tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Обзоры

7 монтажных фильмов: от династии Романовых до дорожных регистраторов

К выходу масштабного документального фильма Сергея Лозницы «Государственные похороны» подготовили подборку важных картин, сделанных в довольно редком поджанре монтажного кино

 
Монтажный фильм автор создает из чужого видеоматериала, отснятого ранее и возможно даже не в кинематографических целях. Архивные хроники, фрагменты игрового кино, редкие или общедоступные кадры монтируются режиссером таким образом, чтобы сформировалась новая история, сложилось собственное публицистическое высказывание.  
 
 
 

1«Падение династии Романовых» (Эсфирь Шуб, 1927)

Кадр из документального фильма «Падение династии Романовых» (1927). Император Николай II с семьей на праздновании 300-летия дома Романовых / Фото: РИА Новости
Кадр из документального фильма «Падение династии Романовых» (1927). Император Николай II с семьей на праздновании 300-летия дома Романовых / Фото: РИА Новости


У истоков монтажного кино стояла советский документалист Эсфирь Шуб. Ее первая и самая известная картина «Падение династии Романовых» заложила основу жанра.

Используя только дореволюционную хронику, Шуб показала причины, приведшие к трагическим революционным событиям октября 1917 года. Работа, безусловно, пропагандистская и однобокая, однако ценна открытиями оригинальных векторов развития документалистики. А ее выход, кстати, сопровождался внушительным успехом, редким для хроники.

 

2«Почему мы сражаемся» (Фрэнк Капра, 1942-1945)

Фильм «Почему мы сражаемся» (1942-1945)

На технике монтажного кино во многом базируется американский семичастный цикл «Почему мы сражаемся», который рассказывает о причинах Второй мировой войны и ее фронтах. Любопытен подход авторов — они пытались максимально обойтись без политики и сосредотачивались на истории и судьбах народов.

Режиссер Фрэнк Капра, главный американский комедиограф 1930-1940-х, считал цикл одной из лучших работ в своей карьере. Открывающий эпизод «Прелюдия к войне» выиграл «Оскар» как лучший документальный фильм, а эпизод «Битва за Россию» был удостоен номинации премии.

 

3«Обыкновенный фашизм» (Михаил Ромм, 1966)

Фильм «Обыкновенный фашизм» (1966)

Одна из главных картин в фильмографии великого Михаила Ромма, исследующая феномен фашизма: его происхождение, развитие, проявления и следствия.

В фильме использована в основном официальная немецкая хроника, а также любительские съемки, сопровождаемые горьким и эмоциональным комментарием самого Ромма. Иные кадры фильма способны шокировать даже сегодня. Картина была на волоске от запрета, но в итоге ее все-таки пустили в прокат, где она собрала аудиторию более 20 млн человек.

 

4«Остров мертвых» (Олег Ковалов, 1993)

Фильм «Остров мертвых» (1993)

В 1990-е годы отечественные кинематографисты открыли для себя жанр монтажного кино с новой стороны — обнаружили возможность для «визуальной рефлексии». Один из тех, кто реализовал такой подход — Олег Ковалов.

Картина о дореволюционном кинематографе «Остров мертвых» была сделана на основе не только кинохроники, но и игровых фильмов, анимации Владислава Старевича, и других малодоступных в советское время материалов Госфильмофонда. Результатом стал поэтичный «сюрреалистический коллаж» не только о кино, но и об утраченной эпохе.

 

5«Блокада» (Сергей Лозница, 2005)

Фильм «Блокада» (2005)

Эталон аскетизма в монтажном жанре и воплощение особого документального подхода Сергея Лозницы. Картина лишена музыкального сопровождения, авторского комментария и даже пояснительных титров.

Монтируя редкие сохранившиеся кадры, запечатлевшие быт блокадного Ленинграда, Сергей Лозница восстанавливает хронику умирания города. Фильм стал одним из ключевых событий отечественной документалистики начала XXI века и собрал с десяток призов международных кинофестивалей.

В схожем формате режиссер сделал ряд других картин, которые переосмысляют переломные эпизоды отечественной истории: «Событие», «Процесс» и «Государственные похороны».

 

6«Автобиография Николае Чаушеску» (Андрей Ужица, 2010)

Трейлер фильма «Автобиография Николае Чаушеску» (2010)

Картина об одном из самых эксцентричных и жестоких диктаторов стран социалистического блока — румынском лидере Николае Чаушеску. Трехчасовая лента не зря названа автобиографией: в ее основе — льстивая официальная хроника, которая охватывает весь период правления политика. Картину включают в списки лучших документальных работ XXI века.

 

7«Дорога» (Дмитрий Калашников, 2016)

Трейлер фильма «Дорога» (2016)

Монтажное кино, скажем так, новой эпохи — эпохи YouTube.

Молодой режиссер Дмитрий Калашников создал своего рода фреску о России, используя бесчисленное количество записей с автомобильных видеорегистраторов, которые он собирал на просторах интернета.

Следя за чередой микросюжетов, зритель сталкивается (в прямом смысле) то с челябинским метеоритом, то с полыхающей Сибирью, то с вооруженными людьми, то со сбежавшими со свадьбы девушками. Пульс жизни россиян таким образом предстает во всей своей первозданной красе, ведь участие автора здесь сведено к минимуму, а видеорегистратор является образцом беспристрастного наблюдения.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: кадр из фильма «Автобиография Николае Чаушеску» (2010) / Icon Production

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Назад в будущее 3»

30 лет как завершилась одна из самых удачных кинотрилогий в истории — «Назад в будущее». Первые два фильма мы уже разбирали, а теперь посмотрим, как создавался третий: эволюция характеров Марти и Дока, игра с вестерном и взрыв «паровоза-кинозвезды»

26 июня 64295
Обзоры

Куда пойти учиться: главные киношколы Москвы

Какую киношколу выбрать: ВГИК или МШК, ВКСР или Академию Никиты Михалкова, а может «Индустрию»? Мы пообщались с выпускниками крупнейших московских киношкол, чтобы узнать о преимуществах и недостатках обучения в них

25 июня 2020
Слова

Нил Ландау: «Во время написания сценария помните: все злодеи — антагонисты, но не все антагонисты — злодеи»

Один из известнейших преподавателей сценарного мастерства Нил Ландау рассказывает о способах привлечения внимания зрителя к сериалу, создании необычных героев и способах спасения неинтересных скриптов

29 июня 1167
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее