Мнение

Как продвигать короткометражный фильм

Почему не стоит расстраиваться, если ваша работа не попала на конкурс Каннского кинофестиваля или Кинотавра, и какие возможности у вас есть для ее продвижения, рассказывает Елена Коржаева, исполнительный продюсер компании по фестивальному продвижению «CinePromo»

Арифметика успешного промоушена короткометражного фильма проста: попади в Канны, Берлин, Венецию или «Сандэнс» и в один момент станешь главным героем всех отечественных (и не только) околокиношных передовиц, а профессиональной востребованности не будет предела.

Фото: Azikiwe Aboagye / Sundance Institute
Фото: Azikiwe Aboagye / Sundance Institute

Но как быть, если ни топовые зарубежные фестивали, ни родной Кинотавр так и не случились? Для начала глубоко вдохните, медленно выдохните протяжное «ом», составьте последующую стратегию продвижения и готовьтесь к ратному пути длиною в год.

Последнее принципиально важно — мгновенного эффекта не будет. Вам придется ждать решений отборочных комиссий месяцами и, конечно, получать отказы (порой их будет много и даже очень много). Но поверьте, упорство, настойчивость и выдержка неизменно конвертируются в вожделенные награды, внимание СМИ и профессиональные связи.

Продвижение любого короткого метра можно условно разделить на три взаимообусловленные части:
  • фестивальные отправки;
  • кинотеатральный прокат и дистрибьюция;
  • работа с масс-медиа.
Одно с другим коррелирует и эффективно только в комплексе. Конечно, бывают «смягчающие обстоятельства». Особо сознательные авторы еще на этапе разработки проекта и производства посещали питчинги и лаборатории, приглашали медийных актеров принять участие в съемках или сценарий для фильма написал сам Алексей Герман-младший. Но все это не является абсолютной гарантией успеха, за каждую картину одинаково придется бороться (зачастую с удвоенной и утроенной силой).

 

Фестивальное продвижение

Почему фестивали все еще играют решающую роль в продвижении любого «неформатного» кино? Причин несколько.

Во-первых, это возможность показать свой фильм в кинотеатре. Для создателей короткометражных фильмов фестивали — это, порой, единственная возможность добраться до большого экрана и быть увиденными не только рядовыми зрителями, но и продюсерами, дистрибьюторами и СМИ. Безусловно, можно отправить закрытую ссылку по электронной почте или в мессенджеры и ждать ответа вечность. Однако быстрее и эффективнее попасть в самое сердце Сельянова или Роднянского — это быть отобранным в программу профессионального кинофестиваля: времени мало, все хотят смотреть «отфильтрованный» контент.

Генеральный продюсер «СТС Медиа» и генеральный директор телеканала СТС Вячеслав Муругов, продюсер, режиссер Александр Роднянский, руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов (справа налево) / Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости
Генеральный продюсер «СТС Медиа» и генеральный директор телеканала СТС Вячеслав Муругов, продюсер, режиссер Александр Роднянский, руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов (справа налево) / Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

Во-вторых, как ни крути, фестивальные селекции и призы — это своего рода показатели качества вашего фильма. Лайки друзей, «пятерка» от мастера или гордая улыбка мамы — это, безусловно, хорошо, но не аргументированно. Более того, если вы когда-нибудь будете связаны с госденьгами, первое, что у вас запросит Министерство культуры или Фонд кино — резюме режиссера и продюсера, подкрепленные фестивальной «лаврушкой».

В-третьих, фестивали — это специализированные мероприятия, где можно познакомиться и пообщаться с теми, кто вам полезен: продюсерами, дистрибьюторами, отборщиками других смотров, СМИ и пр. Если ваш фильм не взяли ни в программу Каннского фестиваля, ни Кинотавра, никто вам не мешает отправиться туда с пачкой визиток, назначать встречи, знакомиться и обрастать связями и договоренностями. Да, вам придется запастись более весомыми доводами и пробиваться на закрытые мероприятия только для участников конкурса. Но в целом, вы на тех же правах и с тем же набором возможностей.

Mathilde Petit / FDC
Mathilde Petit / FDC

Камерные фестивали мы тоже советуем не игнорировать: обязательно отправляйте заявки, и, если вас отобрали в конкурс, готовьтесь к поездкам: профсообщества на них, конечно, меньше, зато внимания к каждому участнику больше.

 

Альтернативные способы дистрибьюции

Не прошли отбор в Канны или на Кинотавр? Это совершенно не означает, что вы должны задвинуть свой фильм в долгий ящик, броситься снимать что-то новое или погрузиться в апатию. Помимо фестивалей поменьше, есть другие способы продвижения, и их число растет год от года.

Так, короткометражные фильмы охотно берут VOD-платформы, которых, как известно, в России стало больше, чем федеральных каналов. Условия разные: от процентов с показов рекламы до приобретения прав на определенный срок. Все чаще короткометражки выходят в прокат в составе сборников, в том числе в кинотеатрах КАРО, «Москино», «Лендок» и пр. — как бесплатно, так и на коммерческой основе. Некоторые российские телеканалы ставят короткометражные фильмы в свои программные сетки: «Культура», 2х2, был даже прецедент на ТНТ.

Киностудия «Лендок» / Фото: «Лендок»
Киностудия «Лендок» / Фото: «Лендок»

Очень важная часть продвижения любого короткого метра — его онлайн-премьера. Все чаще большие продюсеры обращают внимание на просмотры фильмов в YouTube и селекции в vimeo stuff pics.

 

Вступайте в Public Relations

Если вы думаете, что о короткометражном кино масс-медиа готовы писать только в контексте попадания в Канны, «Берлинале», Венецианский фестиваль или «Сандэнс», то вы ошибаетесь!

Любой профессиональный пиарщик вам скажет: инфоповоды — наше все: съемки с участием медийных актеров, подкрепленные прямыми эфирами в Instagram, фестивальные селекции и призы, кинотеатральная или онлайн-премьера фильма, ваши экспертные интервью для специализированных СМИ или собственного YouTube-канала.

Фото: Joel Muniz
Фото: Joel Muniz

Чем шире ваше присутствие в информационном поле, тем лучше. Только не забывайте попутно делать фото и видео, начиная от съемочного бекстейджа и заканчивая фестивальными пресс-волами. В конце концов, в современном мире каждый сам себе СМИ. Развивайте личный бренд!

 

Живые примеры

В завершении расскажем о нескольких молодых российских авторах, дебютные короткометражки которых никогда не участвовали ни в Кинотавре, ни в Каннском фестивале и это никак не помешало им добиться успеха.

Ольга Дибцева. Ее «Добрый день» принял участие более чем в 70 фестивалях по всему миру, был в прокате в Германии, Италии и России, даже вошел в немецкие учебники как эталонная «черная» комедия. Сейчас Ольга много снимается и разрабатывает ряд собственных кинопроектов.
 
Фильм «Добрый день»

Анна Котт. Актриса, режиссер, бизнесвумен и блогер. Ее экспериментальная короткометражка «Истеричка» и ролики «Ешь искусство» покорили полмира. Анна также является успешным клипмейкером: среди ее клиентов Uma2rman и легендарная «Алиса».
 
Ролик «Ешь искусство»

Борис Гуц. Самый известный российский режиссер, снимающий кино на iPhone. Автор нескольких полнометражных фильмов, успешный клипмейкер.
 
Трейлер фильма «Фагот»

Даша Чаруша. Никогда не участвовала ни в Кинотавре, ни в Каннском фестивале как режиссер. Это никак не помешало ее «Хорошему дню», созданному в рамках Медиалаборатории Яндекс.Такси, стать одной из самых награждаемых российских короткометражек, а «Марафону желаний» собрать неплохой бокс-офис в прокате.
 
Фильм «Хороший день»

Илья Аксенов. Его дебютный фильм «ПНХ» покорил более 30-ти фестивалей. На данный момент Илья снимает сериал для ТНТ.
 
Фильм «ПНХ»
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: кадр из фильма «Человек, который изменил всё» (2011) / Columbia Pictures

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 621
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 468
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2238
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2164
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1105
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1405
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее