tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Профессия

Дрессировщик: Александра Степанова

Ведущий дрессировщик агентства Animal Art о подготовке четвероногих киноактеров, поведении животных на съемочной площадке и подробностях создания комедии о влюбленных собаках «Ёлки лохматые»


Йоко и Пират – герои фильма «Ёлки лохматые»



Подготовка животных

 
Практически любую собаку можно чему-то научить. Но в кино действуют жесткие стандарты. Мы отбираем животных в молодом возрасте, обычно не старше двух с половиной месяцев, и сразу тестируем их на "профпригодность". Вторую проверку они проходят в возрасте трех  месяцев, а основной экзамен – в год. Всего к работе в кино животные готовятся в течение двух лет. 



Кадр из фильма «Ёлки лохматые»

Главные черты, необходимые четвероногому актеру: жизнерадостность, игривость и хороший аппетит. Если собака не боится людей, каких-нибудь звуков и прочего, оптимистично смотрит на мир, то все остальное – дело дрессировщика.

Перед съемками мы получаем сценарий, затем общаемся с режиссером, желательно с оператором и каскадерами, если есть какие-то специфические трюки. После этого составляем техническое задание, прописываем все нюансы выполняемых в кадре задач и работаем.


На съемках фильма «Ёлки мохнатые»

До начала съемок фильма «Ёлки лохматые» мы несколько раз встречались с режиссером Максимом Свешниковым. У него не было опыта работы с собаками, хотя он прекрасно с ними ладит. Чтобы понять, что хочет режиссер, его приходилось пытать по три часа, выспрашивая каждую мелочь. К тому же у проекта долгое время не было окончательного варианта сценария, соответственно, мы не знали, как работать. Впрочем, это стандартная ситуация. Пират у нас опытный актер, требовалось только какие-то нюансы доделать, исходя из конкретных сцен. А вот у Йоко был дебют, до этого она только в эпизодике появлялась, поэтому мы ее готовили около трех месяцев.
 


Животные на съемках


Рабочий день у животных строится в зависимости от того, что от них требуется. В съемочный день животные разминаются на площадке, потом работают вместе со всеми. В другие дни мы поддерживаем форму – те, кто только осваивают азы профессии, тренируются дважды в день (утром и вечером), подготовленные артисты обязательно выполняют физзарядку.


Кадр из фильма «Ёлки лохматые»

Если предстоит длительный процесс съемок, мы стараемся найти животному уединенное место, где можно было передохнуть в перерывах. Важный момент – поменьше контактов со съемочной группой. Животные, в отличие от человека, не могут закрыться и не тратить свои эмоции на окружающих – они играются с каждым, кто к ним подходит. В результате очень быстро устают, теряя то, что должно попасть в кадр. Контакт обычно допускаем только с актером – партнером по сцене. Даже режиссеру лишь изредка позволяется гладить животное. Иногда, правда, случается, что собака привыкает к режиссеру и начинает выполняет его пожелания до того, как он договорит.


На съемках фильма «Ёлки мохнатые»

Оператор с животными не взаимодействует, но от их общей задумки с режиссером зависят указания дрессировщику – куда встать, чтобы не попасть в кадр, чтобы совпадали направления взглядов актеров и животных и т.д. При этом актерам особыми навыками обладать не обязательно. Для этого мы и дрессируем животных, чтобы они могли сыграть сцену с любым человеком, даже если видят его в первый раз. Единственное пожелание к актерам – не бояться.


Кадр из фильма «Ёлки мохнатые»

На съемочном графике участие животных в фильме обычно никак не отражается. Я где-то прочитала, что якобы на площадке тратится по три-четыре часа на то, чтобы поймать нужный взгляд или эмоцию животного, но это все сказки. На кадр средней сложности, как правило, уходит не более часа: постановка, репетиция, съемка. Если же три-четыре часа ловить один взгляд, – что нам, может, иногда и хотелось бы, – мы просто не снимем кино, это нереально. Например, на «Ёлках лохматых» у нас было, кажется, 35 смен.
 


Съемки «Ёлок лохматых»


Каждый день был уникальным. Во-первых, нагрузка колоссальнейшая – смены по четырнадцать часов. К тому же работа строилась не так, как на большинстве проектов, – собачка «сыграла», потом актер. Плюс трюки были сложные: начиная от длинных проходов, пробегов, разворотов, сцен с большим количеством людей, катаниями на аттракционах, заканчивая прыжками через заборы, стекла. Работа со сложным реквизитом, в том числе натуральным, – сосиски, хот-доги и всякое прочее красивое и вкусно пахнущее, – все это собаки должны были использовать, приносить. В сложнопостановочных сценах мы всегда страхуем животных, но опять же благодаря подготовке они легко выполняют многие трюки.


Кадр из фильма «Ёлки мохнатые»

Форс-мажоры на проекте в определенном смысле случались каждый день. Самый забавный был в сцене, когда Йоко лежит на кровати, а Пират укрывает ее и себя заодно. Когда мы репетировали, все было замечательно. На съемках же оказалось, что покрывало такое большое и тяжелое, что никак не накручивается на Пирата. Снимали, наверное, дублей тридцать-сорок – что сделаешь, если такое постельное белье? Самое ужасное, что собаке не объяснишь, почему она делает одно и то же сорок раз: все выполняет идеально, а ее заставляют повторять трюк снова и снова. При этом вокруг нарастает напряжение, и животное это чувствует. Но ничего, в итоге все получилось.
 


Качества дрессировщика в кино


Для работы дрессировщиком в кино, конечно, нужны определенные навыки. Человек должен представлять, что такое съемки, он должен чувствовать кадр, ловить положение животных и оператора. Также необходимо понимать ограниченные временные рамки, требующие, чтобы все получалось с первого дубля. Соответственно, желательно быть готовым к работе в жестких условиях, быстро реагировать на постоянные изменения. Человек должен быть многостаночником: уметь подготовить собаку по защите, по послушанию, по цирковым вещам и т.д. Решает все, конечно, опыт. В общем, работа в кино – это высший пилотаж дрессировщика, сопоставимый, пожалуй, лишь с какими-то разрядами спортивного послушания.
 
     
  Справка

Александра Степанова
Художественный руководитель и ведущий дрессировщик агентства Animal Art

Работала над фильмами:  «Перегон», «Убойная сила», «В ожидании чуда», «1814», «Garpastum», «Бумажный солдат», «Морфий», «Я», «Пепел», «Шерлок Холмс», «Ёлки 3», «Ёлки лохматые»
 
     
 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8722
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3655
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2447
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1803
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее