Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

1 Главные правила


Есть два главных правила: «Не задавайся, не занудствуй» и «Не будь умнее своего зрителя». На второе я уж точно не претендую.


2  Формулы ужасно скучны


Сценарные курсы — это ерунда. Это ведь не весело. Даже если вы только начинаете, это все равно плохо, потому что вас там учат формулам, а формулы чертовски скучны. Именно поэтому мы каждую неделю получаем фильмы Marvel и DC, в которых заранее точно знаем, что произойдет. Мы смотрим и думаем примерно так: какой же компьютерный эффект приведет нас к такому-то повороту истории?

Я самоучка, поэтому настороженно отношусь к тому, что люди преподают сценарную структуру, какие-то правила. Я не верю, что есть какие-то правила. Я до сих пор ничего не знаю о структуре фильма, хотя понимаю, что это выглядит странно. Часть обучения написанию сценариев — это смотреть кучу фильмов и обсуждать их. Вот это действительно полезно. Не думаю, что вам нужно что-то большее, чем это.

Когда я пишу, у меня просто есть ощущение, что что-то должно произойти в определенное время, иначе эта история не будет занимательной. Но нет никаких правил, которым нужно следовать. Например, ваша история не обязательно должна иметь три акта.


3 Первый драфт пиши от руки


Обычно я не делаю много драфтов. Я пробегаюсь по написанному и каждый день перечитываю последние четыре-пять страниц, немного что-то поправляя. Далее я пишу новое. Вот и весь процесс. В итоге у меня получается первый драфт, который затем я просто перепечатываю. Выглядит просто, потому что все делается с помощью авторучки и блокнотов на спирали. Перепечатанный вариант, по сути, становится вторым и обычно последним драфтом.


4 Пиши трезвым


Я никогда не пью, когда пишу. И, к счастью, никогда даже привычки не было пить во время работы. Многое из написанного мной математично, так что я уверен, что для того, чтобы грамотно выстраивать логику повествования, необходимо сохранять трезвость. Кроме того, я уверен, когда пишешь навеселе, все кажется классным. Но только до следующего дня. Трезвый человек более честен сам с собой.


5 Слушай речь живых людей


Чтобы хорошо писать диалоги, просто слушайте, как люди разговаривают в жизни, и практикуйтесь в передаче этого. Лет десять или около того. И не беспокойтесь о подтексте. Если вы честны с собой, подтекст диалога не станет для вас секретом.

Вместо того, чтобы ходить в кино и изучать диалоги в фильмах, слушайте живых людей, наблюдайте за людьми. Сядьте где-нибудь пообедать, зайдите в автобус или пройдитесь по улице и послушайте, как разговаривают люди. Вот что вам поможет. Мне, например, в свое время помогла поездка по одноэтажной Америке и общение с людьми там.


6 Люби всех своих персонажей


Вы должны любить всех своих персонажей. Вы должны честно смотреть на их недостатки, но также и на их надежды. Например, можно сказать, что персонаж Фрэнсис МакДорманд в «Трех билбордах» (2017) является настоящим героем, но многое из того, что она делает, не очень-то оправдано, и это особенно становится ясно по мере развития фильма. Ее мотивы — это жажда справедливости и гнев, но все это ведь еще и разрушительно.

Вуди Харрельсон, наоборот, играет персонажа-антипода. В некоторой степени он — сердце фильма, потому что в нем много порядочности. Хотя в то же время он нанимает подчиненного, который является придурком, расистом и скотиной.


7 Пиши быстро и часто


Перед вами пустая страница. Вы сталкиваетесь с ней на следующий день. На следующий день и на следующий день тоже. Легче не становится никогда. Тяжело всегда, даже мне с моим опытом. Проще не будет, хотя со временем можно обрести в этом счастье. Особенно если вы получаете удовольствие от процесса работы. Единственный выход — писать быстро и как можно чаще.

Многие делают не так, но я, садясь за работу, сразу же начинаю писать. Я не планирую, не пишу тритмент. Я позволяю персонажам говорить друг с другом. В первые несколько дней я стараюсь представить характеристики героев, их голоса, идиосинкразию и тому подобные особенности поведения. Персонажи создают сами себя и далее я позволяю истории развиваться вокруг них. Я не пытаюсь навязать героям историю, а делаю наоборот.


8 Компромисс может быть решением


Я стараюсь репетировать как можно больше. На «Трех билбордах» это, пожалуй, не удалось. Потому что Френсис была совершенно уверена, что ей не стоит репетировать ни с одним персонажем-полицейским, хотя она и любит Вуди Харрельсона и Сэма Рокуэлла. Просто она не хотела сдружиться с ними до начала съемок.

Я же как идиот думал, что нам все же стоит порепетировать немного, просто, чтобы облегчить мое состояние от присутствия в одной комнате трех кинозвезд. Но Фрэнсис была права, и в фильме это видно.


9 Не позволяй актеру менять сценарий


Старайтесь не брать в фильм актера, который может претендовать на внесение изменений в сценарий. Во всяком случае, я сторонник того, чтобы во время съемок строго придерживаться текста. Я люблю актеров, и я всегда открыт их идеям, но не хочу по их воле менять сценарий. Просто потому, что к моменту запуска одной из своих картин я провел над сценарием семь лет. И каждая строчка текста была за это время тщательно выверена.

На съемках фильма «Залечь на дно в Брюгге» (2007) / Фото: Focus Features
На съемках фильма «Залечь на дно в Брюгге» (2007) / Фото: Focus Features


10 Стремись к идеалу


Для того, чтобы вас заметили, необходимо продолжать писать до тех пор, пока вы не напишите сценарий, который будет объективно блестящим. Только обязательно надо быть честным с собой. Причем старайтесь не показывать сценарий друзьям или актерам. Показывайте его людям, которые действительно могут что-то сделать с ним, и которые при этом не козлы. В целом весь процесс шлифовки сценария может занять лет пять.


11 Не думай за режиссера


Когда пишете сценарий, не думайте как режиссер. Я обычно пишу сценарий, не особо визуализируя его в начале. Я вообще не пишу про движение камеры, например. Сценарии, в которых слишком много движений камеры или чего-то в этом роде, сложны для чтения и бессмысленны, потому что, как только придет режиссер, он или она все равно позаботится об этих вопросах. Если, конечно, это важно, для сцены.

Поймите, что первый этап — это просто рассказать историю через персонажа, диалоги, сюжет, поэтому режиссерские аспекты менее важны. Только когда сценарий закончен, и я знаю, что он будет поставлен, я возвращаюсь к нему и начинаю раскадровку каждой отдельной сцены.


12 Не слушай чужое мнение


Сценарий — это то, что исходит от вашего сердца или из вашей головы. Вам не нужно чье-то чужое сердце или голова в процессе работы. У сценария могут быть сложные моменты, сложные персонажи или какие-то странности. Но все эти вещи могут быть там по конкретной причине.

Прислушиваться к мнению, которое противоречит этому, бессмысленно. Только когда текст закончен и вы им довольны, можете показать его паре уважаемых вами людей. Но я бы посоветовал не делать этого. Я никогда не испытываю особых сомнений и потому просто иду за своими идеями до тех пор, пока не заканчиваю текст. И пока он не завершен, я никому его не доверяю. Я не спрашиваю чужого мнения. Текст же даю другим только, когда я полностью им доволен.

Источник: Berlin Film Journal, Film School Rejects, MovieMaker.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Обложка: Мартин МакДона / PA Photos/TASS

Комментарии

Комментариев: 1

Почему же драфт, а не черновик?

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 691
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 495
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2285
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2226
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1117
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1416
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее