Слова

Удаленка, скринлайф, GoPro и гречка: как снимается веб-сериал об изоляции «Все вместе»

В широкой волне «изоляционных» проектов веб-сериал «Все вместе» оказался одним из самых интересных. Поговорили с его авторами из студии «Дикий Digital» Викторией и Виктором Кравченко о выживании кинематографистов на фоне эпидемии, подводных камнях дистанционных съемок и перспективах формата скринлайф

— «Все вместе» — это такой ситуативный проект, возникший на фоне событий коронавируса. В какой момент эпидемии вы начали разрабатывать сериал, как родилась идея и почему вы выбрали формат скринлайф?

Виктор Кравченко (автор сценария)Виктор Кравченко (автор сценария): Один мой знакомый, когда начал смотреть сериал, спросил: «Сколько месяцев вы это готовили?» Я говорю: «А ты как думаешь? Кто вообще мог представить в январе-феврале, что такое произойдет?» Все, правда, очень ситуативно. Отправной точкой был вопрос выживания нашей студии.

Виктория Кравченко (режиссер)Виктория Кравченко (режиссер): У нас были большие планы на 2020 год. Но буквально в один день нам посыпались сообщения, что все проекты переносятся на неопределенный срок.

Виктор: При этом надо понимать, что мы — предприниматели. У нас студия и штат. А тут вдруг все встало. И сериалы, и рекламное направление. Так что это был предпринимательский вызов — что делать дальше?

Виктория: Где-то в марте нам удачно подвернулся выпуск Джимми Фэллона. Он вел свое вечернее шоу прямо из дома, и это было ничем не хуже обычного. Даже наоборот. Попадало в самое сердце: изоляция, жена снимает на телефон, дети рисуют заставки. Мы загорелись попробовать так же. А уже на следующее утро Витя выдал мне пилот «Все вместе».
 
Трейлер веб-сериала «Все вместе»

Виктор: Проект изначально делался с пометкой «удаленно». Мы, как предприниматели, довольно быстро поняли, куда все катится, и в первых числах марта перевели всех сотрудников на удаленку. Когда я писал сценарий, то сразу понимал, что мы не сможем никуда выехать. Это было довольно прикольное творческое ограничение.

Виктория: То есть «Все вместе» — это сериал, который полностью снят дистанционно. Ни один член команды не покинул свою квартиру ради съемок. Этот принцип мы соблюдали от начала и до конца. Хотя были сложности. Куда проще приехать и сделать все своими руками, чем следовать нашей концепции и сутками болтать в зуме, настраивая оборудование дистанционно.

На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

Виктор: Скринлайф стал отправным киноязыком. Хотя уже в процессе я понял, что мы делаем не столько скринлайф, сколько сериал, который собран всеми доступными удаленными способами. Плюс, мы добавили привычную для нас научно-фантастическую надстройку, отошли от реализма.

— Как в жестких временных рамках писался сценарий? Он был сразу написан на весь сезон или доделывался уже в процессе продакшна?

Виктор: Был замысел, намеченные линии, но после каждого эпизода я сам себе удивлялся, куда это все идет. Сейчас сценарий дописан и съемки закончены, но есть два нюанса в сценарии восьмого эпизода, по которым я приму решение в самый последний момент — перед выходом последней серии. В целом, конечно, это все было похоже на гонку.

Виктория: Я снимала первый эпизод, сидя за кухонным столом, а рядом сидел Витя в вакуумных наушниках, чтобы не слышать, как я болтаю с актерами по зуму, и писал второй-третий эпизоды. Мы буквально наступали друг другу на пятки и жили в таком режиме полтора-два месяца.

Виктор: В принципе все можно было написать быстрее и зарелизиться еще в начале апреля. Но мы придумали сложный визуальный язык, плюс я хотел сделать хоть какое-то количество рерайтов сценария. Поэтому мы объявили о проекте одними из первых среди подобных сериалов, а вышли реально одни из последних.

На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

— Как проходил кастинг? Есть ли какие-то особенности выбора актеров под дистанционные скринлайф-съемки?

Виктория: Мы понимали, что актерам будет сложно и актеры это понимали, но, наверное, не до конца. Практически вся ответственность по съемке легла на них. Поэтому в кастинге был важен не только типаж, под который было бы удобно писать сценарий, но и, например, квартира, в которой актер проводит изоляцию.

Актеры присылали нам самопробы и сразу делали небольшой обзор квартир — потенциальных локаций для дальнейшего развития сюжета. Еще мы обращали внимание на их «блогерский» опыт: как они ведут соцсети, снимают ли себя на видео — это тоже было важно.

Персонажем Ромой мы сразу представляли Данилу Якушева, с которым уже работали над интерактивным сериалом «Digital Доктор». Поэтому знали его возможности, да и просто остались в приятельских отношениях после съемок.

Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

Самым сложным казалось найти парочку актеров, которые живут вместе и придерживаются наших взглядов относительно тогда еще не принудительной изоляции. Но нам очень повезло быстро законтачиться с Юлей Топольницкой и Игорем Чеховым. Ребята супер-позитивно восприняли предложение о дистанционных съемках. А Игорь вообще раскрылся в сериале не только как комедийный, но и как драматический актер.

Как бы это странно сейчас ни звучало, но в кастинге мы ориентировались на адекватность людей. Было понятно, что нам предстоит большая, новая для каждого работа, в которой точно будут косяки с интернетом, проблемы с техникой и прочие неприятности. Поэтому нам нужны были ребята, которые все это поймут и захотят через это пройти.

Нам очень повезло. Актеры достойно прошли все трудности. А когда я в 12 ночи смотрела, как Рина Гришина за 5 минут настраивает астеру на нужный цвет и ее квартира заливается синим неоном, я чувствовала, как меня переполняет гордость за всю команду.

Кстати, кроме Якушева, мы лично не были знакомы ни с кем из актеров. Так что теперь договариваемся о встрече. Когда-нибудь после этого всего мы планируем увидеться в реальной жизни.

На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

— Данила Якушев действительно изолировался на даче или под его съемки арендовался дом?

Виктор: Да, он реально живет на даче, дышит свежим воздухом, завидовали ему всей командой.

Виктория: Как раз с локацией Дани было много проблем, потому что это в пятидесяти километрах от Москвы. У нас даже есть отдельная строка бюджета — «отправка курьера Дане Якушеву». И интернет там оставляет желать лучшего. Но зато это действительно прикольная локация, которая очень подошла персонажу.

— Каково работать с актерами в дистанционном режиме?

Виктория: Я записывала почти все наши зумы, и буквально перед последней сменой решила пересмотреть первый созвон. Это очень смешно. Под конец мы общались как лучшие друзья, но вначале все были официально-серьезные. Забавный контраст.

На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

Вообще главная задача режиссера в таком проекте — подружиться и прочувствовать человека, чтобы даже через веб-камеру и прерывающийся звук донести до него свою мысль. Судя по записям зума, у нас это получилось.

Другим ребятам в съемочной группе адаптироваться было сложнее. Например, Оля, наш художник-постановщик, обычно на съемках все сама тихо и скромно делала руками. А тут ей нужно было зайти в зум и командовать актерами: «Возьми, пожалуйста, эту картину и переставь ее на пять сантиметров левее». Для актеров это иногда казалось бредом. Короче, поначалу была стрессовая притирочка, но в процессе все нашли общий язык.

— Съемочная группа, я так понял, не сильно отличалась по составу от традиционных съемок. Как выглядел процесс работы со стороны команды?

Виктория: В целом, да, группа та же. Только вместо осветителей были сами актеры. Мы привлекли оператора, художника-постановщика, художника по костюмам и звукорежиссера. Сначала у них были созвоны со мной, а потом и с каждым актером, чтобы объяснить нюансы работы, провести тысячу и один тест.

На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

Если смена начиналась, например, в 12 часов, то в 10:30 Наташа, наш продакшн-продюсер, начинала конфколлы с актерами и съемочной командой, чтобы успеть согласовать настройки камеры с оператором, дать правки по локации от художника-постановщика, отправить тест звука звукорежиссеру и получить финальное «ок» от меня.

Смены были разные. Иногда с утра до вечера, иногда короткие. Если в ходе смены нужна была перестановка по локации, то Наташа снова подключала всю «закадровую» команду.

— Какой набор техники понадобился для съемок?

Виктория: Перед первой сменой мы отправили актерам боксы с техникой и пачкой гречки. Правда, шутку с гречкой оценили не все — решили, что это реквизит. Из техники там был рекордер Zoom, веб-камеры, крепления, штативы, аккумуляторы и так далее.

С камерами буквально сразу факап случился. Мы взяли классные вебки, но когда начали их тестировать в локациях актеров, поняли, что изображение получается ужасным, плоским. Ранее мы тестировали их в квартире у оператора, но не учли, что эти камеры хорошо работают, когда снимают через специальное приложение. А с этим приложением компьютер начинает шуметь — получается брак для звука.

До старта съемок оставалось полтора дня, так что нужно было срочно придумывать какую-то замену. Тогда я, как настоящий режиссер, загуглила «Тимур Бекмамбетов скринлайф мастер-класс». Нашла лекцию на YouTube, после просмотра которой каждый будет мотивирован пойти и снять свой скринлайф.

На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
На съемках веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

Кроме порции мотивации я успела заскриншотить бэкстейдж-кадр со съемок, на котором увидела то, до чего мы сами не додумались — снимать надо на GoPro. В итоге мы заказали GoPro, а у двух актеров они были и так. Изображение стало гораздо симпатичнее, со звуком больше проблем не было. Кроме этого у нас в сериале довольно много материала снято просто на телефон.

— Какой был алгоритм съемок? Сразу снимались все актеры или была какая-то очередность?

Виктория: На той же лекции Бекмамбетова я услышала, что «Убрать из друзей» они снимали порознь, и вроде как это была ошибка, в последующих проектах они всегда старались сводить актеров вместе, чтобы было правдоподобнее. Однако у нас это правило не сработало.

Первую смену мы провели вместе, тем более, сюжет первого эпизода как раз к этому располагал. Но в таком режиме сложно давать правки, очень неэффективно расходовалось время и бюджет, плюс обязательно у кого-то начинались проблемы с техникой или интернетом, а другие ребята в это время просто ждали. Стало понятно, что для нас это нерабочая схема.

Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

Ко второй смене мы весь процесс перепридумали: взяли дублера, актрису Катю Решнову. Она прошла со мной через все смены, читала сценарий за каждого актера, примерно пародируя его манеру, голос, интонацию и получалось очень реалистично.

В итоге, для одного актера одна смена — это съемка двух серий, а для меня и дублера две серии снимались пять дней, то есть мы проходили один и тот же текст с каждым актером. Плюс у меня еще была работа с второстепенными персонажами, это происходило в отдельные дни.

Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

Снимали мы быстро, в основном у нас выходило по пять-шесть дублей на сцену. На первом-втором дубле актер обычно еще не воспринимал дублера как полноценного персонажа, он пристреливался, вслушивался в слова. На третьем-четвертом дубле уже все было довольно живо. А пятый-шестой я просила делать актеров экспромтными, более живыми по эмоциям и словам.

Катя, кстати, так талантливо подыгрывала актерам, что мы поняли — надо дать ей полноценную роль. И утвердили ее на важного, хоть и второстепенного, героя — Алису.

— Ключевым связующим элементом сериала стала анимация. Как она разрабатывается?

Виктор: У нас во всех проектах она играет важную роль. И в «Digital Доктор», и в «Russian Hackers Life». Мы стараемся развивать свою визуальную экосистему. Здесь была такая история: есть художественный замысел, понимание, почему интерфейс не может быть реалистичным, и есть элемент сказки в скринлайф.

По сути, получилось так, что визуальный стиль стал самостоятельным художественным произведением. Концепт окон, цветовая гамма героев в рамках и так далее. А потом вся эта экостистема, как и сценарий, по ходу действия стала развиваться.

Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

Перед каждым эпизодом мы созваниваемся с нашим арт-директором Мишей Киевицким и обсуждаем, какие новые элементы у нас появляются, как на этот раз мы отрабатываем окошки, мессенджеры. По сути, Миша здесь выступает сценаристом визуального стиля.

Виктория: Постпродакшн одной серии занимает ровно шесть дней, шесть ночей. С утра вторника до утра понедельника. И это всегда большой стресс для нас, потому что монтаж серий мы видим вообще без графики и интерфейсов. Просто на черном фоне.

Все вместе первый раз складывается только накануне релиза. Например, четвертый эпизод, где история полностью создана в атмосфере игры в покер, на монтаже лежал на стремном скриншоте из PokerStars. Витя до последнего был уверен, что эта серия просто не сработает.

Виктор: И какие-то вещи действительно не сработали. Значительная часть монтажа ушла. Во-первых, когда ты начинаешь добавлять элемент драмы, требуется гораздо больше времени на репетиции. Комедийные вещи даются проще, чем подтексты, дополнительные смыслы. Плюс треснул визуальный концепт.

Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

В понедельник назначен релиз, а в четверг мы понимаем, что весь визуальный концепт покера надо переделывать. То же и с монтажом. Но это классика, когда в сценарии один проект, в съемке другой, а на монтаже третий.

Эпизоду к третьему мы поняли, что это нормально: из-за отсутствия времени у нас довольно много ошибок в сценарии и съемке, поэтому приходится исправлять на монтаже. Кстати, поэтому покерный эпизод самый короткий — мы его несколько раз пересобрали, и выкинули все спорные моменты.

Конечно, если бы не визуал, мы бы сдавали серии гораздо быстрее. Но так как мы все это накрутили, то постпродакшн занимал шесть дней, шесть ночей.

— На ваш взгляд, какие перспективы ждут тематику эпидемии и подстегнутого ею формата скринлайфа?

Виктор: Не скажу, что у нас появилось желание делать только скринлайфы. С одной стороны, мы здесь уже высказались.

Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital
Кадр из веб-сериала «Все вместе» / Фото: Дикий Digital

Виктория: А с другой, благодаря этому проекту у нас появилось несколько идей на интерактивные скринлайф-сериалы, которые мы взялись сейчас расписывать. Так что все-таки нас это подстегнуло.

Виктор: Вот да, добавить в это еще и интерактив — было бы интересно. Новый творческий вызов. Думаю, наработки из «Все вместе» точно перекочуют в наши следующие проекты. Да и тема эпидемии гораздо глобальнее, чем просто вирус. Он вскрыл столько нарывов, что их еще долго будут раскрывать в самых разных форматах.

В скринлайф, мне кажется, за эти пару месяцев сделан большой вклад. Все «изоляционные» проекты получились очень разные. К ним можно обращаться, и в каждом будут как интересные находки, так и ошибки. Думаю, скринлайф должен стать привычной составной частью киноязыка.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: на съемках веб-сериала «Все вместе» / Дикий Digital

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 609
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 462
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2223
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2147
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1099
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1401
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее