Слова

Есть ли разница в работе художника-постановщика над кино и сериалом?

Действительно ли растет художественный уровень сериалов, чем отличаются кинодекорации от сериальных и зачем художникам-постановщикам разбираться в объективах камер

Сергей
Февралев

Художник-постановщик («Братство», «Белый тигр», «Дорога на Берлин»)
Аддис
Гаджиев

Художник-постановщик («Похищение», сериал «Черная комната»)
Павел
Романов

Художник-постановщик («Вакантна жизнь шеф-повара», сериалы «Анна-детективъ» и «Петля Нестерова»)

В нашей киноиндустрии есть художники-постановщики, которые работают только на сериалах и редко участвуют в съемках кино. Но есть и те, кто работает только в кино. Работа одновременно и там, и там практически всегда ведет к художественным неудачам.

Сериал показывается на небольших экранах телевизоров и других носителях, и это один тип восприятия изображения. Представьте, что вы смотрите на картину художника Павла Федотова «Завтрак аристократа». В ней есть определенные композиция, крупность героя, соотношения героя и пространства, работа художника с фоном.

Фрагмент картины художника Павла Федотова «Завтрак аристократа»
Фрагмент картины художника Павла Федотова «Завтрак аристократа»

То же и с изображением в сериале: размер телеэкрана заставляет художника выбирать объекты и строить декорации определенного масштаба, в которых герой будет хорошо компоноваться в небольшом формате.

Качество и масштаб телевизионного вещания позволяют работать не очень подробно с фактурами, цветами и реквизитом. Психология восприятия небольшого формата диктует, в основном, средние планы. Зрителю важны эмоции героя, поэтому все заточено под небольшой формат изображения.

Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым
Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым

К тому же, при домашнем просмотре существует некая небрежность: зритель может отвлечься в любой момент. Это часто влечет за собой отношение к декорации как к обозначению места действия, а не как к пространству со своей атмосферой. И еще, сериал — это произведение, растянутое во времени, а длинный рассказ требует определенного подхода к выстраиванию истории через последовательность объектов.

Киноэкран из-за своих размеров позволяет видеть декорации очень подробно, а при крупном плане — как будто через увеличительное стекло. Создавая масштабные декорации, их приходится строить подробно, детально и фактурно. Используются иной тип мышления, иные технологии и методы. А тот факт, что зритель сидит в темном зале и у него меньше причин отвлекаться от экрана, диктует и другой подход к декорации: она должна быть образной и атмосферной.

Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым
Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым

В среде живописцев есть монументалисты, а есть — работающие с миниатюрами. Если у художника рука поставлена на крупную широкую линию, ему сложно рисовать детали. И наоборот. Так же и в сфере кино: художнику-постановщику, который долгое время работает в сериалах, нелегко перейти на большой экран. Это другое ощущение пространства, другие технологии, другая манера работы.

Обратный переход не менее болезненный. По сути, художник-постановщик сериала и художник-постановщик в кино — это две разные профессии.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Обложка: художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 541
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 422
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2144
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2079
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1079
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1384
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее