Слова

Есть ли разница в работе художника-постановщика над кино и сериалом?

Действительно ли растет художественный уровень сериалов, чем отличаются кинодекорации от сериальных и зачем художникам-постановщикам разбираться в объективах камер

Сергей
Февралев

Художник-постановщик («Братство», «Белый тигр», «Дорога на Берлин»)
Аддис
Гаджиев

Художник-постановщик («Похищение», сериал «Черная комната»)
Павел
Романов

Художник-постановщик («Вакантна жизнь шеф-повара», сериалы «Анна-детективъ» и «Петля Нестерова»)

В нашей киноиндустрии есть художники-постановщики, которые работают только на сериалах и редко участвуют в съемках кино. Но есть и те, кто работает только в кино. Работа одновременно и там, и там практически всегда ведет к художественным неудачам.

Сериал показывается на небольших экранах телевизоров и других носителях, и это один тип восприятия изображения. Представьте, что вы смотрите на картину художника Павла Федотова «Завтрак аристократа». В ней есть определенные композиция, крупность героя, соотношения героя и пространства, работа художника с фоном.

Фрагмент картины художника Павла Федотова «Завтрак аристократа»
Фрагмент картины художника Павла Федотова «Завтрак аристократа»

То же и с изображением в сериале: размер телеэкрана заставляет художника выбирать объекты и строить декорации определенного масштаба, в которых герой будет хорошо компоноваться в небольшом формате.

Качество и масштаб телевизионного вещания позволяют работать не очень подробно с фактурами, цветами и реквизитом. Психология восприятия небольшого формата диктует, в основном, средние планы. Зрителю важны эмоции героя, поэтому все заточено под небольшой формат изображения.

Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым
Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым

К тому же, при домашнем просмотре существует некая небрежность: зритель может отвлечься в любой момент. Это часто влечет за собой отношение к декорации как к обозначению места действия, а не как к пространству со своей атмосферой. И еще, сериал — это произведение, растянутое во времени, а длинный рассказ требует определенного подхода к выстраиванию истории через последовательность объектов.

Киноэкран из-за своих размеров позволяет видеть декорации очень подробно, а при крупном плане — как будто через увеличительное стекло. Создавая масштабные декорации, их приходится строить подробно, детально и фактурно. Используются иной тип мышления, иные технологии и методы. А тот факт, что зритель сидит в темном зале и у него меньше причин отвлекаться от экрана, диктует и другой подход к декорации: она должна быть образной и атмосферной.

Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым
Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым

В среде живописцев есть монументалисты, а есть — работающие с миниатюрами. Если у художника рука поставлена на крупную широкую линию, ему сложно рисовать детали. И наоборот. Так же и в сфере кино: художнику-постановщику, который долгое время работает в сериалах, нелегко перейти на большой экран. Это другое ощущение пространства, другие технологии, другая манера работы.

Обратный переход не менее болезненный. По сути, художник-постановщик сериала и художник-постановщик в кино — это две разные профессии.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Обложка: художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 27956
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 11548
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 7668
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5351
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4370
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее