tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Правила профессии

Правила профессии: сценарист Олег Сироткин

Будьте внимательны к жизни, продавайте свой уникальный взгляд на мир, станьте клиническим оптимистом: эти и другие правила Олега Сироткина, сценариста сериалов «А.Л.Ж.И.Р.», «Завещание Ленина» и двух частей трилогии «Частное пионерское»

1 Работайте много и регулярно


Сценарный труд напоминает спорт: нужны ежедневные системные тренировки. Стоит прерваться на месяц — мгновенно обрастаешь жирком профессиональной неуверенности. Эффективно пишется, когда работаешь много и регулярно.

Иногда проходят годы, прежде чем удается вернуться к проекту, поставленному на паузу. Написание сценария — это бег марафонца. Труднее всего он дается тем, кто по натуре — спринтер. Мне понадобилось много времени, чтобы научиться бегать на длинные дистанции.



Найдите баланс между приобретением впечатлений и работой


Не бывает кризиса идей, бывает недостаток впечатлений. Раньше я думал: можно быть успешным сценаристом, забившись в коробочку со столом и ноутбуком. Какая глупость! Для автора впечатления от жизни — это питательная творческая среда.

Нужно быть открытым жизни: ходить на мероприятия и в гости, общаться с людьми. Раньше я все это игнорировал. Мне казалось, что можно полистать новостные сайты, почитать чаты и крутое кино у тебя в кармане. Это чушь собачья!

Реальные люди, их характеры, манера поведения, случаи из жизни, которые они рассказывают лично тебе — это самый мощный источник вдохновения. Отдельное искусство в том, чтобы выровнять баланс между приобретением новых впечатлений и системной методичной работой.


Вовремя остановитесь


Сценарий при написании проходит те же стадии развития, что и растение. В землю сажается зернышко — идея. Затем зернышко-идея прорастает, развивается, превращается в сценарий, он «расцветает», достигает своего лучшего состояния, а потом, если проект не идет в производство, увядает. Из первой идеи в землю падает новое зернышко и на том же месте вырастает новое растение, схожее с предыдущим лишь тем, что тоже зеленое, имеет листья и стебель.

Если сценарий в своем лучшем виде не устраивает студию, это значит, что ошибки были заложены в выборе самого зернышка: глупо требовать от морковки, чтобы она стала подсолнухом.

Я не сторонник идеи, что «сценарий не пишется, а переписывается». Он не переписывается, он дорабатывается. Важно осознать, когда история достигла своего лучшего состояния и остановиться на этом. Это ее максимум. Переходите к следующей идее!


Относитесь к правкам с уважением


Фильм, который пишешь на заказ — это песочница, в которую забрались несколько детей, желающих построить башенки для вашего общего замка. Здесь и продюсер, и режиссер, и оператор, и еще много кого. Знаете как выглядит ребенок, который отгоняет других детей от процесса постройки песочного замка? Некрасиво он выглядит, поверьте.

Мысль о том, что мы делаем кино вместе и, по большому счету это наша совместная игра, примиряет меня с правками и заставляет с уважением отнестись к изменениям в истории. В конце концов, у меня всегда есть возможность для самостоятельного авторского высказывания — возьми и напиши проект от начала до конца. По своей идее и за свой счет. Кто мешает?


Продавайте не свои истории, а свой уникальный взгляд на мир


Сценарист продает не сценарии, а свой уникальный взгляд на мир. Поэтому качество работ автора тождественно его личности. Один американский драматург сказал: «Если вы не способны оригинально поступить в вашей реальной жизни, как ваш персонаж сможет совершить нечто неожиданное?» Многократно убеждался в правоте его слов.

Талантливый автор — это своеобразный кристалл сознания, через призму которого преломляется свет любой истории. И на выходе всегда интересный результат. Важно, чтобы автор развивался: и как эрудит, и как человек. Правда не всегда яркая личность — талантливый автор. Но это — уже другая история.


Будьте внимательны к жизни


Относитесь с вниманием к тому, что происходит с вами в тот период, когда вы работаете над проектом. Случайные происшествия, случайные книги, которые попадаются на глаза, случайные фильмы или разговоры: не игнорируйте их. Уважайте странные движения души, когда вас тянет изучить какую-то постороннюю тему. Не игнорируйте эту тягу.

Бывает так: то, что кажется чем-то ненужным сегодня, завтра вдруг удачно вплетается в ход истории. Тогда думаешь: «Черт, как бы я это написал, если бы вчера не прочел про это?»

Иногда из попытки воткнуть в проект «накипь дней» выходит несуразица. И все-таки я предпочитаю искать ответы на драматургические вопросы, прежде всего, внутри своего жизненного опыта.


Старайтесь везде видеть идеи


Сколько классных идей может прийти на ум сценаристу? Мой ответ: миллион. Мне иногда кажется, что над головами у нас течет река, в которой водятся рыбы-сюжеты разных размеров. Рыб много, очень много. И сценарист — это просто парень с удочкой. Его способ мыслить и есть удочка. Он легко выдергивает одну рыбину за другой. Не этот, так другой сюжет. Все искусство в том, как рыбу потом приготовить.

Поэтому я не сильно расстраиваюсь, когда крадут идеи: такое случается, и это связано с несовершенством законодательства: в России идея — не объект авторского права. Только сценарий. Если украли — надо тут же закинуть удочку и выдернуть новую рыбину. Если вы толковый рыбак, у вас всегда будет полное ведро с уловом.

Этот образ реки сюжетов у меня возник, когда я стал глубже изучать историю. Я был поражен тем, сколько грандиозных сюжетов существует в разных исторических эпохах. Немыслимое множество! Мне даже показалось, что знаменитые кинокартины на исторические сюжеты — это просто наугад выловленная рыба.


Станьте клиническим оптимистом


Со временем я четко понял: чтобы состояться в профессии, нужно быть клиническим оптимистом. То есть, никогда не отчаиваться, не унывать и верить в свой талант, что бы обидного ни говорили. Если ты в себя не веришь, то кто в тебя поверит?

Талант сценариста, в отличие от режиссера, можно оценить не по одному, а по совокупности проектов. Причина в том, что на итоговый результат влияет много факторов, часто неподвластных автору: воля режиссера, интересы студии, кинотеатральная роспись, какие-то происшествия в день проката.

Бывает и так, что талантливая картина не так успешна, как посредственная. Именно поэтому талант сценариста можно оценить только по совокупности проектов, над которыми он работал. Лучшее решение от всех неприятностей — это перешагнуть через них и просто идти вперед.
 
 
Олег Сироткин

Сценарист кино и ТВ, генеральный директор кинокомпании «АЛЬФА и ОМЕГА», куратор программы «Сценарное мастерство» в Московской школе кино.

Среди его работ сценарии сериалов «А.Л.Ж.И.Р.», «Наследие», двух частей трилогии «Частное пионерское» и др.

В 2007 году получил премию «Золотой Орел» за совместную работу с Юрием Арабовым над сценарием 12-серийного телефильма «Завещание Ленина».
 
 

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Комментарии

Комментариев: 2

Наконец-то я вижу опцию "Подчёркивание" . Ещё можно ввести "Редактирование" .имхо

Я проникся всеми п.п. указивок для сценаристов. Недавно мне удалось склепать целую книгу из своих статей на сайте Школа Жизни.ру под названием "Ну,что тебе сказать про СэШэА?" Мне кажется, что "по мотивам" этих статей пряМ сЧас можно начинать работу над ...сериалом "Новеллы о США".На сайте ШЖ есть спецстатья - синопсис: "Какой и о чём бы вы сняли фильм?" Книга уже в Сети и её можно выловить сачком. Надеюсь на любопытство профи ОС и немножко на ответ и оценку моих посягательств на к/сценарии.

Смотрите также

Популярное
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1495
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1425
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4571
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5432
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее