tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Творческий тандем: режиссер Мартин Скорсезе и монтажер Тельма Скунмейкер

Разбираемся в особенностях творческого союза Мартина Скорсезе и его постоянного монтажера Тельмы Скунмейкер: уроки Майкла Пауэлла, основные монтажные приемы, «холодная перспектива» и взаимное уважение

Постоянное сотрудничество между режиссером и монтажером в кино — не редкость. Но все же мало кому удается создать прочный союз, который просуществует долгие годы. Примером такого тандема, являются Мартин Скорсезе и Тельма Скунмейкер. Вместе они создали почти 30 фильмов, среди которых оскароносные «Бешеный бык» (1980), «Авиатор» (2004), «Отступники» (2006).

 

Начало сотрудничества

Скунмейкер и Скорсезе познакомились на курсе кино в Нью-Йоркском университете. И почти сразу стали сотрудничать. Первым их совместным фильмом стала дебютная работа Скорсезе в большом кино «Кто стучится в мою дверь?» (1967).

«Марти чувствовал, что может доверить мне сделать то, что нужно для фильма», — вспоминает Тельма.

Тельма Скунмейкер, Майкл Уодли и Мартин Скорсезе на съемках фильма «Вудсток» (1970) / Фото: Warner Bros.
Тельма Скунмейкер, Майкл Уодли и Мартин Скорсезе на съемках фильма «Вудсток» (1970) / Фото: Warner Bros.

Позднее Тельма и Мартин в качестве монтажеров работали над документальным фильмом о музыкальном фестивале «Вудсток», проходившем в 1969 году. Фильм оказался успешным и получил премию «Оскар» в 1971 году в категории «Лучший документальный фильм». Тогда же Скунмейкер получила свою первую номинацию на премию «Оскар» за лучший монтаж.
 
Трейлер фильма «Вудсток» (1970)

 

Первый триумф

«Я получила „Оскар“ за „Бешеного быка“ во многом благодаря эпизодам драки. Если вы посмотрите на них, они рассказаны и сняты невероятным образом. Это та концепция, которая исходит от хорошего режиссера», — отмечает Скунмейкер.

Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро на съемках фильма «Бешеный бык» (1980) / Фото: United Artists
Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро на съемках фильма «Бешеный бык» (1980) / Фото: United Artists

Монтаж фильма начался, когда его производство было временно приостановлено, и завершился в 1980 году. Главным техническим решением Скорсезе и Скунмейкер стал отказ от первоначальной идеи сценариста Пола Шредера — переплетения старости Джейка Ламотты и его воспоминаний. Вместо этого они построили основную часть фильма, следуя за естественным ходом жизни героя.

Постаревший Ламотта появляется на экране лишь в первых и последних минутах. Сложность представлял баланс диалоговых сцен и поединков. В конечном итоге был выбран контрастный темп, который усилил впечатление от жестоких боксерских эпизодов.

Как шутит Тельма: «Фильмы Мартина не так жестоки до тех пор, пока я их не смонтирую».
 
Сцена из фильма «Бешеный бык» (1980)

 

Принципы монтажа Скунмейкер

«Я читаю черновик сценария только один раз, — говорит Скунмейкер. — А затем полагаюсь на Мартина. Он часто привносит в проект что-то новое, но у меня всегда есть право голоса. Если что-то кажется неправильным, что случается редко, я могу высказать свою точку зрения».
 
Процесс монтажа фильма «Славные парни» (1990)

В следующих совместных громких работах, отмеченных наградами за монтаж — «Авиаторе» и «Отступниках» — Скорсезе и Скунмейкер постепенно формировали собственное видение процесса. Среди отличительных приемов: рапид, стоп-кадр, быстрый наезд, эффектные крупные планы, съемка сцены длинным планом, быстрый монтаж (часто с использованием вспышки от камеры).
 
Монтажные приемы Скорсезе и Скунмейкер и влияние на творчество других режиссеров

Конечно, ни Скорсезе, ни Скунмейкер не являются изобретателями этих приемов. Уникальность их творческого подхода состоит в поиске такого способа монтажа, который на сто процентов отражает суть конкретной истории.

«Мы принимаем по 200 решений в день во время монтажа. Постоянно обмениваемся идеями и делаем то, что подходит для фильма лучше всего». — отмечает Тельма. Так в «Авиаторе» для погружения во внутренний мир Говарда Хьюза, передачи его болезненного состояния, маниакальной одержимости своим делом, используется детализация жестов: фокус на глазах, руках, акцент на вещах. Общие и средние планы гармонично сочетаются с крупными.
 
Сцена из фильма «Авиатор» (2004)

«Многие люди думают, что монтаж всегда должен быть незаметным. Но мы никогда не стремимся к этому. Напротив, в некоторых случаях очевидный монтаж только усиливает впечатление от сцены, — считает Скунмейкер. — Я всегда говорю своим студентам, что не надо резать кадр через каждые три секунды. Надо уметь оставлять его целостным. Хотя сама я предпочитаю быстрый монтаж, часто через те самые три секунды. Но, конечно, все зависит от задачи».

В «Отступниках» стремительный монтаж стал идеальным решением для создания подчеркнутой достоверности происходящего. Сюжет фильма так насыщен событиями, что любое промедление в монтаже существенно замедлило бы внутренний ритм. В результате, на протяжении всего действия ощущается интенсивность, которая вызывает при просмотре растущее напряжение и страх перед тем моментом, когда секрет откроется. При том что зритель с самого начала знает о тайном плане главных героев.
 
Сцена из фильма «Отступники» (2006)

Тельма признается, что не любит находиться на съемочной площадке и работает только с отснятым материалом. Воспоминания о том, «как снимали эту сцену», по ее мнению, только мешают добиваться идеального результата. Она называет этот взгляд «холодной перспективой».

Во время съемки она регулярно общается со Скорсезе, делая пометки о его видении фильма, а затем они вместе приступают к монтажу. «Как монтажер, вы всегда должны быть готовы сотрудничать с режиссером, — замечает Тельма. — Сначала надо дать ему шанс сделать как он хочет. И если что-то не сработает, тогда вы предлагаете другие варианты».

 

Уважение к зрителю

В процессе монтажа Скорсезе и Скунмейкер уже много лет следуют урокам Майкла Пауэлла, мужа Тельмы и любимого режиссера Скорсезе. «Майкл всегда говорил, что мы не должны спешить с объяснениями, опережать ход мысли зрителя. Так мы показываем ему свое уважение. Этому принципу мы следуем до сих пор», — говорит Тельма.

Майкл Пауэлл / Фото: NAUTILUS PRODUCTIONS / Ronald Gr/TASS
Майкл Пауэлл / Фото: NAUTILUS PRODUCTIONS / Ronald Gr/TASS

Медитативная природа «Ирландца» (2019), последнего на данный момент совместного фильма Скорсезе и Скунмейкер, в основе своей опирается на те же монтажные приемы, которые мы уже видели в предыдущих работах. Монтаж плавно перемещает нас через сотни мест и ситуаций, задавая особый темп, подходящий герою Роберта Де Ниро.
 
О монтаже фильм «Ирландец» (2019)

«Марти очень четко сказал, что хочет, чтобы фильм выглядел обманчиво просто, без заметной операторской работы и монтажа, — делится Тельма в одном из интервью. — Он хотел вовлечь зрителей в интимную связь с героями фильма. Похоже, это сработало, потому что мы смотрели фильм много раз, прежде чем применить эффекты омоложения, и зрители не возражали, что актеры не были совсем молоды в ранних сценах».

Непростым решением были последние 70 минут фильма, где напряжение планомерно нарастает благодаря тишине и недосказанности. Например, в сцене, где персонаж Де Ниро не слышит разговора в телефонной будке и лишь догадывается, что замышляется нечто ужасное.

«Я волновалась, что эта поездка будет интересна зрителю, но Марти был непреклонен. Он не хотел, чтобы любые дополнительные звуки, такие, как опускание стекла или шаги людей, выводили зрителя из оцепенения», — поясняет Скунмейкер. Такие решения позволили создать максимально концентрированное предчувствие трагедии.
 
Сцена в фильме  «Ирландец» (2019)

Рассматривать фильмы Мартина Скорсезе в отрыве от его многолетнего партнера Тельмы Скунмейкер вряд ли возможно.

Если говорить о монтаже, как о создании нового смысла с помощью соединения эпизодов в единую цепь событий, то монтажера можно считать полноправным рассказчиком истории, который влияет на структуру и темп повествования, игру актеров и в конечном счете — на эмоции зрителей.

Скунмейкер считает, что часть мастерства Скорсезе в умении думать как монтажер, начиная работать над новым фильмом. «Монтаж — его любимая часть. Я не думаю, что вы можете быть великим режиссером без любви к этому делу».
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Мартин Скорсезе и Тельма Шумейкер / Фото: Andrea Baldo / ZUMA/TASS

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Сталкер»

Начиная «Сталкера», Андрей Тарковский думал быстро сделать приключенческую фантастику. Но в итоге картина заняла три года, трижды переснималась, став самым мучительным в производстве фильмом режиссера. И, по его же мнению, самым лучшим. К 40-летию картины разбираемся, как так получилось

19 мая 29109
Практика

Как это снято: «Сияние»

На «Сиянии» Стэнли Кубрик поставил мировой рекорд дублей, впервые использовал Steadicam, пролил сотни литров крови и сжег декорации. Как создавался один из самых спорных и загадочных хорроров в истории кино?

22 мая 5164
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 3948
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

21 мая 2576
Практика

Приемы: Ритм

Разбираемся в принципах создания визуального ритма: почему надо использовать правило третей, диагоналей и перспективу, как работать со статичными и движущимися объектами в кадре и зачем чередовать фрагментарные и непрерывные события

18 мая 2161
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее