Обзоры

Современные форматы ТВ и новые технологии его просмотра

В Москве прошла очередная Международная выставка CSTB, и впервые в её логотипе можно увидеть дополнительную подпись: «Telecom & media». Это форум, которому был посвящён весь второй день смотра

  • 30 января 2015
  • 910
Родион Чемонин

Количество докладчиков, которые, быстро сменяя друг друга, выступали одновременно в нескольких залах выставочного центра «Крокус Экспо», превышало пятьдесят человек. Конечно, услышать все доклады и увидеть все презентации не представлялось никакой возможности, но мы выделили несколько интересных, по нашему мнению, тем, в которых нетрудно уловить главные тенденции развития телевизионных технологий.

Виталий Шуб / Фото: Наталья Беляева
Виталий Шуб / Фото: Наталья Беляева

Тон задал советник президента «ТрансТелеКом» Виталий Шуб, который перед началом своего выступления о мобильных мультимедиа-технологиях задал сам себе вопрос: «Что творится в мире?» И тут же ответил: «Мы можем быть спокойны за наш мир. В нём всё хорошо. Бурное развитие технологий, старты новых проектов привели к тому, что телевидение высокой четкости превышает возможности провайдеров. На рынке по-прежнему работает смесь из CATV, DVB-C и IPTV. Абоненты по-прежнему могут и хотят платить за все три эти технологии. Цифровое ТВ выросло в глобальную тенденцию, UHD 4K шагает по планете. ОТТ в расцвете. В Штатах идёт бой между традиционными кабельными ТВ и новыми технологиями (пример: Netflix), который уже дошёл до президента США».
 
«Цифровое ТВ выросло в глобальную тенденцию, UHD 4K шагает по планете. ОТТ в расцвете. В Штатах идёт бой между традиционными кабельными ТВ и новыми технологиями (пример: Netflix), который уже дошёл до президента США». Виталий Шуб, советник президента «ТрансТелеКом».

Таким образом, Шуб практически обозначил границы того, что стало темами для обсуждений в течение дня. Он также отметил характерную особенность российского рынка, в котором все как один бездумно скупают 4K-телевизоры, не отдавая себе отчёт в том, что у нас мало каналов, позволяющих просмотр в таком качестве. Не все понимают, что чем больше монитор, тем виднее пискелизация.

Тоби Финч / Фото: Наталья Беляева
Тоби Финч / Фото: Наталья Беляева

О новых форматах подробно рассказал директор по работе с ключевыми клиентами компании Ericsson Тоби Финч. Он обратил внимание слушателей на формат UHD – «Ультра HD». Если вы думаете, что на смену 4K придёт формат высокоэффективного сжатия видеоданных (HEVC), то отчасти это так, но господин Финч уверен, что будущее за UHD (точнее: 4K UHDTV), который позволяет смотреть видео с несколькими, ранее невозможными для просмотра функциями. Например, высокий динамический диапазон (HDR), который благодаря широкой цветовой гамме позволяет показывать небо настолько ярким, что мы сможем увидеть его блики на футбольном поле. UHD также может показывать видео, снятое с помощью HFR, что особенно важно для спортивных передач.
 
Если вы думаете, что на смену 4K придёт формат высокоэффективного сжатия видеоданных (HEVC), то отчасти это так, но господин Финч уверен, что будущее за UHD (точнее: 4K UHDTV).

Ведущий менеджер Huawei Александр Черняев в своём выступлении о монетизации видеосервисов коснулся темы, как выбор формата работает в российских VoD-платформах: «Есть внешний провайдер, который работает со зрителем, есть внутренний провайдер, который доставляет информацию. Все занимаются своим делом, все довольны». Как осуществляется кооперация с внешним провайдером? Абонент заказывает фильм, ему дают SD-качество, и появляется вопрос (условно): «Не хотите ли HD?» – и показывает фрагмент фильма в HD-качестве.

Александр Черняев / Фото: Наталья Беляева
Александр Черняев / Фото: Наталья Беляева

О новых технологиях просмотра подробно рассказали руководитель направления цифровых медиа компании CTI Григорий Кузин и руководитель направления мобильных и коннектед платформ ЗАО «Инвентос» Дмитрий Берсенев.

Григорий Кузин выступил с докладом о применении OTT-технологии и новых возможностях мобильных приложений на примере спортивного вещания. Этот сегмент, как никакой другой, иллюстрирует популярность мобильных приложений и перспективы «второго экрана». Например, на футбольном матче между «Реалом» и «Манчестером» пользовались смартфонами более 21 тысячи болельщиков на трибунах. И эта цифра не включает огромное количество пользователей, которые смотрели матч на мобильных приложениях или смарт-ТВ. «Другой кейс – это чемпионат мира по боевым искусствам, который проходил в Филиппинах, где предоставлялся сервис всем владельцам смартфонов вне зависимости от их местонахождения. Им пользовались около 500 тысяч человек, причём по-разному: кто-то смотрел с его помощью прямую трансляцию за деньги, кто-то за рекламу». Это доказывает то, что OTT-сервисы всё глубже интегрированы в самые разные сферы показа видеоконтента.

руководитель направления цифровых медиа компании CTI Григорий Кузин
Григорий Кузин / Фото: Наталья Беляева

Если говорить о сериалах, шоу, то здесь зрители склоняются к просмотру не линейного вещания, а отложенного просмотра или по запросу. Например, многие предпочитают смотреть не по одному эпизоду в день, а в течении выходных посмотреть 5-7 эпизодов сразу. «Спорт же относится к тому контенту, который смотрят именно сейчас в прямом эфире. Человеку неинтересно смотреть повтор, даже если он не знает счёт. Само по себе решение погуглить и узнать счёт уже относится к режиму отложенного просмотра», – рассказывает представитель CTI.
 
Как установили американские аналитики, 80% жителей США хотели бы пользоваться приложением, позволяющим бесплатно смотреть популярные в Северной Америке виды спорта. Остальные 20% готовы за них платить.

Компания Sisco предоставляет сервис Sisco StadiumVision американским зрителям, пришедшим на стадион. Эта функция уже действует на 60 крупнейших спортивных площадок на всём континенте. Она предлагает болельщикам, имеющим абонемент на посещение стадиона, но по каким-то обстоятельствам не присутствующих на игре, так называемое «виртуальное присутствие». Последняя функция даёт ощущение полноценного присутствия на стадионе, а также тем, кто находится на трибунах, выбирать ракурс просмотра.

Sisco StadiumVision
Cервис Sisco StadiumVision

Что даёт сервис зрителю на стадионе? Он предоставляет дополнительные возможности, например, информацию об игроках или статистику игры. «Внедрение подобных сервисов решают самую главную для стадионов задачу: повышение посещаемости, а также рост капитализации. Так, после появления подобного сервиса ряд стадионов увеличил свою капитализацию в 2,5 раза. Плюс к этому, видеосервисы помогают продавать билеты и организовывать мерчандайзинг», – обобщил своё выступление Кузин.
 
Один из примеров этого виджета: когда на основном экране герою сериала приходит СМС, зритель получает то же сообщение на свой смартфон.

Дмитрий Берсенев в своём выступлении заявил: «Система смотрения телеконтента движется в сторону использования виджетов и прочих примет модернизации телепросмотра». Он особо выделил, как пример, опыт «второго экрана», который активно использовался в продвижении сериала СТС «Молодёжка».

Что такое второй экран? Это, по сути, устройство, помогающее зрителю более внимательно следить за сюжетом, а также монетизировать контент. Огромная популярность сериала «Молодёжка» в какой-то мере обязана системе второго экрана. Один из примеров этого виджета: когда на основном экране герою сериала приходит СМС, зритель получает то же сообщение на свой смартфон. Или интерактивные «предсказания», когда через приложение устраивается нечто вроде голосования: что сделает тот или иной герой в непростой ситуации.

руководитель направления мобильных и коннектед платформ ЗАО «Инвентос» Дмитрий Берсенев
Дмитрий Берсенев / Фото: Наталья Беляева

Таким образом, всё самое интересное, что происходит на экране, выносится за рамки первого экрана и погружает зрителя в сериал. Это мотивирует целевую аудиторию возвращаться к просмотру. Компания-разработчик получила сотни тысяч пользователей, которые каждый вечер включали приложение, чтобы посмотреть новую серию, и десятки миллионов запросов в сутки на платформу для распознавания. Смотрит зритель сериал или нет, распознаётся по звуку. Это стало объектом для претензий: мол, приложение прослушивает зрителей, но это не так. Второй экран работает по звуковым меткам. Это, кстати, помогло каналу увеличить монетизацию сериала, потому что приложение улавливало, что сериал смотрят не во время эфира.
 
«Мы решили, что то, что касается программного обеспечения и других основных моментов, мы делаем сами». Алексей Шумнов, заместителя генерального директора компании Rutube.

Стоит завершить обзор наиболее интересных, с нашей точки зрения, лекций на CSTB'2015. Telecom & Media рассказом о выступлении Алексея Шумнова, заместителя генерального директора компании Rutube. В рассказе о компании он затронул и «высокое» (популярность просмотра видео в интернете), и «низкое» (технологии, которые позволяют монетизировать сервис в наше непростое время).

Доклад Алексея Шумнова / Фото: Наталья Беляева
Доклад Алексея Шумнова / Фото: Наталья Беляева

По словам Шумнова, Rutube – самый большой видеосервис в России, ежемесячно предоставляющий 500 млн роликов. В 4 квартале 2014 года каждый вечер 250 тысяч пользователей заходили на Rutube, что практически равно небольшому телеканалу. Популярность видеосервиса заключается ещё и в том, что его платформа используется повсеместно в русском рунете: от соцсетей до частных сайтов. Так же на платформе Rutube находятся проект now.ru и платный продукт «НТВ+».

«С одной стороны, нас смотрят больше, с другой – падает рекламный рынок. Расходы растут. Мы решили, что то, что касается программного обеспечения и других основных моментов, мы делаем сами», – подвёл внимание слушателей к теме кризиса Алексей Шумнов. Он рассказал «рецепт выживания» Rutube. Сервис закупает как можно меньше оборудования и только самое нужное, причём, если купили, то оно должно работать по полной программе, без простоев. Всё остальное – от ПО до плееров – необходимо делать своими руками. Есть соблазн купить пиратский софт, но лучше этого не совершать, проще всё сделать самим или накопить на легальный – такой совет дал представителям региональных компаний и маленьких видеосервисов замгендиректора Rutube.
 
CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева

CSTB. Telecom & Media’2015 / Фото: Наталья Беляева



Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также