Слова

Ирина Миронова: «При съемке клипа побеждает не звездность, а профессионализм»

Клипмейкер Ирина Миронова поделилась секретами мастерства: как работать с профессионалами и дебютантами, зачем менять съемочную команду и почему снимать на мобильный телефон лучше

Мимо ВГИКа в прикладную космонавтику

С самого детства меня завораживали мультфильмы. Я долго думала, что эти визуальные миры существуют на самом деле. И лет в 6-7 мое мировоззрение рухнуло — мама сказала, что эти миры создают люди. Как только я узнала, что это можно сделать своими руками, то поняла, что буду снимать и неважно что — фильмы, мультфильмы. Клипов тогда у нас не снимали. После школы я решила поступать во ВГИК, но меня не приняли — было всего 16 лет.

Режиссер должен понимать, как устроен мир. Вот сейчас у молодого поколения гораздо больше возможностей что-то пережить к окончанию школы — и поездки в другие страны, и большой круг общения в социальных сетях. Я вижу, как многие не ждут особого момента, просто берут в руки камеру и начинают снимать.

Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль
Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль

Мне для осуществления мечты пришлось довольно долго ждать. Я поступила в Университет геодезии, картографии и аэрофотосъемки, на факультет прикладной космонавтики. Мы работали с лучшими оптическими системами, с первыми разработками монтажных программ. Я попала в рай, во ВГИКе еще долгие годы не могли дать таких колоссальных технических знаний.

На третьем курсе я поняла, что готова снимать и отправилась в Останкино. Сначала работала ассистентом на съемочных площадках, но уже через пару месяцев взяла в руки камеру и стала делать репортажи, небольшие ролики. Следующим шагом был монтаж. Но больше всего мне хотелось самостоятельно организовывать процесс, писать сценарии.
 

Нужно понимать, для чего мы делаем клип.


Года через четыре я стала режиссером и продюсером. Музыкальная сфера заинтересовала меня, потому что это было передовое направление — модное, прогрессивное, создаваемое с помощью современных технологий. А еще я увидела в клипах возможность оживлять под музыку те самые волшебные миры.

 

Первый клип

В 1999 году ко мне пришел первый заказчик — молодая певица Лиза с песней «Поверь, теперь я знаю, как жить». Производством занимался известный продюсер Юрий Шмильевич Айзеншпис. На его студии к тому времени записывался Кирилл Толмацкий (Децл), группа «Динамит», начинал Дима Билан.
 
Клип Лизы «Поверь, теперь я знаю, как жить»

Сам Юрий Шмильевич был категорически против поручить мне съемки, ведь у меня не было ни одного клипа. А инвесторы рассуждали по-другому: именитые режиссеры не потратят столько сил на молодую неизвестную певицу, а я в свой первый клип вложу всю энергию, какая у меня есть. В итоге не прогадали. Клип взяли на MTV, он вошел в тяжелую ротацию, и после этого у меня зазвонил телефон.

 

Песня, человек и для чего это нужно

Есть две данности: песня и человек. Музыкальный жанр задает атмосферу, и исполнитель однозначно будет центром мира визуального произведения. В этом отличие клипов от кино. В кино ведь автор сначала придумывает сюжет, а уже потом подбирает актеров.
 

Я люблю добавлять к опытным специалистам новичков — в процессе общения они учатся друг у друга, обновляют свои знания и взгляды.


В клипе есть один главный актер, причем непрофессиональный. Надо учитывать, что артист, выступающий на больших стадионах и отдающий свою энергию аудитории, перед камерой ведет себя иначе. Задача режиссера-клипмейкера «нарисовать» этим человеком в кадре какие-то другие эмоции, которые вызовут у зрителя не меньший отклик. Создать мир, лучший для конкретного актера и конкретной песни — вот в чем состоит искусство клипа.

Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль
Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль

Подготовительный период может занимать от недели до полутора месяцев, в зависимости от сложности. Я изучаю людей, которые ко мне приходят. Знакомство происходит даже с теми, с кем я уже работала. После этого я очень быстро придумываю от одного до трех концептов. Это пока еще не сценарии, а только вектора. На данном этапе мне важно сверить компасы с заказчиком. Даже те варианты, которые исполнителю не нравятся, служат для меня подсказками.

Я никогда не предлагаю неподходящее для человека. Если кто-то не умеет танцевать, я не стану заставлять. Например, работая с Аллой Пугачевой над клипом на песню «Все ушли в осень», я снимала крупные планы, фокусируясь на ее глазах. Своим взглядом она гипнотизирует зрителя и больше ничего не надо. А вот Кристина Орбакайте — блестящая танцовщица и не использовать это глупо.
 
Клип Аллы Пугачевой «Все ушли в осень»

Есть еще один важный фактор, от которого зависит разработка концепта. Нужно понимать, для чего мы делаем клип. Мы хотим сделать песню хитом? Хотим, чтобы ее взяли на радио и она попала в чарты? Хотим привлечь внимание к грядущим выступлениям? Или изменить образ исполнителя, который стал немного не таким визуально интересным, как хотелось бы?

Кстати, «перезагрузка» — довольно частая причина, по которой ко мне обращаются. Например, пять лет назад Диана Арбенина пришла ко мне с песней «Это не мне» и сказала, что ей нужен глоток свежего воздуха, вертикальный скачок. Я подумала и предложила ей стать блондинкой.

Казалось бы, где связь между клипом и чисто женским решением? Но песня именно о женственности, которую я ей «назначила», надев платье и уговорив перекраситься. После съемок она ходила в шапочке, планировала вернуться к своему привычному образу, но не вернулась. Сейчас уже никто и не вспомнит, что она была другой.
 
Клип Дианы Арбениной «Это не мне»

 

Съемочная группа

После того, как мы с исполнителем выбираем определенный концепт, я пишу подробный сценарий, который прорабатываю с оператором. Мы реализуем его, подбирая технические решения, релевантные нашей задумке и бюджету. Дальше задачи переходят к разным специалистам — стилистам, гримерам. Приятно работать с профессионалами своего дела: ты даешь им задание, а они предлагают талантливые художественные решения.
 

Побеждает не «звездность», а профессионализм.


Я люблю работать с разными командами, подбирая их каждый раз для конкретного клипа. У любого художника есть базовый набор кистей и красок, но согласитесь, здорово периодически подмешивать к ним новые. Я люблю добавлять к опытным специалистам новичков — в процессе общения они учатся друг у друга, обновляют свои знания и взгляды. Это же не просто наша работа, это жизнь и надо проживать ее интересно. Я учитываю людскую психологию: кто с кем лучше будет взаимодействовать, кто найдет общий язык с исполнителем. Грамотная комбинация людей благотворно влияет и на процесс, и на итоговый результат.

Ну и, конечно, важен уровень профессионализма и личные таланты. Например, я знаю, что этот оператор — мастер постановочных схем света в интерьере. Зачем же брать его на натурные съемки? А другой — превосходно справится со съемкой на природе в яркий солнечный день или наоборот, в пасмурный.

Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль
Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль

Профессионал своего дела решит практически любую задачу, но у каждого есть свои склонности. Именно поэтому я каждый раз набираю уникальную, подходящую к данной съемке команду.

 

Волшебные миры

Съемка клипа занимает, как правило, один-два дня. А вот постпродакшн — от двух недель до месяца. Даже там, где зрителю кажется, что компьютерной графики нет, она все равно присутствует, потому что в клипах мы добиваемся создания нереалистичного пространства. По законам экранного восприятия надо погружать человека в миры, которые будут для него новыми и интересными.

Наш мозг переполнен похожей визуальной информацией, поэтому надо удерживать внимание зрителя любыми способами. Скажем, снимаем простую историю, как в клипе Светланы Сургановой на песню «Да будет свет». По сюжету ничего сверхъестественного не происходит, но изображение все равно носит оттенок сказочности за счет особой цветокоррекции. Получается маленький сдвиг реальности.
 
Клип Светланы Сургановой «Да будет свет»

Диана Арбенина выбрала черно-белый вариант клипа «Это не мне», но мне больше нравится цветной. Мало кто обращает внимание, но там мы изменили цвет ее глаз — они зеленоватые, с немного дьявольским оттенком. Делалось это вручную в каждом кадре.
А глаза Кристины Орбакайте в клипе «Перелетная птица» мы сделали чернильно-лазурными. Такие детали притягивают взгляд, завораживают, нарушают границы восприятия. В клипах можно делать их любыми средствами — светом, цветом, заметной или незаметной графикой. Когда у меня меньше бюджета, я использую необычные звуки.
 
Клип Кристины Орбакайте «Перелетная птица»

 

Дебютанты и звезды

В работе с начинающими и уже состоявшимися артистами есть свои сложности. У дебютантов бывает склонность к импровизации, они относятся к съемкам как к веселому и необычному времяпрепровождению. К сожалению, они не всегда понимают технические стороны процесса, могут не услышать и неправильно понять мои задания. В итоге это сбивает работу всей съемочной группы.

Кроме того, дебютанты часто бывают излишне амбициозны и не вполне доверяют тем профессионалам, которых они выбрали. Не прислушиваются к их требованиям и советам, считая, что если у них в копилке есть один-два клипа, они уже прекрасно знают, как это нужно делать.

Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль
Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль

У тех, кто снимается долго, своя сторона медали — накопленная усталость, отсутствие энергии и желания что-либо осуществлять. Они приезжают на съемки уставшими не потому что плохо выспались, а с таким настроем — одним клипом больше, одним меньше, ну и что? Очень трудно их раскачать. А камера — это такое увеличительное стекло, которое все показывает. Если в тебе ничего нет — в кадре звенящая пустота.
 

Я против всех гаджетов и дорогих камер. Люблю мобильный телефон.


Но побеждает не «звездность», а профессионализм. Самым некапризным артистом на съемочной площадке была Алла Пугачева. Она не замечала никаких дискомфортных факторов — холодно, жарко.

Кристина Орбакайте такая же. Однажды мы снимали ее одну на протяжении 12 часов с небольшими перерывами. Все это время она танцевала на высоких каблуках, стоя на подиуме. И только после команды «Стоп, снято!» она села, сняла туфли, и я увидела, что ее ноги стерты в кровь, а она мне даже слова не сказала!

 

Мобильный телефон вместо профессиональной камеры

В сфере клипмейкерства почему-то считается, что чем дороже камера, чем больше разных гаджетов ты используешь, тем лучше результат. Я против всех гаджетов и дорогих камер. Люблю мобильный телефон. Это универсальный инструмент, с помощью которого можно снимать, монтировать, делать постпродакшн.

Какие чудо-гаджеты нам нужны, чтобы снять клип? Телефон и рука. Научитесь держать мобильный телефон стационарно, не трясите руку, тренируйтесь делать панорамное движение. Я просто сижу на одном месте, двигаю рукой и уже снимаю. А для того, чтобы осуществить то же самое с большой камерой, пусть даже с ALEXA Mini или RED, нужны дорогостоящие гаджеты и много времени, чтобы закрепить камеру, сделать настройки, выбрать ракурс.
 

Денег стоят не камеры, а люди с их талантами и идеями.


Я считаю, что камеры нужны для съемок того визуального контента, который предназначен для большого экрана. Клипы мы смотрим на мобильном телефоне, почему бы и не снимать на него? Качество от этого не страдает.

В 2007 году я сняла первый официальный клип на мобильный телефон по просьбе компании Nokia. Они выпустили телефон Nseries 93 со слоганом «Ваша жизнь — лучший фильм». Мы снимали клип на песню Полины Гагариной «Morning», и для того, чтобы показать потерю качества при увеличении, делали специальные кадры. Но по факту этого не было видно. Сейчас техника стала еще мощнее.
 
Клип Полины Гагариной «Morning»

Я мечтаю, чтобы ко мне пришел заказчик, который бы согласился на подобный формат съемки. Но, к сожалению, психология восприятия работает иначе. Стоя перед простым мобильным телефоном, не видя вокруг себя дорогостоящих камер, света, кранов, артисты не понимают, на что тратят свои деньги, значение съемки обесценивается, настрой падает.
Денег стоят не камеры, а люди с их талантами и идеями.

Своих студентов я заставляю снимать на телефоны, но сама по-прежнему вынуждена использовать профессиональные камеры. Мне кажется, это большая несправедливость и даже глупость в производстве клипов.

 

Учиться или нет?

Художественная интуиция может быть врожденной. Так было поначалу и у меня: не зная конкретных законов и формул, я видела кадр, понимала законы света, цвета, правила драматургии. Уже после я с интересом все изучала и продолжаю делать это до сих пор.
 

Любое визуальное произведение похоже на конструктор, собирая который автор должен выстраивать для себя схему: в этом моменте зрители улыбнуться, в этом заплачут. Если ты делаешь то, что невозможно понять — ты не автор.

 
Но начинается все с того, пригоден ты к съемке или нет. Если нет врожденного таланта, развить его в себе не получится даже при огромном желании. Это как в музыке: если у тебя нет слуха, научить ему невозможно. Это природные факторы, и мы должны с ними считаться, чувствовать свои склонности.

Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль
Клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль

Второй момент: важно понимать цель вашей съемки. Если это некоммерческий проект, все проще. У тебя есть идея и ты чувствуешь, что знаешь, как ее реализовать — просто иди и снимай. Это будет кино, которое радует исключительно тебя, а попадет ли оно в поле зрительского внимания, будет ли отмечено на фестивалях — зависит от многих условий.

Есть люди, которые четко формулируют свои желания. Знаменитые сейчас Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино, Вуди Аллен с самого начала имели мощную художественную интуицию. Они стали снимать с расчетом на большой экран, деньги и, разумеется, понимание у аудитории. Последнее, на мой взгляд, очень важно.
 

Для хорошего режиссера важно иметь сформированное видение мира.


Если авторы не знают, что они делают, не могут расшифровать свои произведения, их никто не поймет. Так работают законы восприятия. Любое визуальное произведение похоже на конструктор, собирая который автор должен выстраивать для себя схему: в этом моменте зрители улыбнуться, в этом заплачут. Если ты делаешь то, что невозможно понять — ты не автор.

Ну а в конечном итоге для хорошего режиссера важно иметь сформированное видение мира. Ни в каких вузах этому не учат.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Обложка: клипмейкер Ирина Миронова / Фото: Евгений Пахоль

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1680
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 942
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2933
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2993
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1353
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1650
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее