Практика

Застывшее время, управление отражениями и опустевший Нью-Йорк: как оживали сны в фильме «Начало»

Продолжаем разбираться в сложных трюках ленты Кристофера Нолана. Создание лестницы Эшера в штаб-квартире компании Electronic Arts, иллюзия вращения города для усиления искусственности пустынной среды и самый сложный случай в истории Double Negative

В первой части мы разобрали, как удалось затопить замок и не раздавить ДиКаприо, преодолеть гравитацию и взорвать кафе в центре Парижа, не превышая уровень шума в 104 дБ.

 

Зеркала

После Ариадна воздвигает на их пути вход на знаменитый парижский мост Бир-Хакейм.

«Мост Бир-Хакейм состоит из повторяющихся металлических арок и расположенной под ними пешеходной дорожки, — говорит Пол Франклин. — Мы с Крисом обсуждали, как Ариадна может создать мост с помощью своих способностей изменять действительность. Я сказал, что это напоминает бесконечно повторяющиеся отражения. В сценарии отмечалось, что управление отражениями было частью навыка манипулирования сном. Крис предложил воссоздать этот эффект с помощью огромных зеркал».

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На площадке была практически проведена военная операция: у съемочной группы было совсем мало времени, за эти четыре часа нужно было повесить зеркало размером 4,8 на 2,4 метра на локации, отснять всю сцену и снова снять его.

«Мы расположили риг с зеркалом на грузовике, — вспоминает Крис Корбулд. — И как только получили разрешение на работу — подъехали к месту съемки и с помощью крана установили его в нужном месте, закрепив на колоннах. Механизм устройства был довольно простым. Края зеркала были скрыты колоннами, поэтому зрителю казалось, что его нет».

Команда Double Negative скопировала зеркало и его отражения, чтобы создать иллюзию двух огромных зеркал, расположенных по обе стороны Ариадны и Кобба. Естественно, по ходу дела из отражений пришлось удалять съемочную группу.

 

Лестница Эшера

Сцену с невозможной бесконечной лестницей снимали в атриуме бывшей штаб-квартиры компании Electronic Arts, на западе Лондона, где Гай Дайас возвел декорацию, основанную на картине Эшера с бесконечной лестницей, известной нам как «Лестница Пенроуз».
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Это был трюк с использованием усиленной перспективы. Кинематографистам нужно было продумать, какой объектив они будут использовать, где расположат камеру, какой по размеру должна быть декорация и сможет ли она вместиться в тот стеклянный атриум. Для сцены был создан очень точный превиз, потому что места едва хватало для создания сцены. Движение камеры создали с помощью 15-метрового SuperTechnocrane.

Декорацию построили так, чтобы верхний уровень лестницы совпадал с нижним при взгляде сверху под определенным углом. Уолли Пфистер установил камеру на кране, который вошел в помещение с зазором всего шесть см. Команда Double Negative сделала кадры декорации для последующего воссоздания атриума в CG, ведь им потребовалось бы убрать леса, которые поддерживали лестницу и дорисовать стеклянный атриум, где это было необходимо.

 

Пустой город и поезд

Сцены репетиции операции в Нью-Йорке снимались в Лос-Анджелесе. Из кадров были «вытерты» все люди и автодвижение. Чтобы усилить искусственность всей пустынной среды Кристофер Нолан предложил добавить одну маленькую деталь — иллюзию, будто город только что закончил разворачиваться.

«Мы добавили небольшое смещение пейзажа на заднем плане, — рассказывает Пол Франклин. — Его сгенерировали из библиотеки текстур Нью-Йорка и Чикаго и анимировали такое же движение, какое мы делали для сворачивающегося Парижа, но в обратную сторону».
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Во время операции по похищению Фишера, прямо посреди перестрелки в Нью-Йорке по дороге неожиданно проезжает поезд, который вырвался из подсознания Кобба. Поезд бутафорский, он сделан из оргстекла поверх огромного тягача с прицепом. Конструкция была укреплена изнутри, а вели ее, глядя в мониторы, которые соединялись со стоящими на корпусе камерами.

Эти камеры были удалены на этапе постпродакшна. Вместо этого в кадры были вставлены разрушения асфальта. VFX-художники также удалили автошины из-под бутафорского корпуса поезда и заменили их железнодорожными колесами.

 

Замедление времени

В фильме есть множество кадров, в которых время движется очень медленно. Эти кадры снимались в рапиде. Но команда Double Negative проделала дальнейшую работу с этим отснятым материалом. Например, капли воды в этих кадрах были размытыми, что совершенно не подходило по сюжету. VFX-художники удалили дождь из плейтов и заменили его 3D-версией, созданной в Houdini.
На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Кадры с переворачивающимся фургоном снимались на вращающейся установке. Все актеры были пристегнуты к декорации. Чтобы зрители видели изменение освещения, когда фургон переворачивался. Сверху его дополнительно освещали шесть рядов 18-киловаттных ламп. Такое освещение понадобилось, чтобы Нолан мог снимать эти фрагменты со скоростью 1000 кадров в сек.

Для сцен падения фургона с моста команда Корбулда вытолкнула предварительно облегченный Форд Эконолайн с помощью воздушной пушки. Нолан снял падающий фургон скоростной камерой Phantom, после чего эти сцены были дополнительно замедлены командой Double Negative.

 

Самый сложный шот

Когда в отеле исчезает гравитация, персонажу Джозефа Гордона-Левита предстоит заново создать ее, перенеся своих спящих коллег в лифт. Когда мы видим комнату отеля с висящими в воздухе телами, большинство из них — куклы, которые висят на тросах или лежат в специальных ложементах. С ними было проще работать.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Кадр, в котором Артур складывает все тела в одну кучу, чтобы перенести их за один раз, оказался самым сложным в истории Double Negative случаем удаления тросов из кадра. Ведь вся бутафория тоже висела на тросах. Здесь камера делает оборот в 180 градусов вокруг своей оси, показывая полную панораму комнаты. Специалист по композитингу Дебби Коулман потратила 12 недель только на один этот шот, ей понадобилось удалить лонжу, добавить задний план и восстановить недостающие детали.

Еще один шот, в котором Артур связывает своих коллег проводом, чтобы вынести их из комнаты, был снят вертикально. И там был целый лес тросов, на которых висели все куклы. Тросы иногда пересекали лица персонажей и сминали их одежду. Это была еще одна монументальная работа по удалению тросов из кадра.

 

Миниатюрная крепость

Съемки снежной крепости проходили в Калгари, где художник-постановщик построил настоящую бутафорскую крепость. Ее и взорвали в последний день съемок. Однако одна линия цепи не сдетонировала, поэтому башня упала в другую сторону, и эти кадры нельзя было использовать.

Студии New Deal Studio пришлось создавать заново общие планы детонации и разрушения крепости с использованием миниатюры. Это была одна из самых дорогих моделей в истории студии. Она возвышалась почти на 15 метров, а построена она была на конструкции из 12-метровых контейнеров. Чтобы спланировать возведение и съемку модели, точно рассчитав все ракурсы камеры и точки съемки, супервайзер миниатюрных эффектов New Deal Иен Хантер воспользовался превизом, плотно сотрудничая с Double Negative.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Модель полностью совпадала с полноразмерной декорацией по детализации и фактуре.

Для того, чтобы правильно уронить постройку, специалисты студии создали внутренний механический риг, напоминавший гидравлические подъемники, которые на самом деле держали башню и фасад главного здания.

Команда Иена Хантера, работая над превизом вместе с Полом Франклином, поставила хореографию взрывов и рассчитала количество кадров, которое понадобится строению, чтобы рухнуть. Здание было поделено на секции, каждая из которых располагалась на собственном несущем подъемнике. Вся система гидравлических устройств была запрограммирована на компьютере.
На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

«У нас было десять упоров на этаж, а вся конструкция имела шесть этажей, — рассказывает Иен Хантер. — Так что 60 кабелей уходили в остов конструкции. Расположив крюки для упоров на разном расстоянии от начала кабеля, мы обеспечили порядок разрушения этажей так, чтобы он выглядел естественным, слегка беспорядочным каскадом».

Конструкция миниатюрной крепости была разрезана для облегчения разрушения. Завершенная модель весила примерно три тонны. До начала съемки команда New Deal распылила по всей модели бутафорский снег из баллончика и 900 кг пищевой соли.
На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: New Deal Studio

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: New Deal Studio

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: New Deal Studio

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: New Deal Studio

Кстати, пиротехника здесь имела только декоративный вид и ничего не разрушала, всю работу проделывали несущие подъемники. Однако взрывы были синхронизированы с работой гидравлики.

Для съемки разрушения использовали пять камер, еще одна была расположена на кране высотой девять метров, который, в свою очередь, размещался на платформе, висящей на стреле строительного крана высотой 30 метров, чтобы имитировать съемку с вертолета.

Интересно, что для съемки этого взрыва понадобилось два дубля. Во время первого башня тоже упала не туда и студии New Deal пришлось повторить процесс, заново отливая все части крепости.

 

Архитектура лимба

Сцены в архитектурном лимбе снимались в заброшенном жилом массиве Аддоха в Марокко. На общих планах эти виды, конечно же, компьютерные, ведь домам предстояло разрушаться, кроме того, это был не реальный жилой массив, а фантастический. Изначально в кадре были только снятые с вертолета, идущие по воде актеры и зеленый куб высотой 6 метров и основанием 3,6 квадратных метра.

Куб служил источником информации о высоте прибрежных объектов, а также — о взаимодействии воды с фундаментом этих объектов. Для разрушения зданий применили Houdini и движок с открытым кодом для симуляции динамики твердых тел, взятый с Bullet-Physics.com.

Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Интересно, что референсом разрушений архитектурного архипелага стало разрушение ледника. По сути, это был цифровой ледник в виде домов. Разрушения были сделаны в Houdini, дополнительно была создана симуляция пыли и обломков.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
 

Обложка: кадр из фильма «Начало» (2010) / Warner Bros.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 552
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 433
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2154
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2086
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1084
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1388
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее