tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Профессия

Художник-фоновщик в анимации: Анна Атаманова

Любовь к краскам, полет фантазии, обманчивая простота и чего не хватает современной анимации. Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова рассказала о своей профессии

Азы профессии

Выбор мультипликации в качестве дела жизни был для меня естественным. Благодаря работе отца (отец Анны Львовны — Лев Константинович Атаманов, классик отечественной анимации, — прим. tvkinoradio.ru) я с детства окунулась в мир этого искусства и, конечно, как любому ребенку, мне это очень нравилось. А то, что нравится — затягивает.

Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: из личного архива Анны Львовны Атамановой
Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: из личного архива Анны Львовны Атамановой

Рисовать я тоже начала с детства, посещала кружок при Доме кино, затем — художественное училище. В 1966 году я пошла на курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме» и с того же года приступила к работе на студии. Конечно, рисовать фоны я начала не сразу. Отец посоветовал мне изучать все с азов и первым местом, куда я попала, стал цех черновой фазовки.

 

Законы движения

Черновая фазовка — работа не самая сложная, но требует большой внимательности, знания рисунка и физиологии движения. Сначала мультипликатор разрабатывает основные положения персонажей в какой-то сцене. Допустим, бег собаки, полет птицы, походка ребенка и т.д. В мультфильме движется все, у нас и деревья ходят! Он записывает основные действия в экспозиционном листе.

После — сцена попадает к фазовщику, который должен дополнить основные положения (фазы) персонажа промежуточными. Самое сложное — «подхватить» заданный образ персонажа и не отклоняться от пропорций. Я не могла привнести что-то от себя, за исключением соблюдения законов движения, например, того же сжатия-растяжения, когда оно было необходимо.

 Иллюстрация закона сжатия-растяжения / Фото: скриншот из книги «The Illusion Of Life Disney Animation», Frank Thomas,  Ollie Johnston
Иллюстрация закона сжатия-растяжения / Фото: скриншот из книги «The Illusion Of Life Disney Animation», Frank Thomas,  Ollie Johnston

Иногда приходилось переделывать сцены, если мультипликатор не сразу понимал требования режиссера, потому что «войти» в образ персонажа с первого раза бывает непросто. Для этой работы надо рисовать быстро и не упускать важных деталей.
 

У Хржановского я выполняла обязанности художника-ассистента и всего, что делала, не перечислить.


Многое определялось на подготовительном периоде: режиссер заранее помечал, кто мог бы лучше сделать определенный сюжет, ведь почти у каждого художника-мультипликатора была своя специализация. Скажем, кому-то блестяще удавались лошади, кому-то — человеческие персонажи. Фазовщики тоже отличались по способностям, и некоторые сцены могли поручать конкретным художникам. Я, насколько помню, рисовала все.

 

Ассистент Хржановского

Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль
Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль

До фонового цеха я работала не только в фазовке. На студию я пришла вместе со Станиславом Соколовым (известен по своим работам в кукольном кино, в частности режиссер «Гофманиады», — прим. tvkinoradio.ru), и вскоре мы попали к Андрею Хржановскому на его первый мультфильм «Жил-был Козявин» (1966), а затем работали на «Стеклянной гармонике» (1968) и на многих других картинах.
 
Мультфильм «Жил-был Козявин» (1966)

У Хржановского я выполняла обязанности художника-ассистента и всего, что делала, не перечислить. Например, обрабатывала готовые фазы — к залитой на целлулоиде сцене добавляла различные мелкие детали, накладывала тени, усиливала отдельной краской блеск в глазах, огонек фонаря или пламя свечи. Помню, уже позднее, когда я стала фоновщиком, меня пригласил на такую работу Федор Хитрук.

Кадр из мф Винни-Пух (1969) / Фото: «Союзмультфильм»
Кадр из м/ф «Винни-Пух» (1969) / Фото: «Союзмультфильм»

Они не успевали со сдачей очередной серии про Винни-Пуха, и нужно было сделать торцовку. Так мы называли нанесение поверх целлулоида различной фактуры с помощью заливочной краски. Помните, какая у Винни-Пуха мордочка? Она выглядит выпуклой, объемной, потому что на нее нанесен дополнительный слой. Мы сминали пергамент и накладывали с его помощью краску. Это придавало определенной живости в кадре, очень интересное решение.

 

Любовь к краскам

Когда мне предложили перейти в фоновой цех, я была очень рада и удивлена. Дело в том, что туда далеко не всех принимали. Нужно было рисовать хорошо и быстро, плюс уметь работать с красками. А я вообще-то карадаш не очень люблю. Я люблю краски. Есть такое разделение среди художников, это просто разные типы мышления. У нас были прекрасные художники, например, Гелий Аркадьев (художник-фоновщик, а впоследствии художник-постановщик многих отечественных мультфильмов, — прим. tvkinoradio.ru). Он пробовался в фоновой и при том, что получалось у него блестяще, он не успевал вырабатывать норму по времени. У меня получилось.

Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль
Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль

Когда ты приходишь в новый цех, сначала становишься учеником, ведь у тебя уже другая профессия. Я училась буквально три-четыре дня. В качестве пробы мне дали эскиз художника Виктора Никитина к мультфильму «Пастушка и трубочист» (реж. м/ф Лев Атаманов, — прим. tvkinoradio.ru). Мне нужно было его повторить, причем, на время. Когда я справилась, решили, что если меня пригласят на картину, я могу начинать работать.

Фон к мультфильму  «Пастушка и трубочист» (1965) / Фото: из личного архива Анны Львовны Атамановой
Фон к мультфильму  «Пастушка и трубочист» (1965) / Фото: из личного архива Анны Львовны Атамановой

Мне повезло сразу же попасть в группу Макса Жеребчевского, художника-постановщика, который работал в тот момент на полнометражном мультфильме Василия Ливанова «Синяя птица» (1970). Он любил брать к себе молодых художников, и у нас сложилось длительное сотрудничество. Тандемы между режиссерами и художниками-постановщиками — не редкость. Например, мой отец много работал с талантливыми художниками Александром Винокуровым и Леонидом Шварцманом. Такие же союзы в свою очередь устанавливались и между художниками-постановщиками и фоновщиками.
 
Мультфильм «Синяя птица» (1970)

 

Что делает фоновщик

Фоновщики работают с фоновым изображением по эскизам, созданным художниками-постановщиками. На одночастевую (в среднем 8-10 минут) картину художник-постановщик обычно делал пять-шесть эскизов фонов. Я получала конкретный эскиз, компоновки и должна была нарисовать фон для отдельной сцены.

Это мог быть не целый фон, а лишь какой-то небольшой фрагмент, в котором нужно было проработать детали. Все зависело от крупности, ракурса. Особое внимание уделялось размеру кадра. Фон всегда должен быть чуть больше, с запасом, потому что в процессе съемки кадр сдвигается.

Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль
Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль

Мы работали на деревянных планшетах, они были самого разного размера. Когда я работала на кукольных фильмах, там планшеты были три-четыре метра в длину и полтора-два в ширину, с ними не так просто справиться. Итоговые фоны вымеряли. Что не попадало в кадр, уже не считалось как часть выполненной нами работы. Вообще работа условно оценивалась по восьми категориям сложности.

Фон к мультфильму «Мышь и верблюд» (1987) / Фото: из личного архива Анны Львовны Атамановой
Фон к мультфильму «Мышь и верблюд» (1987) / Фото: из личного архива Анны Львовны Атамановой

Самым простым считался гладкий одноцветный кадр. Но и тут простота обманчива: надо правильно подобрать цвет, «раскатать» краску, чтобы все было идеально гладко. Из-за увеличения на экране становятся явными все ошибки. Поэтому даже в гладком кадре нужно быть внимательным к мельчайшим деталям, например, не оставить случайно волосок от кисточки.

 

Техника ограничена лишь фантазией

Говоря о технике рисунка, надо учитывать, что у каждого художника своя манера, плюс она меняется в зависимости от конкретного мультфильма. Вспоминая мультфильмы, над которыми я работала, не могу выделить какой-то один, я любила все.
 

Современные технологии позволяют сделать так много и главное, так быстро. И все-таки они не позволяют передать душу художника.


Мне кажется, не любя, ничего и не сделаешь. Но прежде всего, я любила художников, с которыми работала: Макса Жеребчевского, Даниила Менделевича, Сергея Алимова, Владимира Зуйкова. Мне посчастливилось работать на нескольких картинах у Инессы Ковалевской, а она часто сотрудничала с разными талантливыми художниками (Анна Львовна работала над м/ф «В порту» (1975) и «Детский альбом» (1976) — прим. tvkinoradio.ru).

Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль
Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль

Для меня интересной техникой была работа на фактуре заливочной краски. Уже на залитый на целлулоид рисунок надо было наносить фон. Сложность в том, что ты работаешь с изнаночной стороной и видишь все задом наперед. Так я делала фоны в «Лисе Патрикеевне» Галины Бариновой, а также многие картины Анатолия Петрова.
 
Мультфильм  «Лиса Патрикеевна» (1982)

Мы часто изобретали разные техники нанесения фактуры — с помощью куска мятой пергаментной бумаги, губки, щетки, пера и так далее. Можно сказать, все ограничивала лишь фантазия. Мне очень помогало художественное образование, быстрая хватка и умение многое делать руками. В юности я училась в училище народных промыслов, умела шить, плести кружево, мастерить поделки. Все эти навыки пригодились в мультипликации.

 

В ногу со временем

Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль
Художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль

Считается, что в 1960-е годы в нашей анимации стало принято более условное изображение персонажей и фонов, чем в 1950-е. Конечно, со временем техника менялась. Это отлично видно на примере творчества моего отца.

В 1920-х, когда он начинал, рисунок был простым, во многом похожим на шарж. Вернувшись на «Союзмультфильм» после войны, он создал фильмы в классической технике — «Желтый аист» (1950), «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), «Снежная королева» (1957). Фоны в них очень богаты на детали, хотя встречаются и строгие минималистичные композиции, которые оттеняют общую стилистику живописного изображения.

Кадр из фильма «Снежная королева» (1957) / Фото: «Союзмультфильм»
Кадр из фильма «Снежная королева» (1957) / Фото: «Союзмультфильм»

Художественное решение всегда зависело от конкретного сюжета. Например, уже в 1984 году Иванов-Вано снял «Сказку о царе Салтане» в старой классической технике, хотя до этого у него были новаторские работы «Левша» (1964), «Сеча при Керженце» (1971). Последний — совместно с Юрием Норштейном. Во всех случаях нельзя забывать про работу художника-постановщика, именно он определяет визуальный стиль будущего фильма. Фоновщики в своей работе опираются на это решение.

Кадр из мультфильма  «Сказка о царе Салтане» (1984) / Фото: «Союзмультфильм»
Кадр из мультфильма  «Сказка о царе Салтане» (1984) / Фото: «Союзмультфильм»

Я помню, в более поздней моей работе — мультфильме Елены Федоровой «Загадка» (1988) мы использовали минималистичные композиции, акварель и простые цвета. Практически все режиссеры и художники шли в ногу со временем, стараясь не забывать опыт прошлого.

Кадр из мультфильма «Загадка» (1988) / Фото: из личного архива Анны Львовны Атамановой
Кадр из мультфильма «Загадка» (1988) / Фото: из личного архива Анны Львовны Атамановой

В качестве источников вдохновения могли использоваться референсы из живописи. К примеру, делая мультфильм «Балерина на корабле» (1969), отец в качестве отправной точки для решения фонов выбрал картины Рауля Дюфи. А Андрей Хржановский в «Стеклянной гармонике» опирался на известные полотна Рене Магритта.

Кадр из фильма «Стеклянная гармоника» (1968) / Фото: «Союзмультфильм». Картина «Человек в котелке», Рене Магритт
Кадр из фильма «Стеклянная гармоника» (1968) / Фото: «Союзмультфильм». Картина «Человек в котелке», Рене Магритт

 

Несколько слов о современной анимации

Я не отрицаю компьютерную анимацию. Время течет, технологии меняются. Но мне не нравится компьютерный рисунок. Когда ты делаешь рукой, ты делаешь с сердцем. Казалось бы, современные технологии позволяют сделать так много и главное — так быстро. И все-таки они не позволяют передать душу художника.

Я смотрю новые работы «Союзмультфильма». Среди них есть хорошие, например, был чудесный мультфильм «Два трамвая» (2016). Есть много достойных работ в авторской анимации. Но это другое. Мне кажется, очень важно не забывать опыт прошлого.
 
Мультфильм «Два трамвая» (2016) реж. Светлана Андрианова

За рубежом наряду с компьютерной анимацией продолжают применять старые техники. Надо подбирать такие художественные решения, которые будут созвучны характеру истории. Для меня по-прежнему в рисунке, сделанном рукой, больше жизни, а компьютерное изображение — мертвое. Надеюсь, время в итоге всех рассудит.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: художник-фоновщик студии «Союзмультфильм» Анна Львовна Атаманова / Фото: Евгений Пахоль

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8594
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3551
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2403
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1752
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее