Обзоры

7 монтажных фильмов: от династии Романовых до дорожных регистраторов

К выходу масштабного документального фильма Сергея Лозницы «Государственные похороны» подготовили подборку важных картин, сделанных в довольно редком поджанре монтажного кино

 
Монтажный фильм автор создает из чужого видеоматериала, отснятого ранее и возможно даже не в кинематографических целях. Архивные хроники, фрагменты игрового кино, редкие или общедоступные кадры монтируются режиссером таким образом, чтобы сформировалась новая история, сложилось собственное публицистическое высказывание.  
 
 
 

1«Падение династии Романовых» (Эсфирь Шуб, 1927)

Кадр из документального фильма «Падение династии Романовых» (1927). Император Николай II с семьей на праздновании 300-летия дома Романовых / Фото: РИА Новости
Кадр из документального фильма «Падение династии Романовых» (1927). Император Николай II с семьей на праздновании 300-летия дома Романовых / Фото: РИА Новости


У истоков монтажного кино стояла советский документалист Эсфирь Шуб. Ее первая и самая известная картина «Падение династии Романовых» заложила основу жанра.

Используя только дореволюционную хронику, Шуб показала причины, приведшие к трагическим революционным событиям октября 1917 года. Работа, безусловно, пропагандистская и однобокая, однако ценна открытиями оригинальных векторов развития документалистики. А ее выход, кстати, сопровождался внушительным успехом, редким для хроники.

 

2«Почему мы сражаемся» (Фрэнк Капра, 1942-1945)

Фильм «Почему мы сражаемся» (1942-1945)

На технике монтажного кино во многом базируется американский семичастный цикл «Почему мы сражаемся», который рассказывает о причинах Второй мировой войны и ее фронтах. Любопытен подход авторов — они пытались максимально обойтись без политики и сосредотачивались на истории и судьбах народов.

Режиссер Фрэнк Капра, главный американский комедиограф 1930-1940-х, считал цикл одной из лучших работ в своей карьере. Открывающий эпизод «Прелюдия к войне» выиграл «Оскар» как лучший документальный фильм, а эпизод «Битва за Россию» был удостоен номинации премии.

 

3«Обыкновенный фашизм» (Михаил Ромм, 1966)

Фильм «Обыкновенный фашизм» (1966)

Одна из главных картин в фильмографии великого Михаила Ромма, исследующая феномен фашизма: его происхождение, развитие, проявления и следствия.

В фильме использована в основном официальная немецкая хроника, а также любительские съемки, сопровождаемые горьким и эмоциональным комментарием самого Ромма. Иные кадры фильма способны шокировать даже сегодня. Картина была на волоске от запрета, но в итоге ее все-таки пустили в прокат, где она собрала аудиторию более 20 млн человек.

 

4«Остров мертвых» (Олег Ковалов, 1993)

Фильм «Остров мертвых» (1993)

В 1990-е годы отечественные кинематографисты открыли для себя жанр монтажного кино с новой стороны — обнаружили возможность для «визуальной рефлексии». Один из тех, кто реализовал такой подход — Олег Ковалов.

Картина о дореволюционном кинематографе «Остров мертвых» была сделана на основе не только кинохроники, но и игровых фильмов, анимации Владислава Старевича, и других малодоступных в советское время материалов Госфильмофонда. Результатом стал поэтичный «сюрреалистический коллаж» не только о кино, но и об утраченной эпохе.

 

5«Блокада» (Сергей Лозница, 2005)

Фильм «Блокада» (2005)

Эталон аскетизма в монтажном жанре и воплощение особого документального подхода Сергея Лозницы. Картина лишена музыкального сопровождения, авторского комментария и даже пояснительных титров.

Монтируя редкие сохранившиеся кадры, запечатлевшие быт блокадного Ленинграда, Сергей Лозница восстанавливает хронику умирания города. Фильм стал одним из ключевых событий отечественной документалистики начала XXI века и собрал с десяток призов международных кинофестивалей.

В схожем формате режиссер сделал ряд других картин, которые переосмысляют переломные эпизоды отечественной истории: «Событие», «Процесс» и «Государственные похороны».

 

6«Автобиография Николае Чаушеску» (Андрей Ужица, 2010)

Трейлер фильма «Автобиография Николае Чаушеску» (2010)

Картина об одном из самых эксцентричных и жестоких диктаторов стран социалистического блока — румынском лидере Николае Чаушеску. Трехчасовая лента не зря названа автобиографией: в ее основе — льстивая официальная хроника, которая охватывает весь период правления политика. Картину включают в списки лучших документальных работ XXI века.

 

7«Дорога» (Дмитрий Калашников, 2016)

Трейлер фильма «Дорога» (2016)

Монтажное кино, скажем так, новой эпохи — эпохи YouTube.

Молодой режиссер Дмитрий Калашников создал своего рода фреску о России, используя бесчисленное количество записей с автомобильных видеорегистраторов, которые он собирал на просторах интернета.

Следя за чередой микросюжетов, зритель сталкивается (в прямом смысле) то с челябинским метеоритом, то с полыхающей Сибирью, то с вооруженными людьми, то со сбежавшими со свадьбы девушками. Пульс жизни россиян таким образом предстает во всей своей первозданной красе, ведь участие автора здесь сведено к минимуму, а видеорегистратор является образцом беспристрастного наблюдения.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: кадр из фильма «Автобиография Николае Чаушеску» (2010) / Icon Production

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 490
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 404
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2092
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2040
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1065
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1371
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее