tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

«Зулейха открывает глаза»: адаптация романа для сериала

Как роман становится сериалом, о необходимой мере исторической достоверности и сложностях съемочного процесса рассказали создатели и актеры проекта

Адаптация классики


Антон Златопольский, генеральный директор телеканала «Россия 1» и продюсер сериала:Антон Златопольский, генеральный директор телеканала «Россия 1» и продюсер сериала:

«В 2002 году мы начали экранизацию литературной классики. Первым был ‘’Идиот’’. После состоялось достаточно много экранизаций, и в какой-то момент мы решили, что настало время классики XXI века. Одну из них вы уже видели — это ‘’Ненастье’’ Алексея Иванова, поставленное Сергеем Урсуляком. На стадии монтажа у нас находится ‘’Обитель’’ Захара Прилепина, где режиссером выступил Александр Велединский. И сейчас мы представляем выдающееся, на мой взгляд, произведение ‘’Зулейха открывает глаза’’.
 
Трейлер сериала «Зулейха открывает глаза»

Когда я впервые читал роман (книга вышла в 2015 году, — прим. tvkinoradio.ru), идеи экранизации еще не было. Более того, я переживал, что это произведение невозможно перенести на экран, не утратив богатую образность и авторский голос. Но позже пришел к выводу, что надо попробовать переложить литературный текст в сценарий.

На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Я всегда стараюсь смотреть на полученный результат не только как продюсер, но и как обычный зритель. Мне кажется, в итоге у нас получилось самостоятельное произведение, которое находится в тесной связи с романом. Надеюсь, что от просмотра этого сериала получит удовольствие и широкий зритель, и интеллектуал».
 
 
Книга татарской писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» изначально была написана в форме учебного сценария для Московской школы кино, а уже после дополнена и переведена в роман. По ее мнению не так важно, чтобы текст романа и сценарий сериала точно совпадали. Гораздо существеннее, чтобы в экранном произведении были соблюдена атмосфера, историческая действительность и характеры.
 
 


Гузель Яхина, автор романа «Зулейха открывает глаза»:Гузель Яхина, автор романа «Зулейха открывает глаза»:

«Когда пишешь учебную работу, среди прочих есть задание придумать дримкаст — подобрать из известных актеров идеальных исполнителей на главные роли. Тогда я в своих фантазиях не была ничем ограничена. Мой выбор сразу же пал на Чулпан Хаматову. Других кандидатур просто не было.

Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Она сочетает в себе робость и силу — два качества, из которых складывается характер Зулейхи. И еще она как человек обладает невероятной чистотой, которая отражается в ее взгляде. Сыграть такое невозможно.

Чудесным образом сложилось так, что она захотела сыграть эту героиню. Я очень пристрастна в вопросе актерской игры, но могу сказать, что это одна из лучших ролей Чулпан. Драматургическая арка персонажа в романе огромна. Это же сохранилось в сериале. Молчаливая Зулейха в первой серии и сильная независимая женщина в последней — будто два разных человека.

Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Конечно, когда ты пишешь текст, параллельно режиссируешь в своей голове. Я могу долго рассказывать, как меня задевает любая строчка сценария, отличающаяся от романа. Автору трудно воспринимать, даже если местами поменяли всего два слова. Но это все деревья, за которыми надо видеть лес, а лес получился хорошим. Во многом это случилось потому, что были соблюдены базовые принципы, которые мы оговорили перед съемками.

Во-первых, для меня было очень важно, чтобы это была не просто мелодраматическая история двух людей на фоне таблички с надписью ‘’Гулаг’’. В фильме должен был прозвучать голос большой истории. В первой же серии появляется закадровый голос, который сопровождает зрителя до последней серии. В финале вы узнаете, кому он принадлежит. Для меня этот рассказчик символизирует историческую истину.

Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Во-вторых, высокий уровень художественных решений. Конечно, это был вопрос бюджета. Но то неравнодушие, которое я увидела в глазах режиссера, исполнителей главных ролей, да и всех, кто был причастен к проекту, сделали свое дело. Кроме того, мне кажется важным, что в фильме, как и в книге, сохраняется пространство для размышлений зрителя.

Я видела несколько версий финала. В некоторых пытались поставить жирные точки в истории каждого героя. Но в итоге от этих вариантов отказались. Благодаря некоторой недосказанности зритель получает приглашение к диалогу и возможность подольше побыть внутри этой истории».


Егор Анашкин, режиссер сериала «Зулейха открывает глаза»Егор Анашкин, режиссер сериала:

«Любой режиссер проходит несколько стадий отношения к своей работе — от любви до ненависти. Сейчас я на стадии любви, но в какой-то момент мне казалось, что это катастрофа и ничего не получится.

На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Мне кажется, главный посыл этого фильма — возродить людскую память и передать это знание новым поколениям. Надо, чтобы люди знали и помнили любые страницы истории».

 

Правда и вымысел

 
«Зулейха открывает глаза» — роман о раскулачивании, действие которого начинается в 30-х годах прошлого века. После того, как у татарской крестьянки Зулейхи убивают мужа, ее везут вместе с другими каторжниками в Сибирь, где они строят поселение и учатся выживать в непростых условиях.
 
 

Гузель Яхина, автор романа «Зулейха открывает глаза»Гузель Яхина, автор романа «Зулейха открывает глаза»:

«Пружиной к написанию романа послужили рассказы моей бабушки. Раскулачивание — часть моей семейной истории. Бабушка в семилетнем возрасте отправилась в Сибирь и вернулась 23-летней девушкой. Эти 16 лет она провела в поселении на берегу Ангары, которое было построено точно так же, как это будет показано в фильме. Поселок назывался Пит-городок, название сохранилось в фильме, оно прозвучит из уст героев.

Но создавая исторический каркас романа, я опиралась на разные документы. Во-первых, это были труды Виктора Николаевича Земского, профессора Российской академии наук, который всю жизнь занимался вопросами поселенцев. Во-вторых, исследовала различные протоколы НКВД, а также читала мемуары раскулаченных.

Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Я не хотела, чтобы роман стал учебником истории, старалась исторические факты интегрировать в художественную ткань произведения. Например, эпизод, когда каторжников везут в Сибирь, затем поезд разворачивают, хотят везти обратно, а потом возвращаются к первоначальному маршруту, был взят из воспоминаний. Я спокойна за историческую часть, так как она была вычитана экспертами и получила одобрение. В фильме тоже соблюдены условия исторической правды».


На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
 
 
Роман Гузель Яхиной получил много положительных отзывов от критиков и признание читателей. Однако встречались и негативные рецензии. В частности, татарские критики выступали против того, чтобы называть Яхину «татарской писательницей», поскольку ее описания быта и сами характеры не соответствуют действительности.
 
 

Чулпан Хаматова, исполнительница роли ЗулейхиЧулпан Хаматова, исполнительница роли Зулейхи:

«У меня был долгий путь к этой книге. Я знала, что роман стал бестселлером, но не читала его вместе со всеми. Когда волна популярности чуть спала, я прочла и сразу поняла, что это очень кинематографичное высказывание, которое должно быть экранизировано.

Я благодарна Гузель за то, что роман воскресил многие детские воспоминания. Читая первую особенно подробную часть с описаниями быта, указаниями татарских названий различных предметов, я почувствовала, что ко мне возвращается моя корневая идентификация.

Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Готовясь к съемкам, я много читала, в том числе эти споры и обвинения, на мой взгляд, достаточно грубые и нечестные. Все встало на свои места, когда я решила прочитать книгу, написанную моим дядей. Это история нашей семьи, в которой тоже были раскулаченные. Одну мою тетю тоже звали Зулейха, она пережила ссылку. И тогда я поняла, что у каждого свое представление о коллективизации, единого взгляда на судьбы многих людей быть не может. Система раздроблена, и каждый случай стоит рассматривать отдельно. После этого я перестала оглядываться на нападки рецензентов.

Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Я не понимаю, как можно заниматься искусством, если не привносить в образ что-то лично от себя. Для меня это время — страшная страница нашей истории. И я всегда старалась выразить и свое отношение к происходящему через героиню Зулейхи, чтобы зритель яснее это увидел и почувствовал.

У меня был сильный внутренний спор с героиней. Ее метаморфоза огромна: от послушной бессловесной жены, не умеющей принимать собственные решения, до самостоятельной, мудрой, отвечающей за свои поступки женщины.

Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Мне сложно давалось начало, когда нужно было с одной стороны передать ее детскую наивность, а с другой — показать женщину, пережившую смерть четырех дочерей и тяжелый брак. В работе над образом мне очень помогала Гузель. Когда я что-то не понимала, она всегда проговаривала со мной все тонкости характера Зулейхи».

 

Съемки 

 
Съемки сериала проходили в Москве и Московской области, Архангельске, Перми, Ярославле и республике Татарстан. Последние оказали значительную финансовую и административную поддержку съемочной команде. И все-таки создатели не скрывают, что производственный процесс был не самым простым, а масштаб экранизации потребовал значительной доли перфекционизма ото всех — режиссера, актеров, декораторов и даже авторов титров.
 
 

Антон Златопольский, генеральный директор телеканала «Россия 1» и продюсер сериала:Антон Златопольский, генеральный директор телеканала «Россия 1» и продюсер сериала:

«Изначально мы планировали премьеру сериала осенью 2020 года, но из-за разных производственных моментов перенесли показ на весну (точная дата премьеры пока неизвестна, — прим. tvkinoradio.ru). Например, последний месяц мы потратили на создание титров, над которыми работала группа аниматоров.

На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Получилось самостоятельное произведение искусства (титры сериала сделаны в технике сыпучей анимации, — прим. tvkinoradio.ru). Было несколько версий, и в финальной мы добились необходимых эмоций. Масштабы проекта потребовали значительного бюджета, который превышает традиционный для сериалов бюджет. Без финансовой поддержки Татарстана нам вряд ли удалось бы осуществить все задуманное».

Гузель Яхина, автор романа «Зулейха открывает глаза»Гузель Яхина, автор романа «Зулейха открывает глаза»:

«Поселок Семрук, который в романе строят поселенцы, был возведен на берегу Камы. Когда я впервые туда попала, испытала удивительное чувство. Это был одновременно кусочек жизни моей бабушки, о котором она мне рассказывала, и очень интересное кинопространство. Сейчас туда приезжают туристы, чтобы посмотреть, где снимался сериал».

На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Ирина Смирнова, генеральный продюсер кинокомпании «Русское»Ирина Смирнова, генеральный продюсер кинокомпании «Русское»:

«По прошествии времени кажется, что трудностей было не так много. Когда мы начали снимать, страха не было, ведь это был не первый проект подобного рода. Мы уже делали историческое кино, выезжали на съемки в другие регионы. Но на самом деле было непросто.

Республика Татарстан нас покорила своим вниманием и желанием помочь — от администрации президента до простых людей на улице. Мы понимали, что эта экранизация важна для них, а потому старались сделать идеальным каждый кадр и с точки зрения исторического соответствия, и с точки зрения единства с литературным произведением.

На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»
На съемках сериала «Зулейха открывает глаза» / Фото: кинокомпания «Русское»

Мне кажется, очень важно, что этот фильм отражает философию компании „Русское“: мы стремимся любое историческое событие показать глазами простых людей. Это всегда цепляет до глубины души».

Подготовлено по материалам пресс-конференции.
 
 
Многосерийный фильм «Зулейха открывает глаза» снят по роману Гузель Яхиной. Премьера состоится весной на телеканале «Россия 1».
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Обложка: кадр из сериала «Зулейха открывает глаза» / кинокомпания «Русское»

Комментарии

Комментариев: 1
Комментарий удален

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Назад в будущее 3»

30 лет как завершилась одна из самых удачных кинотрилогий в истории — «Назад в будущее». Первые два фильма мы уже разбирали, а теперь посмотрим, как создавался третий: эволюция характеров Марти и Дока, игра с вестерном и взрыв «паровоза-кинозвезды»

26 июня 71012
Обзоры

Куда пойти учиться: главные киношколы Москвы

Какую киношколу выбрать: ВГИК или МШК, ВКСР или Академию Никиты Михалкова, а может «Индустрию»? Мы пообщались с выпускниками крупнейших московских киношкол, чтобы узнать о преимуществах и недостатках обучения в них

25 июня 2101
Слова

Нил Ландау: «Во время написания сценария помните: все злодеи — антагонисты, но не все антагонисты — злодеи»

Один из известнейших преподавателей сценарного мастерства Нил Ландау рассказывает о способах привлечения внимания зрителя к сериалу, создании необычных героев и способах спасения неинтересных скриптов

29 июня 1236
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее