tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

Есть ли разница в работе художника-постановщика над кино и сериалом?

Действительно ли растет художественный уровень сериалов, чем отличаются кинодекорации от сериальных и зачем художникам-постановщикам разбираться в объективах камер

Сергей
Февралев

Художник-постановщик («Братство», «Белый тигр», «Дорога на Берлин»)
Аддис
Гаджиев

Художник-постановщик («Похищение», сериал «Черная комната»)
Павел
Романов

Художник-постановщик («Вакантна жизнь шеф-повара», сериалы «Анна-детективъ» и «Петля Нестерова»)

В нашей киноиндустрии есть художники-постановщики, которые работают только на сериалах и редко участвуют в съемках кино. Но есть и те, кто работает только в кино. Работа одновременно и там, и там практически всегда ведет к художественным неудачам.

Сериал показывается на небольших экранах телевизоров и других носителях, и это один тип восприятия изображения. Представьте, что вы смотрите на картину художника Павла Федотова «Завтрак аристократа». В ней есть определенные композиция, крупность героя, соотношения героя и пространства, работа художника с фоном.

Фрагмент картины художника Павла Федотова «Завтрак аристократа»
Фрагмент картины художника Павла Федотова «Завтрак аристократа»

То же и с изображением в сериале: размер телеэкрана заставляет художника выбирать объекты и строить декорации определенного масштаба, в которых герой будет хорошо компоноваться в небольшом формате.

Качество и масштаб телевизионного вещания позволяют работать не очень подробно с фактурами, цветами и реквизитом. Психология восприятия небольшого формата диктует, в основном, средние планы. Зрителю важны эмоции героя, поэтому все заточено под небольшой формат изображения.

Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым
Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым

К тому же, при домашнем просмотре существует некая небрежность: зритель может отвлечься в любой момент. Это часто влечет за собой отношение к декорации как к обозначению места действия, а не как к пространству со своей атмосферой. И еще, сериал — это произведение, растянутое во времени, а длинный рассказ требует определенного подхода к выстраиванию истории через последовательность объектов.

Киноэкран из-за своих размеров позволяет видеть декорации очень подробно, а при крупном плане — как будто через увеличительное стекло. Создавая масштабные декорации, их приходится строить подробно, детально и фактурно. Используются иной тип мышления, иные технологии и методы. А тот факт, что зритель сидит в темном зале и у него меньше причин отвлекаться от экрана, диктует и другой подход к декорации: она должна быть образной и атмосферной.

Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым
Художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым

В среде живописцев есть монументалисты, а есть — работающие с миниатюрами. Если у художника рука поставлена на крупную широкую линию, ему сложно рисовать детали. И наоборот. Так же и в сфере кино: художнику-постановщику, который долгое время работает в сериалах, нелегко перейти на большой экран. Это другое ощущение пространства, другие технологии, другая манера работы.

Обратный переход не менее болезненный. По сути, художник-постановщик сериала и художник-постановщик в кино — это две разные профессии.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Обложка: художник-постановщик Сергей Февралев на съемках / Фото: предоставлено Сергеем Февралевым

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Назад в будущее 3»

30 лет как завершилась одна из самых удачных кинотрилогий в истории — «Назад в будущее». Первые два фильма мы уже разбирали, а теперь посмотрим, как создавался третий: эволюция характеров Марти и Дока, игра с вестерном и взрыв «паровоза-кинозвезды»

26 июня 47227
Практика

Как это снято: «Гладиатор»

Съемки «Гладиатора» проходили крайне нервно: выбранный жанр казался вымершим, у авторов не было завершенного сценария, а один из ключевых актеров погиб. Но даже при таких обстоятельствах картина стала мировым хитом и триумфатором «Оскара». Разбираемся, как создавался один из главных блокбастеров рубежа тысячелетий

19 июня 33203
Обзоры

Куда пойти учиться: главные киношколы Москвы

Какую киношколу выбрать: ВГИК или МШК, ВКСР или Академию Никиты Михалкова, а может «Индустрию»? Мы пообщались с выпускниками крупнейших московских киношкол, чтобы узнать о преимуществах и недостатках обучения в них

25 июня 1735
Слова

Григорий Константинопольский: «Давайте не будем уходить в утопию: „Гроза“ снята не для многомиллионных просмотров»

Как стать соавтором Островского, зачем «Грозе» инопланетяне и дельфины, а также почему картина вышла на Premier в обход кинопроката, рассказал режиссер и сценарист Григорий Константинопольский

18 июня 1067
Слова

Нил Ландау: «Во время написания сценария помните: все злодеи — антагонисты, но не все антагонисты — злодеи»

Один из известнейших преподавателей сценарного мастерства Нил Ландау рассказывает о способах привлечения внимания зрителя к сериалу, создании необычных героев и способах спасения неинтересных скриптов

29 июня 827
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее