Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

Немного истории

Общий план можно считать старейшим элементом киноязыка. На ранних этапах развития кинематограф в принципе мыслился как общеплановый — «делить» человека в кадре, то есть снимать крупные планы или детали, было не просто не принято, а считалось неправильным. К тому же кинематограф сильно зависел от театральной традиции, в русле которой построение целых сцен на статичном общем плане выглядело техникой само собой разумеющейся.

В 1910-е годы кинематограф усложняется — картины становятся продолжительнее, масштабнее и многослойнее, что в свою очередь требует большего разнообразия приемов. Дэвид Уорк Гриффит становится популяризатором крупного плана. И он же по-новому раскрывает возможности общего плана.

Кадр из фильма «Нетерпимость» (1916) / Фото: Triangle Distributing Corporation
Кадр из фильма «Нетерпимость» (1916) / Фото: Triangle Distributing Corporation

В «Рождении нации» (1915), «Нетерпимости» (1916) прием помогает не только показать колоссальные декорации, но и подчеркнуть эпичность действия и грандиозность авторской идеи. В России в то же время с общим планом по-особому работал Евгений Бауэр, одним из первых заявивший о важности продуманной композиции кадра и глубинного мизансценирования.

С популяризацией телевидения в 1950-1960-е годы общий план стал тем инструментом, который помогал привлекать зрителей в кинотеатры. Дабы удержать аудиторию, создатели фильмов делали ставку на зрелищность широкоформатного кино, дающего опыт, который невозможно пережить перед маленьким экраном телевизора. Соответственно и в фильмах того времени (особенно в пеплумах, вестернах, военных боевиках) получает еще более масштабное звучание.

Кадр из фильма «Искатели» (1956) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Искатели» (1956) / Фото: Warner Bros.

В современном кино общий план остается одним из важнейших инструментов художественной выразительности. Причем благодаря технологиям его потенциал продолжает расширяться. Например, в последнее десятилетие распространение получили коптеры, что сделало эффектные полетные панорамы, ранее возможные только с помощью авиации, привычным делом.

 

Виды общих планов в кино

1Обычный общий план (wide shot, long shot, full shot)

Кадр из фильма «Древо жизни» (2010) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Древо жизни» (2010) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Обычный общий план, как правило, предполагает, что герой хорошо различим с головы до ног и при этом дается представление об окружающем его пространстве. Взаимодействие персонажа со средой — важнейший элемент общего плана. Например, в «Древе жизни» (2010) Терренса Малика именно через общий планы, в которых люди взаимодействуют с природой раскрывается представление режиссера о рае.

2Дальний общий план (extreme long shot)

Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) / Фото: New Line Cinema

В этом случае пространство — доминирующий элемент кадра, тогда как герой может быть крошечным и даже едва различимым. Подобные планы представляют среду и зачастую используются как инструмент зрелищности.

Дальние общие планы эффектно передают, например, масштаб батальных эпизодов во «Властелине колец» (2001-2003). Но с их помощью можно подчеркивать и более тонкие состояния. Скажем, в «Марсианине» (2015) бескрайние инопланетные пейзажи, окружающие и как бы поглощающие главного героя, усиливают понимание его одиночества и изоляции.

3Заявочный (адресный) план (establishing shot)

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982) / Фото: Warner Bros.

Если общий план и дальний — это скорее характеристики крупности, то заявочный план — характеристика функции. Обычно он используется в начале фильма или в сцены, чтобы заявить место, время, контекст действия.

С помощью заявочного плана также можно создать необходимую атмосферу, вызвать у зрителя нужное для дальнейшего просмотра настроение. В «Бегущем по лезвию» (1982) Ридли Скотта, открывающие картину заявочные планы сразу дают нам представление о мрачном мире будущего.

Впрочем, заявочный план может служить не только началом, но и завершением. Так Дэвид Финчер завершает «Бойцовский клуб» (1999) как раз на общем плане — герои держатся за руки, наблюдая за разрушающимся городом. Кадр придает финалу элемент открытости — заканчивается одна история, но мы понимаем, что героев ждет другая.

4«Взгляд Бога»

Кадр из фильма «Таксист» (1976) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Таксист» (1976) / Фото: Columbia Pictures

Специфический формат общего плана, когда кадр выстраивается так, что действие зритель видит с верхней точки. Это может быть как просто расположение камеры над сценой (overhead shot, top shot), так и съемка с высоты птичьего полета (bird’s eye shot, aerial shot).

Эффектного ракурса обычно удается добиться с помощью крана, рига, вертолета или коптера. Кадр часто носит метафизический подтекст и используется в сценах, связанных с темой смерти. Например, в «Таксисте» (1976) Мартин Скорсезе намеренно показывает итог кровавой развязки с верхней точки. Другой характерный пример «взгляда Бога» — открывающие панорамы «Сияния» (1980), которые во взаимодействии со звуковым рядом создают напряженную, тревожную, мистическую атмосферу.

 

Что нужно учитывать, снимая общий план

1Чаще всего общие планы снимаются широкой оптикой, однако в зависимости от задач оптика может быть почти любой.

2Для общего плана не столь критична синхронность изображения и звука, благодаря чему подобные кадры можно снимать немым способом.

3 Общий план несет много информации, и потому при его создании исключительную роль играет композиция и мизансцена. Приведем цитату оператора «Сталкера» (1980) Александра Княжинского: «Убежден, что любой общий план может сказать гораздо больше, чем крупный с массой слов. Не текст является главным в кино. Главное — ощущение, мизансцена». В качестве выдающегося примера работы с общим планом оператор приводит снятую длинным кадром сцену объяснения матери и сына из «Долгих проводов» (1971) Киры Муратовой.
 
Сцена из фильма «Долгие проводы» (1971)

4 Общий план способен работать и сам по себе, но в контексте он может играть особое значение. Яркий пример — знаменитая сцена ликвидации краковского гетто из «Списка Шиндлера» (1993). Общие планы страшного действия, на которых выделяется девочка в красном пальто, чередуются с крупными планами Шиндлера. Благодаря такому решению мы как бы видим события глазами героя, переживаем тот же сложный набор эмоций, что и он. В итоге лучше понимаем эволюцию персонажа и мотивировку его дальнейших действий.

Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures

 

Общеплановое кино

Приведем несколько примеров фильмов, основой которых можно назвать именно общие планы.

«Лоуренс Аравийский» (1962)

Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский» (1962) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский» (1962) / Фото: Columbia Pictures

Эпический дух этой картины Дэвида Лина и значение экранизированных событий (война арабов против Османской империи) передаются визуальными средствами, и прежде всего доминированием общих и дальних планов, демонстрирующих бескрайние пространства пустыни. Усиливает эффект еще и то, что снималась лента на 70-мм пленку Super Panavision 70.

«Кояанискатси» (1983)

Кадр из фильма «Кояанискатси» (1983) / Фото: New Cinema
Кадр из фильма «Кояанискатси» (1983) / Фото: New Cinema

Режиссер-документалист Годфри Реджио выработал собственный язык философских кинопоэм. Их основой являются завораживающие общие планы из разных точек мира. Через их монтаж выявляются парадоксы современной цивилизации, восхищающей и ужасающей одновременно.

«Семь» (1995)

Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema

Многочисленные общие планы «Семи» — пример того, как с помощью этого приема можно передать определенную атмосферу, создать нужное настроение. Дэвид Финчер через общие планы и их неуютность от сцены к сцене формирует у аудитории ощущение напряжения, тревоги, обреченности. Что идеально соответствует мрачному сюжету триллера.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: кадр из фильма «Марсианин» (2015) / 20th Century Fox

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 541
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 422
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2144
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2079
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1079
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1384
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее