Практика

Разбираем эпизод ограбления поезда из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

Как Роджер Дикинс снял знаменитую сцену прибытия поезда, используя исключительно внутрикадровое освещение

Двукратный обладатель премии «Оскар», легендарный оператор Роджер Дикинс рассказывает о съемке одной из самых запоминающихся сцен из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford) режиссера Эндю Доминика.
 
Сцена из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) 

Сцену ограбления поезда в Голубой лощине мы снимали на небольшом отрезке железной дороги, которая проходит через исторический парк в канадском городе Эдмонтон. Преимущество этого объекта было в том, что поезд и отрезок железнодорожных путей находились в нашем полном распоряжении. Недостатком же оказались размеры поезда — он был слишком маленьким. Нам пришлось постараться, чтобы в кадре он выглядел внушительнее.

Съемочный план всей сцены / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions
Съемочный план всей сцены / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions

Вся сцена была предварительно раскадрована. Непосредственно на объекте мы заранее разобрали каждый кадр и последовательность, в которой мы будем их снимать. Некоторые кадры внутри товарного вагона были сняты в послеобеденное время, благодаря чему у нас осталось больше времени для ночных съемок на натуре.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

На кадре выше мы видим Джесси (в исполнении Брэда Питта), который в сумерках наблюдает за подготовкой места нападения на поезд. Этот кадр был снят с помощью специально сконструированного широкоугольного объектива Kiowa. Его фронтальный элемент был установлен на стандартный фикс-объектив Planar. Полученный эффект отчасти имитирует стилистику старых бокс-камер, которые широко использовались в то время. При его разработке мы ориентировались на старые фотографии в качестве референса.

Изначальная схема освещения сцены, измененная на площадке / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions
Изначальная схема освещения сцены, измененная на площадке / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions

Изначальный план освещения, приведенный выше, имеет мало общего с тем, как на самом деле была освещена сцена. Сначала я хотел высветить пространство будто бы лунным светом, используя дымы и контровой свет, чтобы выделить силуэтами деревья и лощину. Однако, разработав стилистику фильма и научившись лучше понимать Эндрю (Эндрю Доминик — режиссер фильма, — прим. tvkinoradio.ru), я решил двигаться в ином направлении.

В день съемок в моем распоряжении имелось лишь два небольших крана с закрепленными на них парой приборов по 5 кВт, чтобы слегка осветить контуры деревьев в случае необходимости. К тому моменту этот набор был лишь подстраховкой. Когда мы начали готовиться к съемкам, я направил эти приборы в сторону базы съемочной группы, они служили исключительно в качестве технического света.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

На мое окончательное решение оставить их там повлиял ветер, который стих, пока мы готовили первый сетап. Площадку окутала дымка, и то, как она стелилась в сыром воздухе, подсказало нам, что для получения желаемого изумительного силуэта ущелья будет достаточно лобового прожектора локомотива.

Только тогда я осознал, что всякое другое освещение будет излишним. Сейчас, конечно же, я спрашиваю себя, как и почему мне приходило в голову что-то иное, нежели то, что вы видите в фильме. Но на самом деле всегда легко перемудрить, когда имеешь дело с новой задачей.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

На носу поезда мы установили 5-киловаттный теплый прибор типа Par. Эти приборы тогда только вошли в употребление и идеально подошли для наших нужд. В поезде находился осветитель с диммером. Когда поезд приблизился к камере, он понизил яркость прибора, чтобы не засветить кадр.

Схема распределения приборов прямо на поезде / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions
Схема распределения приборов прямо на поезде / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions

Мы также установили линию ламп накаливания мощностью 1 кВт (Barebulbs) под поездом, чтобы имитировать свечение от печи и подчеркнуть контур состава снизу. Мы заставили лампы мерцать и снизили их мощность по диммеру до минимума, хотя из-за пара, который вырывался из-под поезда, результат наших усилий не так уж сильно заметен.

Пар на площадке создавался командой, ответственной за спецэффекты. Его появление было рассчитано таким образом, чтобы Джесси исчез из видимости, как только поезд остановится. Если мне не изменяет память, мы лишь один раз протестировали сам эффект и сняли этот план с первого дубля.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

В фонарь в руках Джесси, как и в фонари других членов банды, была установлена 250-ваттная галогеновая лампочка. Когда он поставил фонарь на собранное из шпал заграждение, кабель от нее вылез наружу и болтался. Так как вокруг было темно, этот кабель просто не было видно. Но там, где он становился заметен, его пришлось затирать в пост-продакшн.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Кадры с бандой, скрывающейся среди деревьев, тоже были сняты с помощью теплого вольфрамового прибора типа Par мощностью 5 кВт, но для них мы установили сам прибор на радиоуправляемую тележку, чтобы легко и быстро перемещать его. На носу поезда эту лампу неподвижно зафиксировали так, чтобы имитировать настоящий прожектор. Теперь же нам было необходимо иметь возможность направлять лампу в нужную сторону. Свет от настоящего прожектора никогда бы не достиг деревьев так, как это сделал наш осветительный прибор.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

План на членов банды с искрами, летящими перед ними, был снят с помощью тележки со специальной пиротехнической установкой.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Пока члены банды спускались к поезду, мы добавляли больше пара, чтобы состав проявлялся из него по мере их приближения. Мы снимали эту сцену с рук, используя камеру ARRI 11C, даже не глядя в видоискатель, просто направляя камеру и нажимая REC. Я не раз делал так на съемках фильма «Морпехи» (Jarhead). Когда ты торопишься, у тебя нет времени смотреть в видоискатель.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Как можно увидеть на плане освещения интерьера, мы установили несколько досок внутри и над окнами вагона, чтобы направить закрепленный на них свет на стоящих снаружи членов банды. Эти почти двухметровые деревянные доски удерживали на себе 500- или 300-ваттные лампочки, которые тоже были диммируемые. Перейдя внутрь вагона, нам нужно было их демонтировать, так как по плану интерьер вагона должен освещался только с помощью имеющихся в кадре светильников.

План освещения поезда при приближении банды / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions
План освещения поезда при приближении банды / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions

Все эпизоды внутри вагонов мы снимали с помощью стедикама, поэтому освещение должно было приспосабливаться к движению камеры. Соответственно, расположенные в кадре светильники были сконструированы специально для съемок фильма.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Светильники на стенах были выбраны за их большие рассеивающие плафоны, а подвесные светильники — за металлические колпаки, благодаря которым удалось скрыть некоторые другие «косяки» по свету. Все светильники в кадре были сконструированы так, чтобы в них можно было вставить 100— или 250-ваттную галогеновую лампу вместо фитиля. Под металлическими колпаками висящих светильников установили по четыре 250-ваттных лампочки. Эффект в том, что свет исходил из-под абажура, а не оттуда, где должен был бы находиться фитиль. Я решил, что так изображение будет выглядеть более натурально, чем если бы мы использовали дополнительное освещение приборами из-за пределов кадра.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Внутри багажного вагона мы использовали тот же трюк с висящими светильниками, в то время как некоторые из использованных настенных бра и в самом деле были настоящими горящими масляными лампами. Таким образом, свет в багажном вагоне выглядел гармонично.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Все использованные внутри вагонов светильники были подключены к пульту, который имел возможность диммировать каждую лампочку. Диммерный пульт питался от генератора, расположенного в хвостовой части поезда. Наш гаффер Марти Кеаф сказал мне, что для обеспечения электропитания всей системы освещения этой сцены понадобилось около трех километров кабеля.

Источник: rogerdeakins.com
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Warner Bros.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1757
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 963
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2967
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 3034
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1363
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1660
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее