Обзоры

A Global Film Festival: историческое объединение или пиар-ход крупнейших кинофестивалей мира?

Какие фильмы включает в себя программа первого в истории онлайн-кинофестиваля такого масштаба, почему не участвует ММКФ и стоит ли относиться ко всему этому серьезно

Киноманский пир на YouTube

С 29 мая по 7 июня крупнейшие кинофестивали мира проведут онлайн-показ в рамках We Are One: A Global Film Festival («Мы едины: глобальный кинофестиваль») на платформе YouTube. Будут бесплатно показаны игровые, документальные и короткометражные картины из программ мировых фестивалей.
 
YouTube канал фестиваля

В We Are One: A Global Film Festival примет участие 21 фестиваль мира, включая Каннский, Берлинский, Лондонский BFI, «Трайбека», кинофестивали в Карловых Варах, Нью-Йорке, Сан-Себастьяне, Торонто, Венецианский, Сандэнс и многие другие. Ранее из-за коронавируса многие из них были отменены или перенесены на неопределенные сроки.

«Кино — не просто коллективный труд, но и тот опыт, который должны получить многие зрители. Во времена социального дистанцирования, чувство общности необходимо нам как никогда прежде», — отметили руководители Берлинского кинофестиваля Мариэтт Ризенбек и Карло Чатриан. Они рассказали, что эта акция несет гуманитарный характер.

Зрители смогут сделать пожертвования в фонд ВОЗ по борьбе с коронавирусом, ЮНИСЕФ и международные благотворительные организации, например, в такие как «Врачи без границ», Leket Israel и GO Foundation.

 

Программа We Are One: море короткометражек, премьерные доки, раритеты эпохи Брежнева

В программу войдут более 100 фильмов из 35 стран. Кроме «классических» фестивальных игровых и документальных работ, а также коротких метров, на смотре будут представлены VR-фильмы, отдельные эпизоды привычных и веб-сериалов.

Со-основатель «Трайбека» Джейн Розенталь отметила: «Вместе мы отобрали действительно убедительную программу, отражающую неповторимый почерк каждого из представленных фестивалей».

При этом программа очень неоднородна. Небольшую ее часть составляют премьеры: 13 мировых, 31 онлайн-премьеру и 5 международных онлайн-премьер. Львиная доля работ уже была представлена в программах крупнейших международных фестивалей. Есть в программе и совсем раритетные картины, относящиеся к эпохе холодной войны.

Среди полнометражных фильмов нет однозначных фаворитов. Международный кинофестиваль в Макао представит драму «Гнев тишины» про немого шахтера, мстящего вероломным земельным магнатам, и драму «Город под названием Макао» о работнике казино, который обслуживал VIP-клиентов в 2000-е годы.
 
Трейлер фильма «Город под названием Макао» (2019)

Призер Мумбайского фестиваля, индийская драма «Eeb Allay Ooo!» посвящена профессиональному отпугивателю обезьян, столкнувшемуся с личностным кризисом. Анимационная полнометражная картина «Лу за стеной» из Токио расскажет про замкнутого композитора-старшеклассника и встречу с русалкой, перевернувшую его жизнь.

Кинофестиваль в Карловых Варах представит восстановленную версию культовой детективной комедии «Адела еще не ужинала» 1977 года.

В документальной программе развлекательные сюжеты соседствуют с важными социальными месседжами. Премьерный «Рикки Пауэлл: индивидуалист» (Ricky Powell: The Individualist) расскажет об уличном фотографе, гастролировавшем с Beastie Boys. «Железный молот» (Iron Hammer) режиссера Джоан Чэнь поведает о китайской волейбольной звезде Дженни Лэнг Пинг. Двухсерийный документальный сериал «И она может быть следующей» (And She Could Be Next) посвящен трудной жизни чернокожих женщин, баллотирующихся на высокие должности.
 
Трейлер фильма «Железный молот» (2020)

Короткометражная программа фестиваля разнообразна: в ней собрано более 70 фильмов. 40-минутная «Ялтинская онлайн-конференция» (Yalta Online Conference) Кодзи Фукады представит культовую встречу Сталина, Рузвельта и Черчилля в сатирическом ключе. «Motorcycle Drive By» расскажет об истории создания одноименной культовой баллады группы Third Eye Blind. Разбавят программу анимационные фильмы от Dreamworks Animation: «Bilby», «Marooned» и «Bird Karma».

Изюминкой станет показ короткометражки Мати Диоп «Atlantiques», основываясь на которой Диоп создала «Атлантику», ставшую в прошлом году победителем Канн.

VR-программа фестиваля представлена номинированными на премию Эмми документальными фильмами: «Путешествием в черном» (Travelling While Black) и «Модификацией» (Alteration), научно-фантастической картиной с участием Билла Скарсгарда и Опры Уинфри.
 
Трейлер фильма «Travelling While Black»

На фестивале можно будет также посмотреть архивные дискуссии с мэтрами кинематографа, среди которых Френсис Форд Коппола и Стивен Содерберг, Хо Джун-хо и Гильермо дель Торо, и поучаствовать в паре «живых» мастер-классов. «На сладкое» соул-музыкант Questlove сыграет для онлайн-зрителей 30-минутный диджей-сет.
 
Дискуссия с режиссером Гильермо дель Торо

 

Стоит ли серьезно относиться к объединению Канн, Берлина и Венеции на YouTube?

We Are One: A Global Film Festival сложно считать полноценным объединением крупнейших фестивалей из-за низкой премьерности, отсутствия конкурсной программы и громких названий, упора на короткометражное кино и давно отгремевшие фильмы.

Может быть перед нами ловкая пустышка, придуманная Каннами и Венецией, чтобы на карантине мы не забыли про существование этих кинофестивалей? Все же главный бенефициар фестиваля именно Канны: самый авторитетный фестиваль планеты проходит именно в мае, недалеко от дат We Are One: A Global Film Festival.

Как бы то ни было, для неискушенного зрителя польза от онлайн-фестиваля очевидна. Впервые в истории каждый сможет увидеть фильмы ведущих мировых фестивалей не выходя из дома.

Мы узнали у российских кинематографистов, что они думают по поводу We Are One: A Global Film Festival. Их мнения разделились.

Ирина Шаталова, директор Международного фестиваля документального кино «ДОКер»Ирина Шаталова, директор Международного фестиваля документального кино «ДОКер»: «Этот фестиваль, в первую очередь, гуманистическая акция. Ждать от него сенсационных премьер было бы глупо»

— Кому может быть интересен фестиваль? Отборщикам, широкой публике?

— Это, в первую очередь, гуманистическая акция, объединение сильных кинофестивалей, подчас друг с другом конкурирующих, ради мира и надежды на лучшее будущее, в том числе в киноиндустрии.

Не забывайте, что канал фестиваля планирует собирать средства в пользу организаций, которые борются с пандемией. Это благотворительный марафон, акция света, популяризация фестивального движения.

Чем-то подобным сейчас заняты все, кому есть что сказать: Леди Гага организует восьмичасовой онлайн-концерт с участием суперзвезд в поддержку медицинских работников, театры читают письма врачей, TikTok запускает кампанию #спасибомедикам, Facebook добавляет смайлик «Мы вместе» и так далее. Вот и кинофестивали решили, наконец, объединиться.

Это логичный шаг, но ждать от него сенсационных премьер, равнозначных премьерам на крупных офлайн-фестивалях, конечно, глупо.

— Оправдывает ли программа ожидания?

— Программа на первый взгляд выглядит пестро, но при пристальном рассмотрении становится ясно, что ключевая составляющая здесь — короткие метры. Исключительно короткометражками представлены, например, куратораторские подборки Канн или Нью-Йоркского кинофестиваля.

Как и предвещали многие, договориться с правообладателями полнометражных фильмов об онлайн-трансляции оказалось крайне проблематично. Но примерно для тридцати полных метров, игровых и документальных, это все же удалось сделать.

Судя по информации в зарубежной прессе, одними из хедлайнеров фестиваля объявлены документальные фильмы «Рикки Пауэлл: индивидуалист» (Ricky Powell: The Individualist) и «Железный молот» (Iron Hammer), у которых мировые премьеры состоятся на YouTube. Но при этом, обе картины посвящены известным личностям прошлого, сделаны в классической американской разговорной манере и с точки зрения киноязыка не особенно привлекательны.

Кадр из фильма «Рикки Пауэлл: индивидуалист» (2020) / Фото: Tribeca Film Festival
Кадр из фильма «Рикки Пауэлл: индивидуалист» (2020) / Фото: Tribeca Film Festival

Для меня гораздо больший интерес в программе представляют редкие имена и кинематографии. Например, игровой дебют ангольского документалиста Фрадике «Кондиционер» (Air Conditioner), премьера которого прошла на Роттердамском кинофестивале в январе этого года или «Электрический лебедь» (Electric Swan) гречанки Константины Коцамани, чьи предыдущие короткие метры были показаны в Каннах, Локарно и Берлине.

Также отмечу итальянскую картину «Красивые вещи» (Beautiful Things) Джорджо Ферреро, российская премьера которой прошла в прошлом году на нашем кинофестивале «ДОКер». Это гипнотизирующая док-опера, заслуживающая внимания истинных киноманов.

— Почему на фестивале не заявлена конкурсная программа?

— Закономерно, что ее нет. Иначе совсем было бы непонятно, кто судьи и как всю эту пестроту оценивать, по каким «номинациям» и критериям.

Нина Ромодановская, главный редактор интернет-портала ПрофиСинемаНина Ромодановская, главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема»: «Это пиар-ход отмененных кинофестивалей»

— В чем смысл и цель этого мероприятия?

— We Are One: A Global Film Festival не предлагает громкой программы с мировыми премьерами, как это обычно бывает у Венеции, Канн, Торонто и Санденса.

Крупнейшие мировые кинофестивали объединились в один именно для того, чтобы поддержать друг друга. Можно сказать, что создание We Are One это пиар-ход фестивалей, которые отменены, или будут отменены. Для того, чтобы публика о них не забывала, они и решили провести такую акцию.

— Кому может быть интересна программа? Отборщикам, широкой публике?

— Я не думаю, что We Are One вызовет такой же интерес, как основные конкурсы Каннского, Венецианского или программа Торонто, которая, как мы знаем, считается репетицией «Оскара».
Но фестиваль привлечет определенное внимание любителей авторского и фестивального кино, а также отборщиков фестивалей помельче, которые смогут посмотреть на это мероприятие и сделать нечто похожее, тоже в формате онлайн.

Очевидно, что фестиваль будет интереснее тем, кто занимается самообразованием в кино, чем тем, кто уже работает в индустрии. Спорить не буду, онлайн делает кино доступнее всем. В этом смысле, они молодцы, что так быстро сгруппировались.

Владислав Пастернак, продюсер («Близкие», «Мятный пряник» Андрея Карасова)Владислав Пастернак, продюсер («Близкие», «Мятный пряник» Андрея Карасова): «Пока альтернативы нет, это приемлемый суррогат, несущий важнейшую миссию популяризации»

Онлайн-фестивали не являются кинофестивалями в прямом смысле этого слова. На самом деле, это интерактивное телевещание через интернет.

Однако пока альтернативы нет, это приемлемый суррогат, несущий важнейшую миссию популяризации. Не у всех есть возможность разом съездить на фестивали, собравшиеся в рамках We Are One, о некоторых из них даже профессионалы в лучшем случае читают. Но благодаря проекту We Are One: A Global Film Festival появляется возможность виртуально их посетить и узнать больше о мире кино.

То есть, эта штука нужна, чтобы в дальнейшем, когда жизнь снова начнется, а она непременно начнется, мы — и, главное, зрители! — понимали, что тот или иной фестиваль им знаком, понятен и его программа действительно интересна. Поэтому очень хорошо, что такой проект проходит и что правообладатели представили свои картины. Я отношусь к нему как к рекламе грядущих кинофестивалей и всячески приветствую.

 

А где же в списке ММКФ?

Где же в списке российские международные кинофестивали, в первую очередь ММКФ, который (формально) тоже фестиваль класса «А»? Покажем ли мы наше кино миллиардной аудитории YouTube? Пока президент ММКФ Никита Михалков занят борьбой с Биллом Гейтсом и Владимиром Познером в эфире шоу «Бесогон», это вопрос риторический.

Хотя, кажется, дело не в Михалкове. Как отметила организатор Ирина Шаталова: «Им не пришло в голову приглашать ММКФ или кого-то из России, поскольку наши фестивали не очень котируются в мире и не сильно влияют на глобальный кинопроцесс».

Расписание фестиваля We Are One: A Global Film Festival, проходящего на YouTube с 29 мая по 7 июня.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: кадр из фильма «Рикки Пауэлл: индивидуалист» (2020) / Tribeca Film Festival

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 528
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 418
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2131
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2069
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1075
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1383
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее