tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Мнение

Как режиссеру ставить задачу актеру

Разбираемся, в чем заключаются ошибки молодых режиссеров при работе с актерами и как их избежать при постановке задач

Умение профессионально работать с актером очень важный навык в профессии режиссера. Вместе с тем, часто режиссеры и актеры не понимают друг друга. Основная причина в том, что режиссер видит конечный результат, фильм в своей голове. Он знает, как должны выглядеть герои, как они двигаются, говорят, какие эмоции испытывают.

Работа актера, напротив, представляет из себя процесс. Профессиональный актер работает в моменте, он не ориентирован на результат, а идет от задачи и импульса, который возникает в процессе актерской игры, спонтанно рождается здесь и сейчас.

Таким образом в работе режиссера и актера может возникнуть непонимание. Чтобы этого избежать, режиссеру следует ставить задачу актеру, ориентируясь на процесс в игре, а не на результат.

 

Ошибки режиссеров в работе с актерами

Практика подтверждает, что все начинающие режиссеры совершают одни и те же ошибки в работе с актерами.

Кадр из фильма «Бёрдмэн» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Бёрдмэн» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures


1Говорить актеру, какие эмоции должен испытывать его герой

Например: «В этой сцене ты злишься», «Когда друг отказал тебе в помощи, ты расстроился».

Такая задача ориентирована на результат, а не процесс. Актер в этом случае старается изобразить эмоцию и может начать следить за собой («А выгляжу ли я достаточно злым или расстроенным?»). Актерская игра в этом случае становится ненатуральной и неестественной.

Другие примеры данной ошибки. «Хочу, чтобы эта сцена выглядела интригующе», «Вы в этой сцене должны играть острее», «Эта сцена должна быть опасной».

2Ставить задачу в виде реакции (эмоции) актера на действия партнера

Кадр из фильма «Бёрдмэн» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Бёрдмэн» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Например: «Когда он зашел в комнату, ты испугалась», «В этой сцене тебе нагрубили и ты разозлился».

Такая задача не подходит не только потому, что она ориентирована на результат, но и потому, что актер в этом случае будет заранее готовиться к реакции (эмоции), которую ждет от него режиссер. Из игры актера уйдет спонтанность, а вовлеченность зрителя ослабнет. Если актер заранее готовится к эмоциям и реакциям, которые ждет от него режиссер, то зритель понимает, что будет происходить в сцене, и быстро теряет интерес.

3Давать взаимоисключающие рекомендации

Иногда режиссеры ставят задачи, которые актеры не могут сыграть, так как они исключают друг друга.

Например: «Ты должен быть настойчив, но неуверен», «В этой сцене ты агрессивен, но сомневаешься».

Иногда режиссеры думают, что подобные задачи делают героя более интересным и дают комплексное раскрытие его личности. Но в реальности актер не может одновременно выполнить две взаимоисключающие задачи.

Как поступить в этом случае? Режиссер может разбить сцену на небольшие части, в каждой из которых у актера может быть новая задача. В одной части сцены может быть только одна задача.

4Навязывать свое видение характера героя

Кадр из фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Психологизация и интеллектуализация «как я вижу характер героя» любимое развлечение на репетициях многих режиссеров и пустая трата времени.

Эффективность пространных рассуждений о характере героя можно оценить по тоске в глазах актеров в этот момент.

5Озвучивать негативные характеристики персонажа

Например: «Твоя героиня настоящая стерва», «Твой герой ведет себя как урод».

Актер должен оправдать действия своего персонажа, почему он так себя ведет, что им движет. Причины есть у любых поступков. А вот право судить героев лучше оставить зрителям. Режиссеру не следует «ставить клеймо» на персонаже, при постановке задачи лучше быть на стороне героя и оправдывать его действия.

Оценка поступков или даже самого героя — не лучший вариант, даже если она позитивна. Например: «Твой герой — хороший парень», «Твоя героиня — идеальная жена». В этом случае актер может играть не живого персонажа, а клише.

 

Как правильно ставить задачу актеру

Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Lionsgate
Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Lionsgate

1Использовать глаголы активного действия

Задача в виде глагола активного действия прекрасно заменяет просьбу режиссера изобразить эмоцию.

Например, режиссер хочет, чтобы актер в сцене был агрессивен. Он может поставить задачу актеру: «В этой сцене ты заставляешь (принуждаешь, наказываешь, подавляешь и т.п.) своего партнера». Глаголы активного действия позволяют актеру концентрироваться на процессе, а не на результате.

Кроме того, он сосредотачивается на действии и своем партнере. Актерская игра становится естественной, так как ему не надо изображать эмоцию.

Я подготовила для вас список глаголов активного действия.

2Оставить только факты

Факты говорят сами за себя. Это очень хороший инструмент в арсенале режиссера. Факт прекрасно заменяет пространные рассуждения «как я вижу характер».

Например, если вы хотите сказать актеру о страданиях героя от жестоких родителей в детстве, достаточно нескольких фактов. «Родители героя наказывали его за каждую провинность. Когда ему было пять лет, он нечаянно сломал дорогую игрушку и родители заставили его пять часов просидеть в темном чулане, зная, что больше всего он боится темноты. Герою до сих пор снятся кошмары в связи с этим наказанием, хотя он уже взрослый».

3Создать образ

Кадр из фильма «Унижение» (2014) / Фото: Christie Mullen
Кадр из фильма «Унижение» (2014) / Фото: Christie Mullen

Образы в данном случае — это то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем на вкус.

Например, режиссеру нужно, чтобы один герой испытывал отвращение к другому герою. Можно предложить: «Представь, что от твоего партнера по сцене очень плохо пахнет».

4Задать обстоятельства

Например, в сцене актер должен быть в приподнятом радостном настроении. Можно предложить: «Представь, что все люди, которых встречал твой герой в этот день, говорили ему только комплименты».

Если нужна напряженная обстановка в комнате, то можно задать следующие обстоятельства: «Тот, кто первый заговорит в этой комнате, будет приговорен к тюремному сроку».

5Определить события

В каждой сцене есть центральное событие и центральный эмоциональный момент. Например, схватка, переговоры, соблазнение, трюк. Режиссеру при работе со сценарием следует это определить. Он может обсудить события сцены с актерами. Например: «Главное событие этой сцены — это схватка между людьми, которые любят друг друга».

6Поставить физическую задачу

Кадр из фильма «Тутси» (1982) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Тутси» (1982) / Фото: Columbia Pictures

Физические задачи прекрасно помогают, когда актер напряжен и сконцентрирован на себе. Можно предложить ему: «Когда ты произносишь свой текст, ты наливаешь себе кофе и кладешь две чайные ложки сахара». В этом случае внимание актера переключается на физическую задачу и его игра становится более естественной.

Также они придают выразительности действиям актера. Например, раздосадованный герой может запустить чем-нибудь в стену или замахнуться на другого актера.

7Задавать вопросы

Режиссеры иногда даже не подозревают, какие интересные результаты они могут получить, просто задавая вопросы актерам. Этот способ хорошо работает еще и потому, что повышает концентрацию актеров на репетиции.

Можно ставит задачу в форме вопроса: «Как ты думаешь, твой герой в этой сцене нападает или убеждает?», «Как ты думаешь, чего твой герой хочет добиться от своего партнера в этой сцене, каких действий?» Задавая вопросы актерам об их герое режиссер может получить неожиданные и очень интересные ответы.

Для подробного изучения нюансов работы режиссера с актерами в кино я настоятельно рекомендую прочитать книгу Directing actors автора Judith Weston.
    
 
Елена Марина

Режиссер и автор сценария фильмов «Наташа», «Ведьма», «Два дня» и «Анима/Анимус».
             
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Обложка: кадр из фильма «Бёрдмэн» (2014) / Fox Searchlight Pictures
 

Комментарии

Комментариев: 1

Спасибо, всё четко, ясно, список активных глаголов на карандаш, Благодарю, это актерам необходимо, как воздух. Благословений!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1545
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1501
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4641
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5495
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее