести огромную работу, чтобы выпустить картину на экраны. И мы вновь отложим прокат. Но кино — это продукция, которую надо показывать в тот момент, когда она сделана, а не через 10 или 50 лет. Если фильм останется актуален и через такой отрезок времени, то это гениальное кино, конечно. Но все же его надо показывать сразу.

— Сожалеете, что фильм не удалось выпустить в кино?

— Конечно. «Гроза» была специально снята для широкого экрана, и мне жаль, что она не вышла в кино. Хорошо, что картину вообще хоть кто-то увидел в такой ситуации.

— Несмотря на легальный выход на онлайн-платформе, фильм есть в свободном доступе на YouTube, вас это не смущает?

— Я этого не знал. Не знаю, каким образом он мог попасть на YouTube. Я думаю, его быстро оттуда уберут. Это вопрос времени: уверен, что юридический отдел Premier отследит ситуацию и примет меры.
 

 «Гроза» была специально снята для широкого экрана и мне жаль, что она не вышла в кино. Хорошо, что картину вообще хоть кто-то увидел в такой ситуации.


— Но вам понравится, если благодаря пиратскому распространению фильм станет очень популярным?

— «Гроза» задумана и снята не для многомиллионных просмотров: давайте не будем уходить в утопию. По жанру — это киноспектакль, снятый за небольшой бюджет. Но, конечно, с очень хорошими артистами.

Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM
Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM

Я был бы только рад, если бы мой фильм посмотрели миллионы. Однако, понимаю, что он больше для любителей арта. С коммерческой точки зрения — это к несчастью, со многих других — по-разному.

Индустрия кинематографа большая, и в ней много подразделений. Пока что я уютненько существую в своей маленькой нише. Найду большой бюджет — буду стараться, чтобы следующий фильм посмотрели миллионы. Не найду — буду заниматься тем же, чем сейчас.

— Каким путем вы планируете двигаться дальше — экранизация классики, актуальный разговор про современность, как в «Восьми с половиной долларах»?

— Сейчас я готовлюсь к съемкам «Мертвых душ» Гоголя. Они начнутся уже скоро. Больше сказать ничего не могу: этим занимается PR-отдел Premier.
 

Я был бы только рад, если мой фильм посмотрят миллионы. Однако понимаю, что он больше для любителей арта.


К слову, хотел бы поблагодарить продюсеров Никишова и Федоровича, с которым мы сделали «Грозу» и теперь будем снимать «Мертвые души», за возможность делать, что мне нравится. Это такое счастье! Особенно после стольких лет простоя. Я ведь десятилетиями ничего не снимал.

— А с чем был связан такой большой перерыв в вашей деятельности?

— Так и быть, скажу. «Восемь с половиной долларов», вышедший в 1999 году, был очень ярким фильмом. Своеобразным, на многое непохожим. Это авторское кино, я написал сценарий, частично музыку и был режиссером-постановщиком этой картины.
Трейлер фильма «Восьми с половиной долларов» (1999)

В начале нулевых индустрия кино в России только складывалась. Что увидели люди, которые занимались кино в нашей стране, в «Восьми с половиной долларах»? Что существует яркий режиссер. Давайте мы его используем! Получим деньги от Минкульта, распилим их, а на оставшиеся он снимет веселую незатейливую комедию, которая принесет нам кучу призов и огромный кинопрокат (якобы). Такие люди хотят всего и сразу: и деньги распилить, и призы получить, и сделать огромный кинопрокат.

Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM
Кадр из фильма «Гроза» (2020) / Фото: Студия LOOK FILM

Но они столкнулись с тем, что этот режиссер «Восьми с половиной долларов» — автор, ему эти схемы не интересны. Он говорит: «У меня есть свои идеи». «Какие еще идеи?! — говорят они. — Нам дали денег на веселую комедию, давай, х*ячь, не хочешь — до свидания».

Право быть автором надо заслужить, надо не сломаться ни перед кем, ни перед чем и годами гнуть свою линию. Возможно, сейчас я такое право заслужил. «Кошечку» я сделал буквально за десять копеек, «Самку» — за пятнадцать, «Пьяную фирму» — чуть подороже. Я гну свою линию, ведь я автор.

«Гроза» доступна на платформе Premier с 12 мая.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: кадр из фильма «Гроза» (2020) / Студия Лукфильм

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1807
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 978
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2992
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 3065
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1378
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1672
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее