tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Разбираем эпизод ограбления поезда из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

Как Роджер Дикинс снял знаменитую сцену прибытия поезда, используя исключительно внутрикадровое освещение

Двукратный обладатель премии «Оскар», легендарный оператор Роджер Дикинс рассказывает о съемке одной из самых запоминающихся сцен из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford) режиссера Эндю Доминика.
 
Сцена из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) 

Сцену ограбления поезда в Голубой лощине мы снимали на небольшом отрезке железной дороги, которая проходит через исторический парк в канадском городе Эдмонтон. Преимущество этого объекта было в том, что поезд и отрезок железнодорожных путей находились в нашем полном распоряжении. Недостатком же оказались размеры поезда — он был слишком маленьким. Нам пришлось постараться, чтобы в кадре он выглядел внушительнее.

Съемочный план всей сцены / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions
Съемочный план всей сцены / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions

Вся сцена была предварительно раскадрована. Непосредственно на объекте мы заранее разобрали каждый кадр и последовательность, в которой мы будем их снимать. Некоторые кадры внутри товарного вагона были сняты в послеобеденное время, благодаря чему у нас осталось больше времени для ночных съемок на натуре.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

На кадре выше мы видим Джесси (в исполнении Брэда Питта), который в сумерках наблюдает за подготовкой места нападения на поезд. Этот кадр был снят с помощью специально сконструированного широкоугольного объектива Kiowa. Его фронтальный элемент был установлен на стандартный фикс-объектив Planar. Полученный эффект отчасти имитирует стилистику старых бокс-камер, которые широко использовались в то время. При его разработке мы ориентировались на старые фотографии в качестве референса.

Изначальная схема освещения сцены, измененная на площадке / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions
Изначальная схема освещения сцены, измененная на площадке / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions

Изначальный план освещения, приведенный выше, имеет мало общего с тем, как на самом деле была освещена сцена. Сначала я хотел высветить пространство будто бы лунным светом, используя дымы и контровой свет, чтобы выделить силуэтами деревья и лощину. Однако, разработав стилистику фильма и научившись лучше понимать Эндрю (Эндрю Доминик — режиссер фильма, — прим. tvkinoradio.ru), я решил двигаться в ином направлении.

В день съемок в моем распоряжении имелось лишь два небольших крана с закрепленными на них парой приборов по 5 кВт, чтобы слегка осветить контуры деревьев в случае необходимости. К тому моменту этот набор был лишь подстраховкой. Когда мы начали готовиться к съемкам, я направил эти приборы в сторону базы съемочной группы, они служили исключительно в качестве технического света.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

На мое окончательное решение оставить их там повлиял ветер, который стих, пока мы готовили первый сетап. Площадку окутала дымка, и то, как она стелилась в сыром воздухе, подсказало нам, что для получения желаемого изумительного силуэта ущелья будет достаточно лобового прожектора локомотива.

Только тогда я осознал, что всякое другое освещение будет излишним. Сейчас, конечно же, я спрашиваю себя, как и почему мне приходило в голову что-то иное, нежели то, что вы видите в фильме. Но на самом деле всегда легко перемудрить, когда имеешь дело с новой задачей.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

На носу поезда мы установили 5-киловаттный теплый прибор типа Par. Эти приборы тогда только вошли в употребление и идеально подошли для наших нужд. В поезде находился осветитель с диммером. Когда поезд приблизился к камере, он понизил яркость прибора, чтобы не засветить кадр.

Схема распределения приборов прямо на поезде / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions
Схема распределения приборов прямо на поезде / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions

Мы также установили линию ламп накаливания мощностью 1 кВт (Barebulbs) под поездом, чтобы имитировать свечение от печи и подчеркнуть контур состава снизу. Мы заставили лампы мерцать и снизили их мощность по диммеру до минимума, хотя из-за пара, который вырывался из-под поезда, результат наших усилий не так уж сильно заметен.

Пар на площадке создавался командой, ответственной за спецэффекты. Его появление было рассчитано таким образом, чтобы Джесси исчез из видимости, как только поезд остановится. Если мне не изменяет память, мы лишь один раз протестировали сам эффект и сняли этот план с первого дубля.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

В фонарь в руках Джесси, как и в фонари других членов банды, была установлена 250-ваттная галогеновая лампочка. Когда он поставил фонарь на собранное из шпал заграждение, кабель от нее вылез наружу и болтался. Так как вокруг было темно, этот кабель просто не было видно. Но там, где он становился заметен, его пришлось затирать в пост-продакшн.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Кадры с бандой, скрывающейся среди деревьев, тоже были сняты с помощью теплого вольфрамового прибора типа Par мощностью 5 кВт, но для них мы установили сам прибор на радиоуправляемую тележку, чтобы легко и быстро перемещать его. На носу поезда эту лампу неподвижно зафиксировали так, чтобы имитировать настоящий прожектор. Теперь же нам было необходимо иметь возможность направлять лампу в нужную сторону. Свет от настоящего прожектора никогда бы не достиг деревьев так, как это сделал наш осветительный прибор.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

План на членов банды с искрами, летящими перед ними, был снят с помощью тележки со специальной пиротехнической установкой.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Пока члены банды спускались к поезду, мы добавляли больше пара, чтобы состав проявлялся из него по мере их приближения. Мы снимали эту сцену с рук, используя камеру ARRI 11C, даже не глядя в видоискатель, просто направляя камеру и нажимая REC. Я не раз делал так на съемках фильма «Морпехи» (Jarhead). Когда ты торопишься, у тебя нет времени смотреть в видоискатель.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Как можно увидеть на плане освещения интерьера, мы установили несколько досок внутри и над окнами вагона, чтобы направить закрепленный на них свет на стоящих снаружи членов банды. Эти почти двухметровые деревянные доски удерживали на себе 500- или 300-ваттные лампочки, которые тоже были диммируемые. Перейдя внутрь вагона, нам нужно было их демонтировать, так как по плану интерьер вагона должен освещался только с помощью имеющихся в кадре светильников.

План освещения поезда при приближении банды / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions
План освещения поезда при приближении банды / Фото: на основе материалов D'Ellis Productions

Все эпизоды внутри вагонов мы снимали с помощью стедикама, поэтому освещение должно было приспосабливаться к движению камеры. Соответственно, расположенные в кадре светильники были сконструированы специально для съемок фильма.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Светильники на стенах были выбраны за их большие рассеивающие плафоны, а подвесные светильники — за металлические колпаки, благодаря которым удалось скрыть некоторые другие «косяки» по свету. Все светильники в кадре были сконструированы так, чтобы в них можно было вставить 100— или 250-ваттную галогеновую лампу вместо фитиля. Под металлическими колпаками висящих светильников установили по четыре 250-ваттных лампочки. Эффект в том, что свет исходил из-под абажура, а не оттуда, где должен был бы находиться фитиль. Я решил, что так изображение будет выглядеть более натурально, чем если бы мы использовали дополнительное освещение приборами из-за пределов кадра.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Внутри багажного вагона мы использовали тот же трюк с висящими светильниками, в то время как некоторые из использованных настенных бра и в самом деле были настоящими горящими масляными лампами. Таким образом, свет в багажном вагоне выглядел гармонично.

Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Все использованные внутри вагонов светильники были подключены к пульту, который имел возможность диммировать каждую лампочку. Диммерный пульт питался от генератора, расположенного в хвостовой части поезда. Наш гаффер Марти Кеаф сказал мне, что для обеспечения электропитания всей системы освещения этой сцены понадобилось около трех километров кабеля.

Источник: rogerdeakins.com
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: кадр из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Warner Bros.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1524
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1562
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4656
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5511
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее