tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Как это снято: «Золушка»

Одной из самых знаменитых полнометражных сказок студии Disney в этом году исполнятся 70 лет. Вспоминаем, что стояло за созданием шедевра: простая, но глубокая драматургия, игра настоящих актеров и песни-хиты

Запуск: сказка Шарля Перро и спасение студии

К истории о Золушке студия Уолта Диснея впервые обратилась еще в 1920-х годах в короткометражке в сериях «Смехограммы». А в 1933-м планировался выпуск второй версии в сериях «Глупые симфонии». Уже велись подготовительные работы. В итоге история оказалась слишком сложной для короткого мультфильма, хотя некоторые удачные гэги аниматоры сохранили и впоследствии использовали в полнометражной версии 1950 года.
 
Мультфильм  «Золушка» (1922)

Полноценное воплощение известной всем сказки случилось через 20 с лишним лет. С середины 1940-х критики начали упрекать Диснея, что он утратил свое мастерство, столь очевидное в «Белоснежке…» и «Дамбо». Фильмы «Салюдос амигос» (1943) или «Веселые и беззаботные» (1947) не вызывали у публики того интереса, который был обычной реакцией на «Пиноккио» или «Бэмби». Во многом причина неудач была в отсутствии прочной драматургии. Соответственно, мультипликационным работам не хватало сердечности и теплоты — качеств, которые больше всего привлекали зрителей в диснеевских полнометражных фильмах.
 
Трейлер «Салюдос, амигос» (1943)

Студия продолжала выпускать короткометражки, многие из которых оставались на высоком уровне, но доходы не покрывали производство. В конце 1940-х настало время, когда никто не знал, что ждет компанию в финансовом плане. Единственным выходом была постановка полного метра и более совершенной формы мультипликации. Это был вопрос выживания, способный спасти студию от разорения.
 
Сцена из мультфильма «Золушка» (1950)

Как и в случае с «Белоснежкой…», Дисней решился на рискованный шаг. К тому времени на стадии разработки были три анимационных фильма — «Золушка», «Алиса в стране чудес» и «Питер Пэн». Уолт решил, что персонажи «Алисы…» и «Питера Пэна» не смогут вызвать сильный отклик у широкой аудитории.

Тогда как сказка Шарля Перро содержала в себе элементы «Белоснежки…» и казалась наиболее перспективным вариантом. В ней был классический набор: добро и зло, любовь, дружба, красота, вера в чудеса. Простая, но при этом глубокая драматургия, которая понятна зрителям всех возрастов.

Ставка была сделана. К 1948 году проект значительно продвинулся и стал двенадцатым полнометражным фильмом студии Disney. Мировая премьера состоялась 15 февраля 1950 года.

 

Техника: ротоскоп и полет воображения

Первоначально фильм был снят в формате Live action, то есть все сцены были разыграны с живыми актерами в образах персонажей. Полученные съемки использовали в качестве основы для создания детальной раскадровки. Аниматоры переводили изображения живых актеров на бумагу, а затем дорабатывали согласно мультипликационной специфике. Подобная техника в анимации называется ротоскопирование. Она же была в свое время применена в «Белоснежке и семи гномах» для визуального решения образа принцессы.
 
На съемках фильма «Белоснежка и семь гномов» в формате Live action

К ротоскопу в среде аниматоров всегда было спорное отношение. Кто-то считает, что это исключительно вспомогательный способ, увлекаться которым в работе не стоит. Другие применяют его довольно дотошно, срисовывая с фотографий живых актеров и переводя рисунки на целлулоид. Но в конечном итоге все споры сводятся к одному выводу: этот метод лучше использовать выборочно, только в тех сценах мультфильма, где это технически необходимо.
 
Формат Live action в фильмах Disney

Решение Диснея применить технику ротоскопа в «Золушке» считают оправданным и крайне удачным. «Копирование» не пошло в ущерб результату, а напротив, обогатило анимацию. Человеческие персонажи мультфильма должны были сохранить реализм в движениях, иначе получились бы простые карикатуры. При этом Золушка и принц решены натуралистично, а остальные персонажи (мачеха, сводные сестры, король) — более гротескно.

Для исполнения роли Золушки была приглашена актриса Хелен Стэнли. К слову, она же исполнила роль вредной сводной сестры Анастасии, а позднее сыграла принцессу Аврору в «Спящей красавице» (1959).

Эскизы Олли Джонстона / Иллюстрации: Disney
Эскизы Олли Джонстона / Иллюстрации: Disney

Аниматоры лишь опирались на снятые вживую сцены, но всегда шли дальше обычной перерисовки. Они выделяли отдельные жесты, подчеркивали выражения лиц персонажей и позы, словом, применяли все возможности рисунка для создания подлинно анимационных персонажей. Например, первоначально фея-крестная должна была быть худой и высокой, но в итоге превратилась в низенькую и пухленькую старушку, сыгранную американской актрисой Клэр Дю Брей.

Подготовительный период занял почти два года, зато на анимирование ушло около шести месяцев — удивительно короткий срок для создания полнометражного мультфильма. К 13 октября 1949 года производство было завершено.

 

Второстепенные персонажи

Несмотря на очарование главной героини, не меньшее значение в фильме имеют второстепенные персонажи. В компанию к Золушке добавили мышей Жака и Гаса, коварного кота Люцифера и верного пса Бруно, чьи приключения уравновешивают историю девушки.

Над созданием их облика работали ведущие аниматоры студии Disney: Уорд Кимбалл, Джон Лаунсбери, Вольфганг Райтерман, которые разрабатывали образы животных. Некоторые герои имели вполне реальные референсы. К примеру, Люцифер был списан Уордом Кимбаллом со своей собственной кошки.

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

Для создания животных предварительные съемки не производились, все решалось силами аниматоров. Тут их полет воображения не был ничем ограничен.

Противостояние мышей и кота — классическая анимационная тема. Она привнесла в мультфильм необходимую долю юмора и позволила аниматорам ввести множество забавных гэгов.
 
Сцена из мультфильма «Золушка» (1950)

 

Художественное решение

«Золушка» и выпущенный следом «Питер Пэн» не поражали зрителей особенным визуальным новаторством. Сложилась тенденция принимать все усилия команды Диснея как должное. За время между созданием «Белоснежки…» и выпуском этих фильмов, сотрудники Диснея достигли того уровня мастерства, к которому так отчаянно стремились в 1930-х. Анимация утратила новизну для публики и критиков, все привыкли к способности Диснея решать невыполнимые задачи, и это создавало впечатление легкости и простоты его фильмов. Но на деле это было далеко не так.

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

В работе над «Золушкой» Дисней пользовался проверенными схемами, чтобы минимизировать риски и при этом достичь лучшего результата. Это касалось драматургии и съемки живых актеров. Однако художественное решение было необычно.

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

Изобразительная основа была разработана художниками Мэри Блэр и Клодом Коутсом. Согласно их концепции, фоны были тонально более холодными, а персонажей раскрасили в теплые оттенки. Это позволило визуально выделить их. Достаточно посмотреть на цвета одежды мышат: красные башмачки и колпачки, оранжевые и желтые кофты.

Для других персонажей также были подобраны цвета, которые отражают их характеры. Так, комната Леди Тремейн и ее одежда оформлена в темные тона: голубой, синий, фиолетовый. Зловещая атмосфера чувствуется в первой же сцене беседы Золушки со злой мачехой.
 
Сцена из мультфильма «Золушка» (1950)

 

Озвучка и музыкальны хиты

Уолт Дисней всегда крайне ответственно относился к озвучиванию персонажей и музыке в мультфильмах. Однако в случае с «Золушкой» его дотошность, кажется, достигла высшей степени.
 
Эйлин Вудс «A Dream Is a Wish Your Heart Makes»

Из сотен претенденток на озвучку Золушки Дисней выбрал Эйлин Вудс, которая работала на радио ABC и даже не знала, что ее записи отправили на студию. Только услышав ее, Уолт понял, что нашел идеальный голос, которым должна говорить и петь главная героиня.

Некоторые актеры не только пели и говорили за своих персонажей, но и играли их на съемках подготовительного периода. Например, с двойной работой справилась Рода Уильямс, озвучив Дризеллу, а Луис Ван Рутен сыграл и озвучил двух героев одновременно — короля и герцога.

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Фото: Disney

Мышатам Жаку и Гасу свой голос подарил Джимми МакДональд. Он же озвучивал Микки Мауса, Чипа из «Чипа и Дейла», Гуфи и многих других анимационных персонажей.

Музыка в фильме играет не меньшую роль, чем четкая драматургия. В «Золушке» она служит своего рода проводником в мир мультфильма, подсказывает зрителю эмоции в той или иной сцене. Многие песни из диснеевской анимации до этого становились хитами, например, из «Трех поросят» и «Белоснежки...». Но во всех случаях они были придуманы специально для фильмов. В «Золушке» Дисней хотел изменить этот подход и привлечь композиторов, которые писали музыку для широкой публики.
 
Сцена из мультфильма «Золушка» (1950)

Ими стали три музыканта — Эл Хоффман, Мак Дэвид и Джерри Ливингстон. Они написали все песни, в числе которых хиты: «Мечта прилетит случайно», «Биббиди-Боббиди-Бу» и «Моя любовь». Оригинальным решением, идея которого принадлежит Уолту Диснею, стало многоголосие Эйлин Вудс в песне «Пой, соловушка». Все композиции были выпущены отдельным саудтреком.
 
Сцена из мультфильма «Золушка» (1950)

Музыкальные партии для персонажей и различных сцен сочинили композиторы Пол Дж. Смит и Оливер Уоллес, которые работали с Диснеем на многих короткометражных и полнометражных мультфильмах. Интересно, что мелодии были записаны непосредственно перед процессом анимирования, что было необычной практикой.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

 

Обложка: кадр из мультфильма «Золушка» (1950) / Disney

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Сталкер»

Начиная «Сталкера», Андрей Тарковский думал быстро сделать приключенческую фантастику. Но в итоге картина заняла три года, трижды переснималась, став самым мучительным в производстве фильмом режиссера. И, по его же мнению, самым лучшим. К 40-летию картины разбираемся, как так получилось

19 мая 36372
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 7574
Практика

Как это снято: «Сияние»

На «Сиянии» Стэнли Кубрик поставил мировой рекорд дублей, впервые использовал Steadicam, пролил сотни литров крови и сжег декорации. Как создавался один из самых спорных и загадочных хорроров в истории кино?

22 мая 7114
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

21 мая 3445
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1467
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее