tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

5 советов саунд-дизайнерам от Фрэнка Круза

Музыка vs саунд-дизайн, общение с режиссером и зачем обсуждать работу со звуком до начала съемок — рассказывает саунд-дизайнер «Облачного атласа» и «Гонки»

1Помогайте фильму рассказать историю

Занимаясь сведением музыки и звуков для фильма, вы должны решить, какой элемент наиболее важен для композиции и ее истории. Другими словами, какой элемент саундтрека помогает лучше объяснить или подчеркнуть повествование. Чтобы один элемент был более заметным на аудиодорожке, громкость другого должна быть уменьшена или вовсе убрана.

Фото: Tom Pottiger
Фото: Tom Pottiger

Если говорить о музыке и звуковом дизайне вместе, то важно их правильно сочетать. Когда они сильно накладываются друг на друга, то приходится изменять именно музыку, ведь звуковые эффекты должны быть обязательно с ней синхронизированы.

Однако если в данной сцене именно музыка важна для истории, смело уводите звуковые эффекты на второй план или даже убирайте. Забавно, что музыка и саун-дизайн могут не только соперничать друг с другом, но и вдохновлять. Однако главное во всем звуковом оформлении фильма — это история.

 

2Всегда думайте о контексте и общайтесь с коллегами

Очень важно не упускать из виду целостную картину звукового дизайна в фильме на протяжении всей работы над картиной. Например, если вы целый день заняты сведением шагов и других шумов отдельно от остальных сцен, то вероятно, что впоследствии вам придется все эти звуки сводить заново.

Фото: Josh Sorenson
Фото: Josh Sorenson

Для того чтобы этого не случалось, необходимо не только всегда помнить про другие части фильма, но и коммуницировать с другими членами команды, которые направят вас в нужном направлении в случае чего.

Широко распространенное мнение, что звукорежиссер работает в своем собственном пузыре и является одной из причин, почему фильмы редко развиваются и вместо этого застаиваются на одном уровне.

Даже длительное общение в Skype редко дает информацию, которая вам действительно нужна. Ничто не сравнится с трехсекундным разговором на кухне.

Объединение офисов дало мне преимущество: я мог разговаривать с коллегами, когда мы встречались в коридоре. Эти микро-встречи дают лучшую обратную связь. Также полезно сотрудничать с монтажером. Например, на одном проекте мы сидели по вечерам с Алексом Бернером и смотрели фильм, загружая все новые звуки в Avid. Это вызвало много новых идей, которые вряд ли бы появились иначе.

 

3Работайте на всех этапах производства и планируйте

Многие специалисты также отделяют работы звукового департамента на разных стадиях продакшна. А зря.

Фото: John Schnobrich
Фото: John Schnobrich

Во время подготовительного периода я уже общаюсь с Томом Тыквером (режиссер, коллега Фрэнка, — прим. tvkinoradio.ru), так что могу сразу указать ему на некоторые особенности сценария, которые отразятся на работе со звуком. Мне также нужно убедиться, что у нас будет достаточно времени для записи определенных звуков. Если же не будет, то мне нужно запланировать время, чтобы приехать и записать какие-то звуки отдельно.

Это важно обговаривать с режиссерами перед началом работы. Если вы дождетесь начала съемок, то потеряетесь: высокий уровень стресса и нехватка времени сделают невозможным что-либо организовать в этот период. Планирование — это все!

 

4Найдите общий язык, чтобы говорить о звуке

Многие люди, которые не работают со звуком, пытаются подобрать правильные слова при описании шумов или других звуков. С этим часто приходится сталкиваться. Это особенно важно, если с такими проблемами вдруг сталкивается режиссер. В этом случае просто необходимо найти общий язык.

Фото: Sayhitobel
Фото: Sayhitobel

Я сперва делаю несколько предложений звукового оформления для сцены. Это может быть намеренно провокационным и преувеличенным, чтобы вызвать реакцию режиссера. На основании этого может быть разработан общий план работы. Даже если предложение совсем не понравится режиссеру, оно все равно поможет найти правильное направление для фильма.

 

5Экспериментируйте

На своих проектах я часто прибегал к нестандартным решениям проблем. Например, на проекте Рона Ховарда «Гонка» (2013) мне пришлось отказаться от изначальной идеи звуковой драматургии. Дело в том, что автомобили «Формулы 1» не издают достаточно интересных звуков, что делает их немного монотонными. Даже когда машины ускорялись, их моторы все равно звучали довольно однообразно. Поэтому звуковому департаменту пришлось смириться с тем, что история не может быть рассказана через звуки двигателей. Задача состояла в том, чтобы как-то оживить эти машины.
 
Трейлер фильма «Гонка» (2013) 

Мне удалось сделать это благодаря наслаиванию звуков. Так как звук двигателя не смог вести историю, я добавил множество, казалось бы, второстепенных звуков вроде выхлопов, трансмиссии, металлического корпуса и других посторонних звуков. Хотя они и едва заметны в сочетании со всеми остальными звуковыми дорожками, именно за счет них создается ощущение безумства гонки таких мощных автомобилей.

Важно, что в реальности вы вряд ли услышите все точь-в-точь, как в фильме. Однако в данном случае, цель — рассказать историю, так что нет никакой проблемы в том, чтобы приукрасить какие-то звуки во имя истории и зрелищности.

Источник: vimeo.com
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Обложка: Maksym Kaharlytskyi

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Сталкер»

Начиная «Сталкера», Андрей Тарковский думал быстро сделать приключенческую фантастику. Но в итоге картина заняла три года, трижды переснималась, став самым мучительным в производстве фильмом режиссера. И, по его же мнению, самым лучшим. К 40-летию картины разбираемся, как так получилось

19 мая 29786
Практика

Как это снято: «Сияние»

На «Сиянии» Стэнли Кубрик поставил мировой рекорд дублей, впервые использовал Steadicam, пролил сотни литров крови и сжег декорации. Как создавался один из самых спорных и загадочных хорроров в истории кино?

22 мая 5427
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 4254
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

21 мая 2633
Практика

Приемы: Ритм

Разбираемся в принципах создания визуального ритма: почему надо использовать правило третей, диагоналей и перспективу, как работать со статичными и движущимися объектами в кадре и зачем чередовать фрагментарные и непрерывные события

18 мая 2219
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее