Практика

Правила съемки экстремального спорта

10 советов от фильммейкера Артема Савицкого: как поймать нужный момент, почему важно записывать идеи и какое оборудование выбрать

1Позаботьтесь о своей безопасности

Съемка с атлетом Red Bull Павлом Алехиным, Казахстан 2018 / Фото: предоставлено Артемом Савицким
Съемка с атлетом Red Bull Павлом Алехиным, Казахстан, 2018 / Фото: предоставлено Артемом Савицким

Наверняка вам знаком момент, когда что-то шло не по плану и вы были на грани, когда вся жизнь пролетала перед глазами и вы давали себе кучу обещаний. Мне лично везло не раз: когда камень пролетал в сантиметрах мимо лица из-под колеса дрифтующей машины на скорости более 200 км/ч или когда удавалось избежать жесткого удара о риф, попав в плен течения и оказавшись в месте закрывающейся 6 метровой волны.

Экстремальные съемки — это, прежде всего, риск для спортсмена, но бывает из-за ограниченности бюджета или других обстоятельств оператору приходится рисковать не меньше. Важно помнить, что жизнь всего одна.

Трезво оценивайте, стоит ли этот кадр таких рисков. Если риска не избежать, то максимально обеспечьте себя средствами защиты. Например, при съемке серфинга в воде поможет специальный шлем и гидрокостюм с утолщениями, который поднимет вас на поверхность, если что-то пойдет не по плану.

Для оптики есть защитные фильтры, которые спасут объектив, если камень прилетит четко в объектив. По опыту скажу — ремонтировать оптику дорого. И не стесняйтесь говорить продюсеру, если вам что-то нужно, ведь рискуете вы, а не он.

 

2Тренируйтесь, отрабатывайте навыки

Фристайлбайк шоу, Санкт Перетрбург 2019 / Фото: предоставлено Артемом Савицким
Фристайлбайк шоу, Санкт Перетрбург, 2019 / Фото: предоставлено Артемом Савицким

Управляя авто, педаль газа вы нажимаете вслепую, до такого автоматизма нужно довести моторику — менять настройки, использовать стедикам, попадать в фокус. Со стороны это выглядит глупо, но только поначалу. Надо мной много смеялись, когда я учился делать необычные проводки на стедикам.

Если вам кажется, что вы уже достигли максимума, полистайте YouTube — всегда найдется тот, кто лучше вас. Инвестировать время в обучение и практику нужно всегда.

Мне очень нравится цитата Коби Брайанта: «Усердная работа перевешивает талант, всегда». И это действительно так. Я лично знаю несколько примеров, когда начинающие фотографы, снимающие спорт, своим усердием прокладывали себе дорогу, порой оставляя позади более талантливых коллег.

 

3Думайте нелинейно

Masters of Dirt Австрия, 2019

Движение всегда больше цепляет взгляд, чем статика. Безумно важно наблюдать за каждым видом спорта, стараться понять физику движений. На съемках шоу Masters of Dirt в Австрии, мне довелось впервые увидеть FMX-трюк flip tsunami. Во время трюка происходит сильное изменение движения в разных плоскостях, райдер на небольшой промежуток времени отталкивает от себя мотоцикл, находясь во вращении backflip, и затем доворачивается, чтобы снова оказаться на мотоцикле перед приземлением. Поэтому приходилось подгадать момент и быстро отзумливаться от объекта, чтобы не порезать одну из важных частей тела.

Для каждого трюка проводка камеры особенная, с учетом физики трюка.

Например, в BMX, делая front flip, райдер сильнее выдергивает корпус вверх, а затем проваливается под себя, в серфинге при сильном катбеке скорость сильно гасится и серфер спускается вниз волны. Понимание трюков поможет предугадать, что планирует сделать райдер, тем самым движение в кадре будет красивое, композиция выдержанная, а кинематографичность вырастет.

 

4Задавайте вопросы спортсменам

Съемка с Дмитрием Мусэрским 2019 / Фото: предоставлено Артемом Савицким
Съемка с Дмитрием Мусэрским, 2019 / Фото: предоставлено Артемом Савицким

Неважно, насколько хорошо вы знаете тот или иной вид спорта, насколько титулованный перед вами спортсмен или насколько детально вы подготовились в предпродакшне — всегда есть что-то, что вы не учли. Зачастую люди боятся спросить, что порождает воронку недопонимания, которая постепенно уводит ваш проект в совершенно другое направление.

Вопросы могут быть разные. Например:
  • Какой набор трюков планирует выполнять райдер?
  • Где будет рисковать?
  • Какие ракурсы подходят под трюк?

Прорайдеры миллион раз работали с разными продакшнами и имеют свой стиль, показать который — ваша общая задача.

Атлетам всегда нужен контент. Всегда! У них есть спонсоры, перед которыми у них обязательства по созданию контента. Снимая атлетов, вы даете им возможность отработать технику и устранить ошибки, которые со временем могли привести к травмам.

Видео — это как взгляд со стороны, оно помогает улучшить стиль и всегда вдохновляет. Для начинающих атлетов, контент — это возможность найти спонсоров. Тут все просто: вы нужны им, а вам нужны они.

 

5Делайте выводы не только из ошибок

«Реактивный спуск» с Романом Репиловым, 2018

В самом начале своего пути я осознал, ошибки — это здорово. Это означает, что вы пробуете, а значит — учитесь. На мой взгляд, также важно анализировать и успех. Каждый раз, когда вы превзошли не только ожидания окружающих, но и свои — подумайте, что в этот раз вы сделали по другому.

Еще здорово помогает критика, попробуйте устраивать предпросмотр черновика видео. Это хорошая практика для понимания, что нужно доработать. Лучше показать его не только друзьям, но и критикам с чувством стиля отличным от вашего. Так расширяется перспектива собственного видения.

 

6Учитесь в правильной среде

Тихий океан, глубина 25м, 2020 / Фото: предоставлено Артемом Савицким
Тихий океан, глубина 25 м, 2020 / Фото: предоставлено Артемом Савицким

Сложно стать лучшим, если ты один. Окружающая среда всегда подпитывает. Другими словами, поместите себя в катализатор индустрии. Хотите освоить съемку автоспорта — вперед на трек, выставки, спортивные автоивенты. Хотите научиться кататься фолоу — в горах для вас много возможностей. Еще лучше, если вы сможете устроиться помощником фотографа или оператора и рвануть с ним в самое пекло. В правильной атмосфере развитие не заставит себя долго ждать.

 

7Кайфуйте

«В поисках Идеального спота» 2019 / Фото: предоставлено Артемом Савицким
В поисках идеального спота, 2019 / Фото: предоставлено Артемом Савицким

Профессионалы экстремальных видов спорта осознанно выбрали свое дело. Для них важны не награды, хотя это немалая часть, важно удовольствие, момент, кайф. Поставить трюк, который никто в мире до этого не делал, проскользить по свежему паудеру, проехать в трубе, когда над тобой пролетают тонны воды — вот, что их вдохновляет и мотивирует, заставляя их сердце биться чаще. Это работа, это огромный труд.

Порой нужно сделать сотни тысяч попыток, чтобы отработать трюк. Если вы не получаете удовольствия от происходящего, никакая техника вам не поможет. Подумайте, чего вы ждете больше, чем отпуска, и что заставляет испытывать настоящий кайф. Для меня — это помочь запечатлеть историю, как отважные ребята совершают невозможное.

 

8Используйте только подходящее оборудование

Фото: предоставлено Артемом Савицким
Фото: предоставлено Артемом Савицким

Фокус, стабилизация, размеры камеры, количество кадров в секунду — все эти моменты являются наиболее важными для меня при съемке экстрима.

Хорошая система автофокусировки сильно упрощает съемку, позволяя уделить внимание композиции и лучше продумать движение камеры.

Стабилизация нужна не всегда. «Живая» камера создает больше волнения и обеспечивает эффект присутствия. Она незаменима при съемке авто-/мотоспорта, где чрезмерная динамика может отвлечь от основного действия.

Размер камеры позволяет использовать более сложные ракурсы и меньше уставать физически, ведь съемка экстрима — это тот еще спорт. Большое количество кадров в секунду (больше 100) помогает показать самую красивую фазу трюка и действительно прочувствовать происходящее с перспективы райдера. Ведь у каждого был момент, когда время замирало.

 

9Записывайте идеи

Владивосток 2017 / Фото: предоставлено Артемом Савицким
Владивосток, 2017 / Фото: предоставлено Артемом Савицким

Экстремальный мир, особенно международный, довольно плотно заполнен необычными сюжетами и уникальной стилистикой. Сейчас сложно уже чем-то удивить. Поэтому одно из основных правил — это записывать идеи. Особое световое решение, необычный переход, редкий ракурс и даже уникальная локация — это может быть что угодно. Хотя иногда идеи приходили в душе, во время плавания, за рулем мотоцикла, другими словами — в самый неподходящий момент.

Я всегда их записываю, а потом думаю, кому они подойдут по стилю, что из этого может получиться. Идеи порождают вдохновение. У меня уже скопилось много заметок. Какие-то требуют бюджетов, какие-то написаны под определенных людей.

И чем больше заметок, тем больше у вас гибкости и возможности произвести впечатление, блеснуть на встречах с потенциальным клиентом своими наработками оригинальных идей и концепций.

 

10Кормите свое любопытство

Исландия, Место съемок, Звездные войны, 2019 / Фото: предоставлено Артемом Савицким
Исландия, 2019 / Фото: предоставлено Артемом Савицким

Качественные фильмы улучшают чувство стиля, вдохновляют и образовывают. Это могут быть работы совершенно разных жанров: от нуара до современных сериалов. Но нужно быть избирательным к потребляемому контенту.

У меня есть папка со скриншотами из фильмов и роликов, я помню каждый из них, настолько сильно они меня потрясли. Я всегда к ней обращаюсь, когда внутреннее творчество немного угасает и нужно вдохновение.
 
 
Артем Савицкий

Фильммейкер и фотограф экстремальных видов спорта. Работает с ведущими атлетами России и Олимпийскими спортсменами.

SONY RX-профессионал. Сотрудничает с брендами: Toyota, Red Bull, Tinkoff bank, Tele2, Sony, Element, Bosh.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: во время съемок / Фото: предоставлено Артемом Савицким

Комментарии

Комментариев: 2

Было бы здорово, если бы вы давали ссылки на соцсети героев таких публикаций.
Yoki Colorography
instagram.com/asavitckii_a/

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1807
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 978
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2992
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 3065
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1378
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1672
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее