Практика

Магия «Форреста Гампа»: как создавались визуальные и специальные эффекты в фильме

К выходу в российский прокат философской притчи Роберта Земекиса «Форрест Гамп» разбираемся, как создателям фильма удалось поместить героя Тома Хэнкса в историческую хронику, снять полет перышка и собрать полные стадионы ограниченным числом статистов

Для создания эффектов к своему новому фильму Роберт Земекис обратился к старому знакомому — супервайзеру спецэффектов Кену Ролстону из ILM, с которым уже они уже сделали трилогию «Назад в будущее», фильмы «Кто подставил кролика Роджера» и «Смерть ей к лицу».

«Когда я читал сценарий, мне не терпелось перевернуть страницу и узнать, что будет с парнем дальше, — говорит Кен Ролстон. — Я понимал, что это необычная история, фильм могут не понять, он требует тонкого подхода. И если мы не нащупаем правильный баланс, у нас будет комедия про идиота».


 

Работа с хроникой

Фильм требовал присутствия персонажа в нескольких хорошо известных моментах в истории и нескольких встреч с разными президентами страны. «И хотя это был не типичный „фильм со спецэффектами“, некоторые сцены, очевидно, требовали визуальных эффектов, — продолжает Ролстон. — Нужно было вставить Тома Хэнкса в архивную хронику и сделать его друга, лейтенанта Дэна, безногим инвалидом, но были и другие, не особо бросающиеся в глаза кадры».

Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures 
 
Для создания эффектов на основе архивной хроники ILM заказали архивам копии на пленке 35 мм — только ее можно было сосканировать в компьютер на той технике, что была у ILM. А кинохроника снималась на пленку 16 мм. Значит, потребовалось увеличить этот материал почти в два раза.

Изучив архивный материал, Ролстон использовал его как референс для съемки нужных кадров на фоне хромакея. Для идеального совмещения новых элементов с существующими кадрами он сымитировал рост оператора хроники и расстояние до объекта съемки.

CG-супервайзер Джордж Мерфи«Мы снимали Тома Хэнкса неподвижной камерой, чтобы добавить ее движение позже, — рассказывает CG-супервайзер Джордж Мерфи. — Мы также решили снимать его в цвете, чтобы потом убрать цвет, как нам потребуется.

Кроме того, в кадрах использовался зум, и нам пришлось бы увеличивать это изображение. Поэтому мы снимали его на камеру VistaVision, положенную набок. Так изображение Тома Хэнкса было максимально возможного размера. Это позволило уменьшить пленочное зерно почти до невидимости. Ведь в отснятый материал нужно было добавить зерно, которое идентично текстуре оригинальной хроники. Так „свое“ зерно не вступало в конфликт с искусственно внесенным и не портило текстуру».

После чего сотрудники ILM удалили на компьютере движение камеры оригинальной хроники и вручную сделали нужные маски, чтобы скрыть Тома Хэнкса за людьми, которые находились на переднем плане.

CG-супервайзер Джордж Мерфи«Главная сложность работы с архивными кадрами заключалась в том, что их было очень много, — делится Мерфи. — Нужно было создать убедительную иллюзию на отрывке в 800 кадров. И там много чего происходило. Например, сцена с губернатором Джорджем Уолласом. Камера начала с крупного плана Уолласа, потом показала общий план, чтобы включить всех.


 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

Съемка велась с плеча оператора с дикими зумами и тряской. И у нас не было никаких технических данных о ней. Мы убрали все движение камеры, превратив ее в статичный шот. Потом мы создали маски для вставки актеров и инвертировали данные о стабилизации шота для отснятого на хромакее материала, что вставило все движение камеры в эти кадры».

Во время съемки на фоне хромакея кинематографисты постарались как можно точнее воспроизвести то освещение, которое увидели в хронике. А потом и имитировать ее эстетику: тени, плотность, резкость и зерно. Композит был сделан в программе Parallax, собственной разработке ILM.

Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures

Следующая сцена — это встреча президента Кеннеди с членами всеамериканской футбольной сборной в Овальном кабинете. У кинематографистов было три источника хроники для этих кадров: встречи с футбольной командой Университета Пенсильвании в Розовом саду в пасмурный день, рукопожатие в Овальном кабинете с волонтерами Корпуса мира и официальная встреча президента с группой бойскаутов.

Здесь вместо того, чтобы вписывать Тома Хэнкса в готовую хронику, кинематографисты отротоскопили президента и перенесли его внутрь отснятой отдельно декорации Овального кабинета. Хэнкса опять сняли на фоне хромакея, помогая ему выдержать темп движения президента и поставив маркеры для глаз и руки. Дублер Тома потратил на эти кадры целый день и так и не попал в нужные точки, а Том Хэнкс сделал эти кадры в два дубля, оба раза идеально уложившись в маркеры и скорость.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

На этапе постпродакшна команда ILM использовала морфинг, чтобы слегка изменить положение руки Тома Хэнкса для полного совпадения ее с рукой президента Кеннеди.

«Том был очень точен, — говорит Мерфи. — Но мы все-таки и не ожидали, что он совпадет до миллиметра. Нам пришлось заново анимировать его кисть, чтобы она легла в ладонь президента. После чего художница Керри Нордквист прошлась по материалу и довела его до идеала. Например, во время съемки большой палец Тома смотрел вверх, а во время рукопожатия он должен был огибать руку президента».



В этой сцене также пришлось корректировать артикуляцию президента. Кадры с пожимающим руку Кеннеди взято из его встречи с волонтерами Корпуса мира, а сцена с поворотом к камере и произнесением нужной фразы — из кадров встречи с бойскаутами. Изменение артикуляции проделано с помощью технологии морфинга. Арт-директор ILM Даг Чианг практически нарисовал новые губы Джона Кеннеди, которые произносили нужную фразу, с опорой на артикуляцию дублера.

Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures

Позже Форрест получает медаль за доблесть — уже из рук президента Джонсона. И это — еще одна интеграция актера в архивную хронику. Это тоже составной кадр. В каких-то фрагментах Джонсона отротоскопили и перенесли в декорацию Овального кабинета, а в каких-то — только его голову, водрузив ее вместо головы дублера.

В оригинальных кадрах, снятых в цвете, Джонсон не двигается и не говорит, а в фильме он должен это делать, при чем довольно активно. На этот раз Даг Чианг нарисовал президенту Джонсону мимику и артикуляцию, которых у него не было в хронике.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

Среди известных персон, которых Форрест встречает за время фильма — Джон Леннон. Сцену на ток-шоу Дика Каветта частично воспроизвели в павильоне, восстановив декорацию и пригласив самого Дика в роли ведущего, по возможности омолодив его гримом. Здесь команда ILM заменила Форрестом Гампом Йоко Оно и отротоскопила Джона Леннона с частью декорации. В этих кадрах герою архивных кадров тоже пришлось менять артикуляцию, а у Леннона она довольно специфичная. Поэтому дублер не подошел совсем.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

Третий президент, которого встречает Форрсет — это Ричард Никсон. Для этих кадров ILM достали архивную хронику Никсона, вручающего кому-то памятную доску. Нужно было поменять надпись на доске и вклеить в кадры Тома Хэнкса. И опять же изменить артикуляцию президента.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

 

Без ног

Главный герой фильма попадает во Вьетнам, где знакомится с лейтенантом Дэном Тейлором. По сюжету Тейлор остается без ног, и актеру Гари Синизу пришлось сыграть инвалида. Для этих сцен его ноги были одеты в синие носки, но в фильме он проделывает вещи, которые нельзя было бы снять, если бы его ноги просто были отрезаны на этапе постпродакшна. Здесь ILM пришлось изобретать трюки, над которым зрители ломали головы.

На съемках фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures

Например, для съемки кадров, в которых медбрат поднимает Дэна с кровати, была сделана специальная кровать с прорезью сверху и сбоку. В эту прорезь и помещались ноги Синиза, когда медбрат поднимает его и переносит на носилки. После съемки команда ILM восстановила кровать из отснятого позже материала, добавив нужных складок на простынях и убрав тени от свисающих ног актера. Художники студии также восстановили закрытую при съемке ногами часть медбрата, просто дорисовав ее.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

Инвалидное кресло Дэна тоже было «с двойным дном» и прятало ноги артиста. Цифровой композитинг также использовали в кадрах с прыжком с катера и с поворотом в комнате, где настоящие ноги актера сбили бы стоящий рядом с ним столик.

На съемках фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Форрест Гамп» (1994) / Фото: Paramount Pictures

Но на самом деле, когда кинематографисты снимали поворот актера в обеих сценах, ни столика, ни бортика катера на месте не было. Эти объекты просто убрали с пути движения актера. После чего их поставили на место на этапе постпродакшна. К слову, кадр с бортиком яхты потребовал композитинга 48 элементов, включающих нарисованные вручную маски, ретушь теней и многое другое. Не говоря уже о том, что в прорези в бортике мы видим падающим в воду не Гари Синиза, а его дублера.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

Самым сложным кадром с ногами был длинный шот с Дэном Тейлором, который опускается сверху на палубу рыболовного катера. Здесь было сложно восстанавливать объекты за ногами актера, потому что ракурс камеры и перспектива все время менялись. Усложняли задачу ноги актера, которые отбрасывали тень на все вокруг, их нужно было убрать и оставить только тени от культей. Но художники ILM справились и с этим.

 

Локальный ураган

В одной из сцен ураган Кармен застает друзей в море. Обычно такие сцены снимают в павильоне в полностью управляемой среде. Но эти кадры снимались на локации ночью. Прямо у причала рыболовецкое судно вручную раскачивали и заливали водой с помощью водяных пушек. А шквальный ветер создавали с помощью настоящей реактивной турбины. На площадке работала и дождевая установка.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

Это был такой локальный ураган, который разразился прямо над маленьким рыболовецким катером. Но эти сцены также потребовали работы на этапе постпродакшна.

 

Теннисный мячик

По ходу действия фильма Форрест Гамп участвует в чемпионате по настольному теннису. Его «противником» на съемочной площадке был настоящий чемпион по теннису, никогда не игравший без мячика. Ему было очень тяжело подстроиться.
 
На съемках фильма «Форрест Гамп» (1994)

Эти кадры снимались так: актеры играли в теннис без мячика под ускоряющиеся звуки метронома. Щелчок метронома означал удар ракетки по мячу, и актеры должны были попадать в ритм. А мячик был «дорисован» в кадры позже на компьютере. Причем, Том Хэнкс все время закручивал его при ударе, а Валентин — бил по косой. Это нужно было воспроизвести при создании модели теннисного мячика.

 

Эффект большой толпы

Для экономии денег большие скопления народа во всех сценах, где это было необходимо, снимали с ограниченным числом статистов, просто располагая их в разных частях локации. А потом соединяли кадры методом сплит-скрина.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

То же самое проделали с трибунами на стадионе. Здесь массовка по команде поднимала карточки со словами «Беги Форрест», а часть массовки была дорисовкой. Массовка на китайском стадионе во время чемпионата по настольному теннису тоже была нарисована.

 

Техасская подмена и цифровой композ

В паре кадров фильма использовали трюк с техасской подменой. В сцене, когда за Форрестом гонятся местные гопники на автомобиле, их сняли поочередно, после чего эти части соединили с помощью ротоскопа. Здесь зрителям кажется, что машина догоняет Форреста, но он сворачивает прямо у камеры. И когда за ним следует машина, он оказывается намного дальше, чем мы думали изначально. Дело в том, что Хэнкс не бежал дальше, когда сворачивал, вместо него на полу уже был дублер. Поэтому Форрест оказывался так далеко.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

Тот же прием применили в сценах во Вьетнаме, когда Форрест вытаскивает своего друга Буббу из-под огня. Сначала вдали бегут каскадеры. Вернее бежит один, а второй у него на руках. Они падают, а когда встают — это уже Том и Майкелти Уильямсон. Причем, Уильямсон висел на тросах, иначе Хэнкс бы его не поднял — чернокожий актер был намного крупнее Тома.
 
На съемках фильма «Форрест Гамп» (1994)

Только потом съемочная группа отсняла взрывы напалма, которые следовали за персонажами в этих кадрах. На этапе постпродакшна фигуры людей были полностью вырезаны из окружающей среды и вставлены перед огненной стеной. Сбрасывающие бомбы самолеты здесь были компьютерными. Поэтому падение бомб идеально синхронизировано со взрывами.
 
Сцена из фильма «Форрест Гамп» (1994)

Вообще, в фильме много сцен, которые нельзя было бы снять без помощи цифрового композитинга.

 

Белое перышко

С пером, которое летит через весь город и падает прямо на кроссовок Форреста Гампа, тоже пришлось повозиться. Нельзя заставить перо лететь, куда вам надо. Поэтому перышко снимали на хромакее и управляли им за леску, поддувая вентилятором. А потом вставили в заранее отснятый материал.
 
О съемках фильма «Форрест Гамп» (1994)

Интересно, что кадры с падением пера на кроссовок снимались в обратной последовательности: сначала сняли лежащее на кроссовке перо, потом просто кроссовок отдельно, чтобы стереть перо и восстановить обувку. В шоте, когда перо падает на кроссовок, мы видим цифровое перышко, а после его падения — снятое ранее настоящее перо «проявляется» и заменяет цифровое.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: кадр из фильма «Форрест Гамп» (1994) / Paramount Pictures

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 614
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 465
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2231
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2159
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1101
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1404
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее