tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Приемы: Ритм

Разбираемся в принципах создания визуального ритма: почему надо использовать правило третей, диагоналей и перспективу, как работать со статичными и движущимися объектами в кадре и зачем чередовать фрагментарные и непрерывные события

Ритм как композиционный прием

Правильная композиция играет первостепенную роль во всех визуальных искусствах. От умения грамотно расположить объекты при написании картины, построении кадра в фотографии и съемке кино зависит передача смысла произведения. Одним из самых важных и одновременно незаметных композиционных приемов является ритм.

Кадр из фильма «Толпа» (1928)/ Фото: MGM
Кадр из фильма «Толпа» (1928)/ Фото: MGM

Ритм — это последовательное чередование объектов в определенном темпе. Ритмичные композиции привлекают больше внимания, так как связаны с психофизикой нашего восприятия. Зритель интуитивно улавливает сходства между объектами, повторение, чередование, а также темп и увеличение или уменьшение количественного ряда в изображении. С помощью ритма легко расставить акценты в действии, привлечь внимание к значимым объектам и событиям, усилить визуальный эффект других приемов (диагонали, перспективы, правила третей).

 

Виды ритма

Ритм может быть:
  • простым (равномерным, статичным),
  • сложным (неравномерным, динамичным).
В первом случае объекты в композиции повторяются через одинаковые промежутки времени/расстояния, а во втором — сами объекты и промежутки повторения могут различаться.

Например, на одном снимке американского фотографа Юджина Смита мало движения, а композиция линейная, равномерная. Ритм здесь передан за счет перспективы печных труб и развешанного белья на переднем плане.

Фото: W. Eugene Smith 
Фото: W. Eugene Smith 

На другой фотографии широкая дорога с движущимися машинами. Ритм этого снимка сложный, динамичный. Несмотря на повторяющиеся элементы, расстояния между ними неодинаковы, перспектива улицы неотчетливо заметна, а главным становится человек, переходящий шоссе в неположенном месте. Впечатление от этой нелинейной композиции усиливает также передний план — судя по всему, решетка в расфокусе и нагромождение зданий в правом углу.

Фото: W. Eugene Smith 
Фото: W. Eugene Smith 

Равномерный ритм более предсказуем, неконтрастен и неинтенсивен. Неравномерность увеличивает ритмический контраст и создает сильную визуальную динамику.

 

Параметры ритма

Ритм — довольно сложный прием, поскольку его присутствие в кадре не всегда очевидно. Наиболее выразителен звуковой ритм: в музыкальной композиции ритмичность заметна даже непрофессионалу. На деле же ритм мы можем воспринимать несколькими способами: слышать, видеть и чувствовать. Интенсивность восприятия зависит от трех параметров: чередования, повторения и темпа.

Фото: Ernst Haas
Фото: Ernst Haas

Ритм появляется, когда есть чередование элементов. Например, за каждым стуком музыкального метронома следует короткий момент тишины. Повторение чередующихся звуков и тишины с определенным темпом (скоростью) создает ритм.

Визуальный ритм зависит от этих же параметров. К примеру, на снимках фотографа Эрнста Хааса отчетливо видно, как объекты, расположенные с одинаковыми промежутками в определенной последовательности, создают ритмичный рисунок.

Фото: Ernst Haas
Фото: Ernst Haas

 

Ритм в кино

Мы привыкли, что в любом фильме есть музыкальное сопровождение, благодаря которому легче соотносить движения актеров с их репликами, чувствовать настроение сцены. Во времена немого кино, оркестры исполняли музыку на протяжении показа фильма, чтобы движения актеров и их взаимодействие были наполнены ритмом, и зритель легче понимал происходящее.

Не менее важен в кино и визуальный ритм. Как в фотографии, он тесно связан с использованием других композиционных приемов: перспективой, диагоналями, линиями третей. В сочетании с этими приемами визуальный ритм в кино можно выстраивать с помощью статичных и движущихся объектов, а также монтажа.

 

1Ритм статичных объектов

Когда мы анализируем неподвижные объекты в кадре, внимание привлекают линии и формы. В простом кадре, где нет лишних деталей, такие линии легко читаемы. Однако в зависимости от расположения объекта относительно границ кадра и наличия дополнительных линий и элементов, ритм может быть более и менее заметным.

В кадре из фильма «Моя левая нога» (1989) Дэниел Дэй-Льюис снят крупным планом, вокруг его лица нет элементов, привлекающих внимание. Здесь есть чередование, потому что кадр визуально можно поделить больше, чем на один участок, и фактически использован лишь один заметный прием — правило третей. Ритм этого кадра медленный, несколько неравномерный. Если бы актер был расположен посередине, ритм был бы медленным и равномерным.

Кадр из фильма «Моя левая нога» (1989) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Моя левая нога» (1989) / Фото: Miramax

Во втором кадре из этого фильма взаимодействуют два актера. Здесь также соблюдено правило третей, кроме того их лица расположены по линии диагонали. Ритм умеренный и неравномерный. Если расположить актеров ровно, без использования приема диагонали, ритм станет умеренным и равномерным.

Кадр из фильма «Моя левая нога» (1989)
Кадр из фильма «Моя левая нога» (1989)

В третьем кадре организация экранного пространства сложнее: в композиции задействовано несколько людей, главные герои на первом плане, соответственно, ритм становится быстрым и неравномерным.

Кадр из фильма «Моя левая нога» (1989)
Кадр из фильма «Моя левая нога» (1989)
 

2Ритм движущихся объектов

Конечно, ставить каждую сцену фильма на паузу для того, чтобы разобрать кадр на составляющие и определить ритм — нестандартное занятие. Мы оцениваем кино в динамике, потому что актеры постоянно двигаются относительно границ кадра, окружающих объектов и друг друга, а камера может усиливать впечатление от этого движения.

Есть два типа ритма движущихся объектов: основной (двигается весь объект) и вторичный (двигаются части объекта).

Для создания основного ритма объект может входить и выходить из кадра, двигаться впереди, позади или вокруг другого объекта, чередовать движение и остановки, менять направление движения. Многие сцены фильма «Затмение» (1962) построены на постоянном движении актеров.

При минимальном количестве объектов в кадре и довольно простой обстановке ритм чувствуется в каждом кадре, потому что герои не стоят или сидят на месте во время диалога, а перемещаются относительно друг друга, свободно входят и выходят из поля зрения камеры. Благодаря такому подходу даже самый обычный диалог наполняется внутренним ритмом, а в сочетании с другими заметными приемами (работа со светом и тенью, съемка через предметы, изменение ракурса) динамика возрастает.
 
Сцена из фильма «Затмение» (1962)

Возможностей создания вторичного ритма несколько меньше — как правило, движутся руки или ноги актера, либо какие-то элементы его одежды. Так, финальная сцена фильма «Ночь» (1961) обладает очень спокойным ритмом. В середине эпизода есть несколько минут, когда герои почти не двигаются. Эту сцену можно назвать ритмичной только из-за постоянной смены ракурсов и планов: то актеры сняты фронтально, то со спины, то сбоку, то крупно, то средним планом.
 
Сцена из фильма «Ночь» (1961)

 

3Монтажный ритм

Наиболее очевидный для зрителя ритм в кино создается с помощью монтажа. Основными параметрами в этом процессе являются скорость, контраст и сходство. Если время между монтируемыми кадрами увеличивается, зритель перестает замечать монтажный темп.

Фактически медленный темп может восприниматься как отсутствие темпа, так как зрителю трудно почувствовать скорость, если кадры длятся больше десяти секунд каждый. Соответственно, чем быстрее кадры сменяют друг друга и чем больше между ними разница в визуальном плане, тем ритмичнее становится любая сцена.
 
Сцена из фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004)

В сцене «Вечного сияния чистого разума» (2004), где Джоэл безуспешно пытается спрятать в воспоминаниях свою любимую Клементину, ритм чувствуется не только из-за частых монтажных склеек, но и благодаря контрасту между фрагментами: они то темные, то светлые, то чуть короче, то длиннее.

В создании ритма с помощью монтажа важно учитывать метод съемки. Событие в фильме может быть снято непрерывно, одним кадром или фрагментарно, с разных точек (общий, средний, крупный планы). Непрерывную и фрагментарную съемки часто используют попеременно.

Во-первых, частая смена кадров будет более выразительной, если ей предшествует непрерывная сцена. А во-вторых, так достигается визуальное разнообразие, ведь достаточно трудно построить двухчасовой фильм только на быстром или на медленном темпе.
 
Сцена из фильма «Древо жизни» (2010)

Двухминутный эпизод в фильме «Древо жизни» (2010) рассказывает нам историю любви и создания семьи через короткие фрагменты: общие и крупные планы актеров, детали, кадры природы.

Каждое событие может быть снято непрерывно или фрагментарно. Но нельзя забывать, что в непрерывном событии визуальный ритм должен быть создан непосредственно во время съемки, так как изменить его во время монтажа не получится.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: кадр  из фильма «Древо жизни» (2010) / 20th Century Fox

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Сталкер»

Начиная «Сталкера», Андрей Тарковский думал быстро сделать приключенческую фантастику. Но в итоге картина заняла три года, трижды переснималась, став самым мучительным в производстве фильмом режиссера. И, по его же мнению, самым лучшим. К 40-летию картины разбираемся, как так получилось

19 мая 30851
Практика

Как это снято: «Сияние»

На «Сиянии» Стэнли Кубрик поставил мировой рекорд дублей, впервые использовал Steadicam, пролил сотни литров крови и сжег декорации. Как создавался один из самых спорных и загадочных хорроров в истории кино?

22 мая 5795
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 4730
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

21 мая 2789
Практика

Приемы: Ритм

Разбираемся в принципах создания визуального ритма: почему надо использовать правило третей, диагоналей и перспективу, как работать со статичными и движущимися объектами в кадре и зачем чередовать фрагментарные и непрерывные события

18 мая 2311
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее