Профессия

Дрессировщик: Александра Степанова

Ведущий дрессировщик агентства Animal Art о подготовке четвероногих киноактеров, поведении животных на съемочной площадке и подробностях создания комедии о влюбленных собаках «Ёлки лохматые»

  • 29 января 2015
  • 1252
Павел Орлов


Йоко и Пират – герои фильма «Ёлки лохматые»



Подготовка животных

 
Практически любую собаку можно чему-то научить. Но в кино действуют жесткие стандарты. Мы отбираем животных в молодом возрасте, обычно не старше двух с половиной месяцев, и сразу тестируем их на "профпригодность". Вторую проверку они проходят в возрасте трех  месяцев, а основной экзамен – в год. Всего к работе в кино животные готовятся в течение двух лет. 



Кадр из фильма «Ёлки лохматые»

Главные черты, необходимые четвероногому актеру: жизнерадостность, игривость и хороший аппетит. Если собака не боится людей, каких-нибудь звуков и прочего, оптимистично смотрит на мир, то все остальное – дело дрессировщика.

Перед съемками мы получаем сценарий, затем общаемся с режиссером, желательно с оператором и каскадерами, если есть какие-то специфические трюки. После этого составляем техническое задание, прописываем все нюансы выполняемых в кадре задач и работаем.


На съемках фильма «Ёлки мохнатые»

До начала съемок фильма «Ёлки лохматые» мы несколько раз встречались с режиссером Максимом Свешниковым. У него не было опыта работы с собаками, хотя он прекрасно с ними ладит. Чтобы понять, что хочет режиссер, его приходилось пытать по три часа, выспрашивая каждую мелочь. К тому же у проекта долгое время не было окончательного варианта сценария, соответственно, мы не знали, как работать. Впрочем, это стандартная ситуация. Пират у нас опытный актер, требовалось только какие-то нюансы доделать, исходя из конкретных сцен. А вот у Йоко был дебют, до этого она только в эпизодике появлялась, поэтому мы ее готовили около трех месяцев.
 


Животные на съемках


Рабочий день у животных строится в зависимости от того, что от них требуется. В съемочный день животные разминаются на площадке, потом работают вместе со всеми. В другие дни мы поддерживаем форму – те, кто только осваивают азы профессии, тренируются дважды в день (утром и вечером), подготовленные артисты обязательно выполняют физзарядку.


Кадр из фильма «Ёлки лохматые»

Если предстоит длительный процесс съемок, мы стараемся найти животному уединенное место, где можно было передохнуть в перерывах. Важный момент – поменьше контактов со съемочной группой. Животные, в отличие от человека, не могут закрыться и не тратить свои эмоции на окружающих – они играются с каждым, кто к ним подходит. В результате очень быстро устают, теряя то, что должно попасть в кадр. Контакт обычно допускаем только с актером – партнером по сцене. Даже режиссеру лишь изредка позволяется гладить животное. Иногда, правда, случается, что собака привыкает к режиссеру и начинает выполняет его пожелания до того, как он договорит.


На съемках фильма «Ёлки мохнатые»

Оператор с животными не взаимодействует, но от их общей задумки с режиссером зависят указания дрессировщику – куда встать, чтобы не попасть в кадр, чтобы совпадали направления взглядов актеров и животных и т.д. При этом актерам особыми навыками обладать не обязательно. Для этого мы и дрессируем животных, чтобы они могли сыграть сцену с любым человеком, даже если видят его в первый раз. Единственное пожелание к актерам – не бояться.


Кадр из фильма «Ёлки мохнатые»

На съемочном графике участие животных в фильме обычно никак не отражается. Я где-то прочитала, что якобы на площадке тратится по три-четыре часа на то, чтобы поймать нужный взгляд или эмоцию животного, но это все сказки. На кадр средней сложности, как правило, уходит не более часа: постановка, репетиция, съемка. Если же три-четыре часа ловить один взгляд, – что нам, может, иногда и хотелось бы, – мы просто не снимем кино, это нереально. Например, на «Ёлках лохматых» у нас было, кажется, 35 смен.
 


Съемки «Ёлок лохматых»


Каждый день был уникальным. Во-первых, нагрузка колоссальнейшая – смены по четырнадцать часов. К тому же работа строилась не так, как на большинстве проектов, – собачка «сыграла», потом актер. Плюс трюки были сложные: начиная от длинных проходов, пробегов, разворотов, сцен с большим количеством людей, катаниями на аттракционах, заканчивая прыжками через заборы, стекла. Работа со сложным реквизитом, в том числе натуральным, – сосиски, хот-доги и всякое прочее красивое и вкусно пахнущее, – все это собаки должны были использовать, приносить. В сложнопостановочных сценах мы всегда страхуем животных, но опять же благодаря подготовке они легко выполняют многие трюки.


Кадр из фильма «Ёлки мохнатые»

Форс-мажоры на проекте в определенном смысле случались каждый день. Самый забавный был в сцене, когда Йоко лежит на кровати, а Пират укрывает ее и себя заодно. Когда мы репетировали, все было замечательно. На съемках же оказалось, что покрывало такое большое и тяжелое, что никак не накручивается на Пирата. Снимали, наверное, дублей тридцать-сорок – что сделаешь, если такое постельное белье? Самое ужасное, что собаке не объяснишь, почему она делает одно и то же сорок раз: все выполняет идеально, а ее заставляют повторять трюк снова и снова. При этом вокруг нарастает напряжение, и животное это чувствует. Но ничего, в итоге все получилось.
 


Качества дрессировщика в кино


Для работы дрессировщиком в кино, конечно, нужны определенные навыки. Человек должен представлять, что такое съемки, он должен чувствовать кадр, ловить положение животных и оператора. Также необходимо понимать ограниченные временные рамки, требующие, чтобы все получалось с первого дубля. Соответственно, желательно быть готовым к работе в жестких условиях, быстро реагировать на постоянные изменения. Человек должен быть многостаночником: уметь подготовить собаку по защите, по послушанию, по цирковым вещам и т.д. Решает все, конечно, опыт. В общем, работа в кино – это высший пилотаж дрессировщика, сопоставимый, пожалуй, лишь с какими-то разрядами спортивного послушания.
 
     
  Справка

Александра Степанова
Художественный руководитель и ведущий дрессировщик агентства Animal Art

Работала над фильмами:  «Перегон», «Убойная сила», «В ожидании чуда», «1814», «Garpastum», «Бумажный солдат», «Морфий», «Я», «Пепел», «Шерлок Холмс», «Ёлки 3», «Ёлки лохматые»
 
     
 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Бар „На грудь“»: как снять популярный веб-сериал и успешно его монетизировать

Мы пообщались с режиссером веб-сериала «Бар „На грудь“» Ириной Вилковой и генеральным продюсером проекта Георгием Шабановым, чтобы узнать, насколько сложно было получить финансирование от RuTube, чем написание веб-сериала отличается от «обычного» сценария, и почему Питер – вдохновляет

  • 5 февраля
  • 3257
Практика

Как искать локации для съемок без бюджета

Вы собираетесь снимать кино, но бюджета на локейшн-менеджера и экспедиции нет. Придется справляться с этим самостоятельно

  • 3 февраля
  • 2208
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Йоргоса Лантимоса

К выходу «Фаворитки» знакомимся со списком лучших кинокартин по мнению одного из самых необычных режиссеров наших дней, который к тому же стал лидером оскаровской гонки этого года: от греческого и японского арт-хауса до современного экшна

  • 4 февраля
  • 2104
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1415
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1351
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1284
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее