
30 фильмов, которые вдохновляют заниматься кино
Когда отменяются съемки, фестивали и релизы, важно помнить, почему мы вообще решили заняться кино. Шесть кинематографистов делятся фильмами, которые определили их творческий путь
- 22 апреля 2020
- 8276
- Петр Скопин
1«Афоня» (Георгий Данелия, 1975)

Кадр из фильма «Афоня» (1975) / Фото: «Мосфильм»
«Афоню» у нас показывали в летнем кинотеатре, мой отец тогда сидел в колонии, а я смотрел на экран и, когда весь зал хохотал, почему-то грустил. Афанасий Борщов был мне таким же родным человеком как, наверное, все персонажи Данелии, в основном несчастные.
2«Жестокий романс» (Эльдар Рязанов, 1984)

Кадр из фильма «Жестокий романс» (1984) / Фото: «Мосфильм»
Я смотрел этот фильм на теплоходе, плывущем по Волге из Астрахани. В «Жестоком романсе» тоже часто мелькают теплоходы и пристань, герои Островского кажутся соседями по каюте и каждого, несмотря на выпирающие недостатки, можно понять и простить.
Причина, конечно же, не в совпадении атмосферы: Эльдар Рязанов умел передать глубину характера. Даже если это совсем нелепый, эпизодический персонаж, он все равно был показан с сочувствием.
3«Молчание ягнят» (Джонатан Демме, 1990)
Трейлер фильма «Молчание ягнят» (1990)Посмотрел накануне самого сложного экзамена, по анатомии, не успев выучить только строение руки (она мне и досталась, конечно). Сначала я думал, что посмотрю первые десять минут и вернусь к атласу, но в итоге досмотрел до конца. Весь следующий день думал только о фильме, не сильно расстроившись по поводу низкой оценки. Мироздание в который раз напоминало мне о неправильном выборе учебного заведения, но я снова не заметил этот знак.
4«Ночной портье» (Лилиана Кавани, 1973)
Сцена из фильма «Ночной портье» (1973)Смотрел этот фильм в эпоху закрытых кинотеатров, в подпольном видеосалоне тогда еще города Горького. Это был рабочий Автозаводский район, где показывали преимущественно боевики и ужасы.
Название «Ночной портье» собрало полный зал: все ждали ужасы, но увидели то, к чему не были готовы. Мы долго не расходились после сеанса, не всем хватало словарного запаса, чтобы выразить эмоции, но что они были зашкаливающими, я хорошо запомнил. С того дня я верю, что настоящее кино способно изменить человека, даже если до этого он потреблял полный шлак.
5«Быть Джоном Малковичем» (Спайк Джонс, 1999)
Сцена из фильма «Быть Джоном Малковичем» (1999)Конечно, сильнее хочется признаться в любви к «Адаптации», но именно «Быть Джоном Малковичем» по сценарию Чарли Кауфмана стал моим любимым аргументом в спорах со сценаристами, привыкшими воровать чужие истории («все написано до нас»). Кауфман создал оригинальный сюжет, показал, как внести в сценарий вторую производную и отменил почти все опостылевшие триады.
Обложка: кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991) / Orion Pictures
Комментарии