tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Россия vs США: звукорежиссеры у нас и у них

Артем Нужин, владелец звуковой компании T.I.M. Sound Company и звукорежиссер шоу «Последний герой», «Мастер Шеф» и «Каникулы в Мексике», рассказал, за что борются американские профсоюзы, чего никогда не будет делать звукорежиссер в Америке и чему стоит поучиться у российских специалистов

Иностранный подход

Звукорежиссер и продюсер проекта «Остров героев» Артем Нужин / Фото: предоставлено Артемом Нужиным
Звукорежиссер и продюсер проекта «Остров героев» Артем Нужин / Фото: предоставлено Артемом Нужиным

Когда я только приехал в США, то решил сходить на запись популярной программы «Две девицы на мели» в качестве актера массовки. Это достаточно известный американский ситком, созданный Майклом Патриком Кингом и Уитни Каммингс для Warner Bros. Television. Я предполагал, что съемочный процесс, скорее всего, меня удивит. Но я даже не подозревал, что настолько.

Завороженно я наблюдал за взаимодействием людей внутри съемочной команды. Все работало как часы. Мы пришли в два, съемка началась ровно в три. Оборудование высокого класса. Все сцены и проходы актеров заранее отрепетированы. Звуковой цех работает максимально четко и слаженно, как единый механизм.
 
На съемках шоу «Две девицы на мели»

Режиссеру постоянно помогал ассистент, который возил за собой небольшую портативную трибуну, где лежал сценарий и закреплено цифровое табло с таймкодом. Перед каждой новой сценой он подлетал к режиссеру и шептал ему на ухо, на что сейчас стоит обратить внимание. Такую системную работу я редко мог видеть в России. Еще реже я видел, чтобы массовке в шоу платили. Нам тогда выдали гонорар около $86 за четыре часа работы.

 

Делу время — потехе час

Особенно меня впечатлило строжайшее соблюдение графика работы. Никто и подумать не мог, чтобы задержать команду после окончания рабочего дня. Это обычная история в США.

Вот пример работы звукорежиссера в рентальной компании: смена длится около 10 часов. Это стандарт. Час работы стоит от $30 до $60. Каждые 6 часов — плотный обед. После окончания оговоренных 10 часов смены, начинается переработка — $50 за каждый час. За этим строго следят профсоюзы. Если продакшн-компания не выполняет условия договора, ее могут легко засудить, а члены профсоюза перестанут с ней сотрудничать.

На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным
На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным

Такой системности и возможности постоять за себя и свою команду очень не хватает в России. У нас продакшн может работать по 16 часов и более и без какого-либо перерыва на еду.

 

Примерять разные роли

Несколько лет назад я также попробовал себя в роли актера озвучки в сериале «Вавилон-Берлин», который адаптировали для Netflix. Вакансия гласила, что нужен «русский актер, который говорит по-английски с русским акцентом». Мне нравилось исследовать американскую киноиндустрию с разных сторон, поэтому решил откликнуться. Через месяц меня пригласили на работу. Приехав на студию, я увидел свое имя на парковке: место для меня уже было зарезервировано. Вход в студию был по отпечатку пальца. Опаздывать строго запрещалось, так как работа оплачивалась по часам.
 
Трейлер сериала «Вавилон-Берлин»

Меня познакомили со звукорежиссером и сразу попросили заполнить огромную кипу документов. После на меня надели микрофон и наушники и расставили все оборудование. Поначалу я должен был просто наблюдать за своим героем, слушать его речь, привыкать к звуку и атмосфере в студии.

Меня удивило, насколько четко был вписан текст в липсинг. Каждый вдох, выдох и стук зубов были прописаны. Работа длилась несколько дней. Но оставила самые яркие впечатления. Этот опыт еще раз доказывает: нужно верить в свои силы, постоянно искать и пробовать что-то новое и, глядишь, из 150 возможных кандидатов на роль выберут именно тебя.

На съемках сериала «Вавилон-Берлин» / Фото: Netflix
На съемках сериала «Вавилон-Берлин» / Фото: Netflix

Буквально четыре месяца назад меня снова пригласили на озвучку нового сезона «Вавилон-Берлин». Но уже в качестве члена профсоюза SAG-AFTRA. Это дает повышенные ставки, привилегии, хорошую страховку и работу на более крупных съемочных проектах. Конечно, за привилегии нужно платить. Членский взнос составляет от $3000. Но оно того стоит.

 

Российская выносливость

Вот чему стоит поучиться иностранным специалистам у российских — выносливости и смекалке. В системной работе есть свои бесценные плюсы, но она не позволяет звукорежиссеру выработать характер, высокую производительность и закалку. В системе нет особо стрессовых ситуаций.

На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным
На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным

Американский звукорежиссер вряд ли сможет выдержать темп и режим работы российского специалиста. Нам же никакие стрессовые ситуации не страшны. Я помню, как во время съемки «Больших гонок» вместе с Димой Заварзой и Петей Гришиным мы выполняли работу, которую должны делать восемь человек. Темп был сумасшедший. Многое мы не успевали. Но нам все равно удалось сделать проект, который понравился телезрителям.

 

Глаза боятся — руки делают

Самые сложные условия, в которых мне приходилось работать — съемка в тропиках. Там специалисту из любой страны требуется хорошая подготовка как моральная, так и техническая. Ты должен уметь быстро принимать важные решения, от которых зависит состояние оборудования и весь съемочный процесс в целом.

На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным
На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным

Иногда приходится забывать, что ты звукорежиссер, становиться инженером и быстро сворачивать провода или паять. Даже если на небе ни облачка, это еще не значит, что через минуту не пойдет сильный ливень.

Американцы к съемкам в таких условиях подходят более основательно. В силу большого бюджета они могут использовать водостойкие девайсы, с которыми не страшны ни дождь, ни морская вода. Они заранее прорабатывают схемы закладок скрытых микрофонов и подключают к работе большую команду.

В итоге получают более качественную звуковую картину на постпродакшне. Звукорежиссер в США четко знает свои обязанности на проекте и вряд ли пойдет помогать устанавливать микрофоны — этим занимаются его ассистенты.

На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным
На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным

Помню, когда я участвовал в съемке «Последнего героя», наши участники ныряли в воду и с Sennheiser G-3, микрофонами, не предназначенными для такого использования. Нечасто российский продакшн может позволить себе дорогое оборудование. Приходилось импровизировать и одевать микрофоны в обычные надувные шарики.

Но и такой опыт полезен. Благодаря ему я привык работать с аппаратурой среднего класса. Зная слабые и сильные стороны, я могу ее так модернизировать, что она будет работать как топовая.

 

Дорого — не всегда хорошо, дешево — не всегда плохо

Топовое оборудование стоит больших денег. Даже если российская продакшн-студия его купит, вряд ли она сможет отбить его стоимость своими проектами или будет это делать очень долго. Это главная проблема, из-за которой многие компании используют аппаратуру среднего класса и тем самым не могут повысить качество звучания на записи или в эфире.

На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным
На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным

Но дорогими девайсами тоже нужно уметь пользоваться. Если у тебя недостаточно хороший слух, нет инженерных способностей и не особо работает смекалка, топовое оборудование вряд ли поможет. Действительно хороший специалист и на универсальном, недорогом девайсе сможет создать шедевр.

В США есть одно большое преимущество: любую звуковую аппаратуру, дорогостоящую или дешевую, можно быстро купить и получить на руки в тот же день. А если тебе что-то не понравилось, можно сдать обратно. Обычно на это есть две недели.

На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным
На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным

Особенно радует страховка. С ней ты можешь не бояться за сохранность оборудования. Американцы страхуют все. Сломался микрофон, украли пульт, машина наскочила на кочку и повредился кофр, просто провод порвался — тебе все возместят.

О таком я только мог мечтать на съемках в России, когда нам приходилось оставлять аппаратуру за миллионы рублей в лесу с одним спящим охранником. Я уже был готов оформить российскую страховку, но процесс оказался таким сложным и дорогостоящим, что легче было нанять второго охранника.

На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным
На съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным

Несмотря на страховку, американские специалисты более трепетно относятся к аппаратуре. Микрофоны аккуратно подписаны и лежат в специальном кофре, не касаясь друг друга. Даже кабели BNC в отдельных ячейках. Любая мелочь хранится в отдельном, твердом кофре с поролоном. Все оборудование будут раскладывать не один, а сразу пять человек. С одной стороны, такая аккуратность и порядок приятно удивляют, а с другой — выглядит чересчур дотошно. Должна все-таки быть во всем золотая середина.
 
 
Артем Нужин

Владелец звуковой компании T.I.M. Sound Company.  Продюсер проекта «Остров Героев». 

Имеет обширный опыт в звукорежиссуре — более 19 лет в России и США. Работал на таких проектах как «Последний герой», «Вечерний Ургант», «Фабрика звезд», «Каникулы в Мексике», «Жди меня», «Поле Чудес», «Остров» и другие.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Обложка: на съемках проекта «Остров героев» / Фото: предоставлено Артемом Нужиным

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1402
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1195
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4433
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5285
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее