tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

1Берите за основу не события, а эмоции

Выбирая тему, ориентируйтесь не на сюжет как таковой, а на эмоции, интонацию, настроение. Например, у вас есть воспоминание о том, как вы шли по улице, вдруг начался снег и где-то вдалеке зазвучала красивая музыка. В этот момент вы испытали какие-то особенные чувства. На это воспоминание можно нанизывать конкретные действия. Очень здорово, когда первое чувство яркое, важное для вас. В это состояние полезно возвращаться во время работы, ведь мы часто забываем, что послужило импульсом к созданию истории.

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков / Фото: предостаавлено Леонидом Шмельковым
Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков / Фото: предоставлено Леонидом Шмельковым

Если вы хотите сделать фильм на актуальную тему, можно обратиться к мировому опыту. Сейчас многие фестивали стали доступны в онлайн-формате за небольшую плату. Отсмотрите любую программу, и вы поймете, какие темы в тренде. Но, как правило, люди хотят рассказать свои истории, а не копировать чужие.

Есть несколько общих для всех тем — любовь, смерть, отношения детей и родителей. Эти базовые мотивы можно дополнять индивидуальными переживаниями. Но помните: если тема интересна лично вам, велик шанс, что и другие будут взволнованы ей при просмотре.

 

2Используйте разные анимационные техники

Создавая мультфильм дома, необязательно ограничивать себя только компьютерной анимацией. Например, интересно поработать руками в технике плоской марионетки. Для этого сделайте фигурки персонажей из картона (бумага быстрее деформируется), подвижные части марионетки можно прикрепить с помощью простых скрепок из степлера, предварительно разогнув их. А затем двигайте эту фигурку на плоскости, покадрово фиксируя изменения.

Для съемки подойдет и простой фотоаппарат, и обычный телефон, который необходимо закрепить на небольшом штативе или с помощью селфи-палки. Для телефонов и компьютеров есть непрофессиональная, удобная в использовании программа Stop motion. Другой вариант — программа Dragonframe, которая лучше работает с фотоаппаратами, также достаточно простая в изучении.
 
Мультфильм «Дворник на Луне» (2007)

Кроме марионеток, в домашних условиях можно сделать и пластилиновый мультфильм — как в объемной, так и в плоской технике. Пересмотрите классику «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», обратите внимание, как двигаются фигурки персонажей. Небольшая профессиональная хитрость: работая с пластилином, не забывайте лепить фигурки на каком-то фоне (можно использовать фольгу), чтобы они не прилипали к столу.
 
Мультфильм «Падал прошлогодний снег» (1983)

Есть и более сложный, но очень увлекательный метод съемки. Дома можно сделать небольшой мультипликационный станок, используя несколько небольших стекол. Их нужно поставить друг на друга, отделив какими-то предметами, чтобы между ними образовалось расстояние. Таким образом, у вас получится стол с несколькими слоями.

На первом - двигайте и покадрово снимайте персонажей, на втором разместите фон. Если процесс вам понравится, можно усложнить технику: одновременно двигать персонаж и менять детали фона — например, двигать облака по второму слою, а на третьем расположить рисунок неба. Может быть задействован еще один слой: скажем, поверх персонажа идет дождь или снег.

Стол для съемки мультфильмов / Иллюстрация: Т. Бунимовича
Стол для съемки мультфильмов / Иллюстрация: Т. Бунимовича

Надо помнить, что в анимации прорисовке статичных объектов можно уделить больше времени, а вот движущиеся - часто приходится делать проще, чтобы изменять положения 12 раз в секунду. Анимация — трудоемкий процесс, и если за день вы снимаете всего лишь пять секунд действия, это нормально.

Для своего мультфильма «Мой личный лось» я делал более сложные фоны, хотелось поэкспериментировать. Я купил черную бумагу и голландскую пастель. Фоны получились живописные, а персонажи простые. Этот подход часто можно встретить в полнометражной анимации.
 
Мультфильм «Мой личный лось» (2013)

Для рисования и оживления марионеток можно использовать несколько программ (графический планшет Wacom или iPad, а также профессиональные Adobe Animate и в Adobe After Effects), если вы не хотите создавать персонажей из материалов.

 

3Откажитесь от классических этапов, если какой-то из них вам неинтересен

Есть классическая структура создания мультфильма: написание сценария, создание раскадровки, аниматика, непосредственно анимация персонажей и фонов, запись звука и музыки, монтаж. Такой последовательный подход уместен в студии, когда над мультфильмом трудится целая команда. Подробно расписанные этапы легче передавать от одного художника к другому.

Но если делать мультфильм в одиночку, смело можно отказаться от написания сценария, раскадровки или аниматика, если вы чувствуете, что вам будет не очень интересно над ними работать.
 
Мультфильм «Собачья площадка» (2009)

Важно учитывать продолжительность мультфильма. Сценарий, сториборд (раскадровка) и аниматик (черновой сценарий фильма) нужны, если вы делаете историю больше трех минут. Я иногда не пишу сценарий или не делаю раскадровку, а сразу начинаю работать над аниматиком. Он может быть очень подробным — черновой фильм со звуком, который в финале прорабатывается детально и корректируется на монтаже. Своих студентов я прошу приносить идеи мультфильмов в виде краткого синопсиса и нескольких картинок.

Надо помнить, что анимация — визуальное искусство, поэтому важнее увидеть концепт, а не прочитать описание. Если вы уже придумали историю или небольшую часть сюжета, сразу зарисуйте ее. Когда речь идет о коротком фильме, сюжет легко удержать в голове и сразу начать работать, иначе есть опасность застрять в подготовительном процессе.

 

4Запишите живые звуки

Большой архив звуков собран на сайте Freesound.org. Там можно найти как самые обычные звуки вроде лая собаки, стука в дверь, так и музыкальные композиции, подходящие под настроение сцены. Например, вам нужна драматическая композиция для какого-то момента. Просто набирайте в поиске «dramatic music» и выбирайте из предложенного списка ту мелодию, которая находится в public domain (свободном доступе).

Конечно, если вы делаете мультфильм исключительно для себя, не планируя выкладывать его в социальные сети, можете использовать любые известные песни. Но если хотите выложить в YouTube, лучше использовать что-то из библиотеки доступных мелодий. В программе iMovie также есть библиотека звуков.
 
Мультфильм  «Прыг-скок» (2012)

Звуки в мультфильмах делятся на синхронные (речь и звуки, связанные с движениями персонажа) и внешние фоновые (порывы ветра, шелест листвы, хруст снега). Совсем необязательно использовать шаблоны из архивов. Оригинальным решением может стать самостоятельная запись звуков.

Я часто кое-что записываю на микрофон. Предположим, персонаж в сцене упал — я просто ударяю пальцем по столу. А если нужно издать какой-то звук за героя, я записываю свой голос и пропускаю его через фильтры, придавая ему разные интонации. Это очень веселый процесс.

 

5Выберите удобную программу для монтажа

Монтаж мультфильма очень зависит от анимационной техники. Если вы работаете в перекладке, то обычно много времени уходит на подготовку марионетки, фона. Накладывать изображение персонажа на прозрачном фоне на непосредственно фон удобно в Adobe After Effects. При этом и в Adobe Animate, и в Adobe After Effects есть система слоев, позволяющая нарисовать фон и совместить его с персонажем.

В App Store есть удобная непрофессиональная программа Procreate. Она не такая дорогая, как пакет Adobe. Там есть возможность рисовать каждый кадр отдельным инструментом.
 
Мультфильм  «Очень одинокий петух» (2015)

После того, как фоны и ваши герои соединены в одно изображение, получаются короткие видео со сценами. Я выгружаю их, добавляю звуки и собираю в единый файл в монтажных программах. В первую очередь это профессиональные Adobe Premiere и Final Cut. Хотя в последнее время я использую даже непрофессиональную iMovie, которая входит в набор стандартных программ App Store.

 

6Покажите готовый мультфильм зрителям

Считается, что произведение оживает, когда встречается со зрителем. Можно пойти по более сложному пути: отправить работу на фестивали, многие из которых бесплатные или берут за участие небольшие суммы. На сайте Festagent, собраны все фестивали мира по датам и жанрам.

Но лучше всего начать с социальных сетей, попросить друзей и знакомых посмотреть и поделиться вашим мультфильмом. YouTube — классный ресурс, который позволяет зрителям увидеть продукт, и даже получить прибыль. Очень сложно предсказать, что вызовет интерес, а что пройдет незамеченным. Но все-таки стоит думать не только о признании, но и просто получать удовольствие от процесса.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Обложка: режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков / Фото: предоставлено Леонидом Шмельковым 
 

Комментарии

Комментариев: 1

Где взять фильтры для изменения голоса? Может, кто-то подскажет? Заранее спасибо!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1545
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1501
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4641
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5495
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее